Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения

Михаил Порядин: Кризис "подтолкнет" рынок аутсорсинга в России

Российский сегмент ИТ-аутсорсинга в целом повторяет путь, пройденный сервис-провайдерами на Западе, отставая на 5-10 лет. Сейчас рынок только формируется, и кризис может стать дополнительным драйвером для его становления. О преимуществах ИТ-аутсорсинга и роли игроков этого рынка CNews рассказал Михаил Порядин, заместитель генерального директора компании "Россервис".

CNews: Что сейчас происходит с ИТ-аутсорсингом, насколько данный сектор развит в России, насколько сильно мы отстаем от Запада?

Михаил Порядин: Россия копирует Запад с отставанием на несколько лет. Взглянув на зарубежные аутсорсинговые компании, можно сказать, что отечественный рынок находится на начальном этапе развития и имеет большие перспективы.

Активному росту может способствовать несколько факторов. Так, происходящие в последнее время глобализация и консолидация рынка привели к тому, что компании расширяются и, соответственно, растут их требования к используемым ИС. Кроме того, с каждым годом вычислительная техника становится сложнее и требует все более квалифицированных специалистов, которые будут ее обслуживать. Помимо всего прочего, расширяясь, компании начинают оценивать свои издержки и задумываться о том, осуществлять ли техническое обслуживание своими силами или отдавать на аутсорсинг.

Запад уже прошел этот путь. И крупные корпорации, и госструктуры, и сектор СМБ – все в Европе прекрасно понимают, что гораздо проще передать обслуживание компании-профессионалу, которая проконсультирует, поможет организовать бизнес-процессы и выполнить непосредственно обслуживание технических средств и систем.

Безусловно, рынок ИТ-аутсорсинга в России сейчас только зарождается и начинает развиваться. Потенциал его огромен. Думаю, что на какой-то более-менее серьезный уровень мы сможем выйти через 3-5 лет.


Потенциал рынка ИТ-аутсорсинга в России огромен

России нужен организованный рынок. Недавно начало работать некоммерческое партнерство содействия развитию стратегического аутсорсинга (НП "Астра"), одним из учредителей которого является компания "Россервис". Планируется создание комитетов по работе с госструктурами, по стандартизации, по исследованиям. Ведь все компании, работающие в сфере ИТ-аутсорсинга, заинтересованы в том, чтобы рынок был более прозрачным, структурированным, а услуги были стандартизированы. Должна существовать единая терминология, чтобы заказчики и аутсорсеры говорили на одном и том же языке. Это очень важно хотя бы для того, чтобы объяснить заказчику выгоды ИТ-аутсорсинга – ведь когда он видит, что компании под одним и тем же подразумевают разные вещи – это вызывает недоверие. Поэтому создание организации можно назвать знаковым явлением в развитии рынка.

CNews: В России в связи с кризисом резко возрос интерес к теме ИТ-аутсорсинга. Как вы считаете, с чем это связано?

Михаил Порядин: Совершенно очевидно, что в текущей экономической ситуации многие компании попали в зону риска и вынуждены сокращать свои бюджеты, в первую очередь, инвестиционные, и задумываться о том, как и где можно сэкономить. И в этой связи компании рассматривают аутсорсинг не как выход на новый уровень, а как способ сокращения издержек.

Сложно прогнозировать, однако практика показывает, что на Западе компании, занимающиеся сервисом и обслуживанием, в кризис увеличили объем, некоторые практически удвоили свой бизнес, именно потому, что многие корпорации и крупные предприятия отдавали непрофильные издержки на аутсорсинг. Поэтому мы достаточно оптимистично смотрим и на будущее данного сегмента рынка в целом, и на развитие нашей компании в частности.

CNews: Что компании чаще всего отдают на ИТ-аутсорсинг?

Михаил Порядин: Компании в первую очередь пытаются передать на аутсорсинг то, что стандартизировано, но в то же время требует высоких компетенций. Это процессы обслуживания средств вычислительной техники, копировально-множительных аппаратов, локальных вычислительных сетей, структурированных кабельных систем, и, соответственно, телекоммуникаций, телефонии. Обслуживание требует высококвалифицированных специалистов, а они стоят дорого. Поэтому гораздо проще отдать все эти средства и системы на аутсорсинг компании-профессионалу.

CNews: Как можно сэкономить при помощи ИТ-аутсорсинга?

Михаил Порядин: Аутсорсинговый проект можно рассматривать с двух позиций. У крупных компаний - глобальный подход к данному вопросу. Они прекрасно понимают, что для того, чтобы передать процесс на аутсорсинг, нужно сначала вложить денежные средства, заплатить за консалтинг, создать технический проект, разработать систему управления этим процессом. И только через какое-то время этот проект будет окупаться. Очевидно, что компании, передавая что-либо на аутсорсинг, опираются на существующий мировой опыт, например, ITIL. Помимо этого, существуют показатели качества, которые нужно выдерживать и требовать от компаний, предоставляющих данные услуги.

С другой стороны, небольшой компании гораздо проще сразу передать непрофильные процессы на аутсорсинг – не держать у себя штат, а описать все бизнес-процессы, понять, как они взаимосвязаны, определить, как проводится гарантийное и постгарантийное обслуживание, сформировать и запустить в работу регламенты.

CNews: Тогда что тормозит ИТ-аутсорсинг в России?

Михаил Порядин: В нашей стране еще не сформирована потребность заказчика в таком продукте. Как я уже говорил, Россия сейчас находится на стадии зарождения крупного аутсорсингового рынка, когда с одной стороны необходимо формировать потребность, объяснять бизнесу, что это нужно и эффективно, а с другой – надо просто улучшать качество и отлаживать свои процессы на уже существующих проектах.


В нашей стране еще не сформирована потребность заказчика в ИТ-аутсорсинге

На западе аутсорсинговые компании проводят полную декомпозицию бизнес-процессов заказчика, выделяют те компоненты, которые нужно передать на ИТ-аутсорсинг. Они берут на обслуживание технику, ПО, прикладные задачи. Таким образом, компания-заказчик концентрируется только на профильном бизнесе, а все остальные задачи решает аутсорсер.

Зарубежные компании сейчас занимаются оптимизацией бизнес-процессов, внедряют и осваивают новые технологии. А мы находимся на другом этапе – мы только формируем спрос и объясняем компаниям, что они получат, передав нам на обслуживание те или иные процессы.

CNews: Перейти на ИТ-аутсорсинг, сделать первый шаг довольно затратно. Что заставит компании в условиях кризиса вложить финансовые ресурсы в это решение?

Михаил Порядин: Можно по-разному подходить к этому вопросу. Например, небольшая компания может просто сократить количество технических специалистов. А мы, в свою очередь, проводим анализ, помогаем компании описать существующие бизнес-процессы и передать технику и технологии нам на обслуживание.