Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения

"Промтрактор" отказался от ERP

Компания "Промтрактор" продолжает автоматизацию управления и производства на базе разнородных программных продуктов. Вместо "тяжелых" ERP- и MRP-систем руководство предприятия делает ставку на интеграцию и реализацию концепции "бережливого производства" японского автопроизводителя Toyota.

От единой ERP отказались

В настоящее время управление конструкторско-технологической подготовкой производства "Промтрактора" осуществляется с помощью системы TechnologiCS от СSoft, управление финансово-хозяйственной деятельностью – системой "Парус" от одноименного поставщика, а управление производством реализовано на системе собственной разработки. Сегодня она заменяется на PRO-Industry Production Network (прежние названия LiPRO, LS Production Network) – производитель SysPro Gmbh (Германия), поставщик – "Айтекс-Про" (Москва). Ее задача - объемно-календарное планирование производства и закупок до уровня цеха, а на уровне рабочих центров (участки, группы станков) работает "производящая сеть", соединяющая их связями "поставщик – потребитель", что позволяет реализовать "вытягивающую систему" по типу "Канбан". Все системы информационно увязываются на уровне справочников, обмениваются информацией. Кроме того, на "Промтракторе" используются такие программные продукты, как система управления документами Notes/Domino, биллинговая система, система управления энергообеспечением и др.

Внедрение модуля оперативного управления производством в скором времени будет завершено и начнет давать результаты
Внедрение модуля оперативного управления производством в скором времени будет завершено и начнет давать результаты

Таким образом, в окончательном виде ИАСУ "Промтрактора" будет состоять из 3-х основных систем: "Парус" , TechnologiCS и PRO-Industry. В 2007 году создание ИАСУ должно быть в целом завершено, в последующие несколько лет будет проводиться ее эксплуатация и совершенствование, в том числе на условиях аутсорсинга для других предприятий концерна "Тракторные заводы".

ИТ-директор уверен, что единой автоматизированной системы не будет на "Промтракторе" и через 10 лет. "Это заблуждение, что если работают разные автоматизированные системы, то нет единого информационного пространства, - говорит Алексей Головин. - Передать транзакции из одной системы в другую несложно, единое информационное пространство создается в первую очередь единством справочников. Конечно такая интеграция тоже стоит денег, но это не те затраты, которые потребуются при внедрении единой ERP-системы. Сейчас все понимают, что так называемая "лоскутная автоматизация" - это нормально, главное понимать это с самого начала и готовиться к этому. Сейчас многие производители корпоративных систем, например, SAP, Oracle, Microsoft и IBM, активно создают интеграционные платформы. Не существует одной совершенной системы, а если бы она была, тогда все бы только ее и покупали".

Сложный выбор финансовой системы

Выбор системы для автоматизации финансов, экономики и логистики осуществлялся среди систем "среднего" ("Галактика", "Парус", Axapta) и "тяжелого" класса (R/3, Baan, One World). Провели заочный тендер с референс-визитами и презентациями, на основании которых была составлена рейтинговая таблица по трем показателям: цена, функциональность, технологичность. Поскольку вес ценового показателя был достаточно велик, в конкурсе победила АС "Парус", стоимость лицензий которой составляет до 1 тыс. долл.

Одним из важных факторов в пользу принятия решения стала открытая структура БД. "Мы можем подключаться к базе данных, минуя саму систему, доступ на чтение можно обеспечить уже сейчас. Если надо посмотреть что-то простое, мы дадим это сделать напрямую или через Lotus Notes. Если более сложное - будем использовать OLAP-куб, - говорит Алексей Головин. – у системы понятная архитектура. Поскольку у нас несколько систем, нам важно знать, как все интегрируется". Еще одним фактором выбора стала возможность взять систему на пробную эксплуатацию (не все поставщики идут на это, боясь дискредитации системы "неопытными тестерами"). Это тоже принцип Toyota - "генти генбуцу" - "иди и смотри", т.е. чтобы принять правильное решение нужно все увидеть своими глазами.

С начала 2004 г. на "Промтракторе" начали описывать соответствующие бизнес-процессы, в ноябре 2004 г. стартовал процесс внедрения финансовой системы.. Предпроектное обследование заняло 3 месяца, за это время было произведено обследование объекта, описаны бизнес-процессы "как есть", выбрана система, создана команда проекта. В 2005 г. купили лицензии системы и в течение 4 месяцев производили техническое проектирование: обучение системе команды проекта, макетирование бизнес-процесссов "как будет" и демонстрацию их пользователям, принятие согласованного решения (реализация принципа "немаваси" - совместного обсуждения проблем и потенциальных решений). Ввод системы в действие произвели за 3 месяца. Конечно, это не означает, что работы по системе прекратились, они продолжаются и сейчас (принцип "найдзен" - непрерывное совершенствование как бизнес-процессов, так и системы).

В настоящее время на "Промтракторе" введены в промышленную эксплуатацию 3 модуля системы, автоматизирующие учет договоров, закупки, маркетинг и реализацию, складской учет, бухгалтерский и налоговый учет, управление финансами. Динамическое подключение пользователей позволяет при наличии 145 лицензий работать 600 пользователям. Также имеется 20 лицензий по сведению отчетности. Реализована отказоустойчивая технология работы на базе Linux–кластера и терминального доступа. В 2006 г. планируется внедрить 50% функционала системы. В настоящее время переписано или дописано около 20% ее кода.