Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Законодательство

Леонид Ухлинов: Мы предлагаем новую схему работы с западными ИТ-лидерами

1 февраля Минэкономразвития и Минобрнауки заканчивают формирование перечня приоритетных технологических платформ, которые будут составлять основу модернизации российской экономики. Всего подано более 170 заявок от различных организаций. Одна из них касается формирования Национальной программной платформы (НПП). О ее целях, задачах и первоочередных планах корреспондент CNews беседует с координатором этой технологической платформы, генеральным директором компании "Концерн "Сириус", входящей в госкорпорацию "Ростехнологии", Леонидом Ухлиновым.

Программное обеспечение, входящее в единую инфраструктуру, может распространяться на условиях различных лицензий, но в основу закладываются программы со свободной лицензией. Исходные тексты программ могут быть открытыми или закрытыми, в зависимости от бизнес-модели, используемой правообладателем, от соображений секретности и других. Принципы распределенной разработки как раз предполагают возможность самостоятельного ведения своих компонент ПО при использовании общей основы.


Леонид Ухлинов: Особенно важно участие в НПП отечественных разработчиков несвободных программных продуктов

CNews: Потенциальные пользователи платформы - только бюджетные организации?

Леонид Ухлинов: Пользователи платформы — это, прежде всего, разработчики, а вот результатами их разработки смогут воспользоваться и бюджетные организации, и госкорпорации, и частный бизнес, и граждане.

CNews: Правда ли, что в качестве базовой выбрана уже существующая платформа ALT Linux?

Леонид Ухлинов: У ALT Linux есть серьезные наработки в области создания распределенной инфраструктуры разработки, и ими надо в полной мере воспользоваться при построении НПП. Эти наработки доказали свою эффективность выпуском на их основе достаточно широкого спектра дистрибутивов Linux. Серьезные наработки в области ведения профилей стандартов, и прежде всего в области верификации программ есть у ИСП РАН. Большие заделы есть и у других участников, присоединившихся к нашей технологической платформе.

Особенно важно участие в НПП отечественных разработчиков несвободных программных продуктов, обладающих уникальными компетенциями в своих областях, таких как 1С, ABBYY, АСКОН, "Спирит", "Топ-системы", "Информзащита", "КриптоПро", "КриптоКом" и другие.

CNews: Была (или будет) конкурентная борьба с другими разработчиками СПО?

Леонид Ухлинов: И у разработчиков СПО, и у разработчиков проприетарного ПО была и будет конкурентная борьба за госконтракты, за конкретных заказчиков, за сегменты рынка. Это естественно и правильно. Но в рамках технологической платформы речь идет об объединении усилий на доконкурентном этапе. Разработчики СПО среди общего числа участников сегодня находятся в меньшинстве. Но мы понимаем важность использования СПО в базовой части, важность использования того богатства технологий, которое нам свободно доступно, и мы понимаем важность наращивания отечественной компетенции в этой области. Кроме того, нам очень важен опыт проектов СПО по организации распределенной разработки силами участников, зачастую находящихся в разном административном подчинении.

CNews: Как же несвободные программы впишутся в свободную платформу? Разработчики должны будут открыть коды?

Леонид Ухлинов: Свободные и несвободные программы уже сейчас успешно используются совместно. Например, под управлением свободной ОС Linux уже сейчас работают такие проприетарные продукты как СУБД Oracle, DB2, "Линтер", системы управления и учета SAP, версии 8.2, ГИС "Панорама", продукты для шифрования и защиты данных от "КриптоПро", "КриптоКом", Dr.Web, "Лаборатории Касперского". Использование единой инфраструктуры и единого набора профилей стандартов позволяет разрабатывать совместимые продукты, выпускаемые под различными лицензиями — как свободными, так и проприетарными. Организации, которые по тем или иным причинам не хотят или не могут раскрывать свои разработки, могут синхронизироваться с единой инфраструктурой только в базовой части, поддерживая при этом собственные закрытые ветви.

CNews: То есть участвовать в проекте может любой разработчик ПО? Вообще, легко ли войти в проект?

Леонид Ухлинов: Для этого нужно принимать общую концепцию проекта, быть готовым сделать шаги в области интеграции разработки и в области следования единому набору профилей стандартов. Но важно, что к проекту могут подключиться не только фирмы — коммерческие разработчики ПО (свободного или проприетарного). Войти в проект могут и те, кто заинтересован в результатах этой совместной работы, например фирмы, производящие компьютерное или телекоммуникационное оборудование, региональные органы власти и федеральные ведомства, заинтересованные в получении определенного набора решений. Интерес академических НИИ и ВУЗов может заключаться в укреплении связей с высокотехнологичными фирмами, заинтересованными в решении фундаментальных проблем и знающими при этом реальные потребности рынка. Вовлечение в реализацию масштабных проектов может позволить НИИ вести серьезные перспективные исследования, а ВУЗам — актуализировать учебные программы, привлечь к преподаванию действующих практических специалистов в области ИКТ, вовлечь студентов и аспирантов в работу в рамках современных актуальных проектов.