PepsiCo: Мы активно смотрим на digital marketing, social технологии и Big Data
О том, как автоматизирована работа компании PepsiCo Russia, а также о планах по дальнейшему совершенствованию ИТ в интервью CNews рассказал Сергей Коротков, директор ИТ-департамента PepsiCo Russia.CNews: Расскажите, какую роль играет автоматизация в деятельности PepsiCo Russia?
Сергей Коротков: Компания PepsiCo – крупнейший производитель продуктов питания и напитков в России. Поэтому перед ИТ-департаментом стоят важные и сложные задачи по внедрению решений и оптимизации бизнес-процессов, которые направлены на повышение эффективности компании, увеличение продаж и сокращение расходов. Мы стараемся своевременно отвечать на внешние и внутренние изменения, адаптировать и «подкручивать» существующие решения.
Так, сейчас мы вносим существенные изменения в системы автоматизации наших продаж и коммерческой деятельности, расширяя существующую корпоративную SAP-платформу и интегрированные системы взаимоотношений с клиентами.Эта автоматизация поможет нам улучшить интегрированность процессов продаж «в полях», поддержки бэк-офиса, операционно-логистических процессов, управлением выручкой и ряда других процессов, позволяя не только повысить общую эффективность, но и принимать лучшие управленческие решения за счет консолидации информации.
Очень большой задачей для нашего подразделения является интеграция систем и процессов вошедшей в 2011 году в «семью» PepsiCo компании «Вимм-Билль-Данн».
Кроме проектной деятельности очень важным для нас является предоставление ИТ-сервисов высочайшего качества нашим пользователям. Мы прилагаем существенные усилия, стараясь постоянно слышать потребности наших «внутренних клиентов» и улучшать или изменять наши сервисы, чтобы удовлетворять или превосходить ожидания.
И, конечно же, мы пытаемся делать PepsiCo хорошим и интересным местом для «жизни» айтишников, создавая эффективные карьерные модели для привлечения и удержания талантливых специалистов.
CNews: Какие проблемы компании удается решать с помощью ИТ?
Сергей Коротков: Мы предпочитаем говорить не о проблемных зонах, а о возможностях для улучшения. При этом мы фокусируемся на областях, дающих максимальный возврат от инвестиций, как сейчас, так и в стратегической перспективе.
Сейчас в сегменте FMCG большое внимание уделяется эффективности продаж и оптимизации операционных расходов. Поэтому мы оптимизируем наши системы Go-To-Market, чтобы соответствовать меняющемуся миру и меняющимся требованиям наших клиентов. При этом мы выходим за границы компании, делясь нашей моделью продаж и системами с дистрибьюторами, что позволяет им, используя годами накопленный нами опыт, выстраивать свои процессы продаж более качественно и эффективно и развивать рынок в целом.
Мы также видим и другие хорошие возможности для развития: оптимизация операций и логистики, управления складами и транспортом – это области постоянного улучшения.
Сергей Коротков: Мы были одной из первых компаний в нашей отрасли, начавшей работать с электронными счетами, что позволило существенно уменьшить ручную бумажную работу
В рамках интеграции с «Вимм-Билль-Данном» перед нами стоит важная внутренняя задача – развертывание системы SAP HR, благодаря которой у нас будет консолидированное представление обо всех сотрудниках, работающих в компании.
Кроме того, когда в «семью» PepsiCo вошел молочный бизнес «Вимм-Билль-Данн», возникла необходимость перестроить системы компании на режим 24/7. Раньше для дистрибуции продуктов долгого срока хранения (вода, газированные напитки, соки, снеки) достаточно было «дневного» режима работы. Молочный бизнес (т.е. скоропортящиеся продукты) внес свои коррективы: если вовремя не отправить продукцию, во-первых, пострадает ее качество, а во-вторых, поставщик может заменить нас конкурентом, что негативно скажется на наших продажах. Поэтому теперь мы поддерживаем ключевые процессы, связанные с производством, приемкой заказов и поставками в круглосуточном режиме без выходных.
Раньше мы могли позволить себе останавливать некоторые системы для обслуживания на довольно продолжительное время. Сейчас динамика бизнеса требует постоянной работы и доступности систем. Сейчас многие важные для бизнеса системы работают в режиме высокой доступности и с минимальными окнами для обслуживания и обновления.
CNews: Существуют ли в компании трудоемкие задачи, которые до сих пор приходится выполнять вручную?
Сергей Коротков: Что касается трудоемких задач, выполняемых вручную, конечно, в нашей компании они есть. Однако развитие корпоративной платформы автоматизации позволяет шаг за шагом автоматизировать такие процессы.
Мы были одной из первых компаний в нашей отрасли, начавшей работать с электронными счетами, что позволило существенно уменьшить ручную бумажную работу. Мы также работаем над усовершенствованием системы документооборота и внутри компании.
CNews: Какие ИТ-проекты реализуются в компании сейчас?
Сергей Коротков: Сейчас одним из наиболее приоритетных является проект трансформации коммерческой деятельности, о котором я уже пару раз упоминал. Это уникальный с точки зрения объема и сложности проект, который включает внедрение системы автоматизации продаж PepsiCo на базе современных мобильных устройств и ее интеграцию с SAP.
Учитывая масштабы деятельности компании PepsiCo в России и ассортимент нашей продукции, перед командой проекта стоит непростая задача. Проектной группе предстоит не просто запустить новый модуль, но и интегрировать его в развитую системную архитектуру, уже управляющую большинством процессов бэк-офиса и операций, включая производство, управление складами и транспортом, а также построить интегрированную систему отчетности. В результате реализации проекта будут охвачены несколько тысяч сотрудников PepsiCo, работающих в коммерческой функции.
CNews: Какова динамика вашего ИТ-бюджета? Как он распределяется между подразделениями?
Сергей Коротков: Мы стараемся удерживать бюджет на одном уровне. Стоимость базового сервиса ежегодно сокращается примерно на 3–10% за счет решений, направленных на повышение его эффективности. В то же время ежегодно появляются новые проекты, на которые необходимы дополнительные инвестиции. За счет таких новых проектов в итоге бюджет или остается на уровне прежних лет, или увеличивается.
В российском подразделении PepsiCo более 30 производственных площадок, а также большое количество дистрибуционных центров. Поэтому при распределении бюджета на ИТ-проекты мы собираем информацию от регионов, смотрим, какие решения мы можем сделать централизовано, что можем оптимизировать. Далее после защиты бюджета мы каскадируем его обратно в регионы. Бывает, что в процессе исполнения бюджета нам приходится переносить средства из одного регионального филиала в другой. Такие решения принимаются на уровне руководства ИТ-департамента.
CNews: Как вы выбираете решения и поставщиков решений?
Сергей Коротков: В PepsiCo централизованное управление портфелем проектов и решений. Любой сотрудник с любой площадки PepsiCo всегда может предложить проект или идею для включения в портфель. Мы приветствуем такие инициативы. Если в результате оценок идея докажет свою состоятельность, то она будет внедрена не в одном регионе, а в нескольких (возможно, и во всех регионах присутствия PepsiCo в России) для увеличения эффекта и оптимизации затрат.
Также в нашей компании есть определенная процедура выбора и оценки поставщиков. Только те поставщики, что отвечают нашим строгим критериям, становятся нашими подрядчиками. Региональные площадки получают централизованное решение по работе с поставщиками. При этом мы приветствуем случаи, когда мы получаем локальные предложения, соответствующие всем нашим требованиям и позволяющие, получить те же продукты или услуги по более низкой суммарной стоимости.
CNews: Расскажите о ваших планах – какие проекты планируются в ближайшее время?
Сергей Коротков: Мы планируем замену некоторым продуктам и решениям. Это связано с изменением бизнеса, с лучшим качеством новых продуктов, которые мы выбираем. Также переход на новые решения обуславливается экономической целесообразностью. В частности, мы активно смотрим на развитие digital marketing и social технологий, а также на big data.
При оценке ИТ-решений мы в первую очередь смотрим на возврат от инвестиций. Для нас важно, чтобы это был окупаемый и надежный проект, при этом размер инвестиций нас не пугает. Также мы, естественно, оцениваем риски и соответствие решений нашей стратегии.