Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения

Компьютерные спецэффекты: как их делают в России

По масштабам и зрелищности спецэффектов, создаваемых средствами компьютерной графики, российский кинематограф пока отстает от западного. Во многом это объясняется отсутствием в России необходимой технологической базы для их производства. Однако по большому счету вычислительный центр для киностудии ничем не отличается от вычислительного центра, например, для нефтегазового комплекса. Примером тому послужил ЦОД, построенный компанией Kraftway для новой студии режиссера Тимура Бекмамбетова и ставший первым российским решением, задействованным в создании голливудского блокбастера.

Как уже было отмечено, в ходе проекта специалистами Kraftway были решены две задачи – техническая база для создания спецэффектов и ИТ-инфраструктура студии. Для решения первой посредством анализа были определены аппаратные параметры системы, и в первую очередь учитывались требования к производительности. Также немаловажным фактором стали внешние условия – небольшая площадь отведенного под вычислительный центр помещения и невысокая прочность межэтажных перекрытий. Это означало, что оборудование должно иметь минимально возможный объем, массу и отличаться пониженным тепловыделением.

В результате в разработанный Kraftway вычислительный кластер вошли 32 сервера Kraftway Express ISP ES12, каждый из которых содержит два четырехъядерных процессора Intel Xeon 5320 и 8 Гб оперативной памяти. В качестве интерфейса для обмена данными используется Gigabit Ethernet. Благодаря тому, что применялись стандартные компактные серверы с высотой корпуса 1U, весь вычислительный кластер, включая коммутационное оборудование, удалось разместить в одной стойке 42U. Финальный рендеринг и распределение аппаратных ресурсов при обработке больших сцен выполняется с помощью специализированного программного пакета Mental Ray.

Тимур Бекмамбетов – российский режиссер, академик Российской Академии Рекламы. Является режиссером и продюсером нескольких художественных фильмов, в том числе картин "Ночной дозор", "Дневной дозор", "Ирония судьбы. Продолжение". В 1991 году основал в Москве производственную кинокомпанию "Базелевс", которая занимается созданием ТВ-рекламы, художественного и документального кино, а также музыкального видео.

Предложенное решение для хранения данных сочетает СХД Kraftway-Hitachi AMS200 и роботизированную ленточную библиотеку Tandberg StorageLibrary T40. Система включает 30 накопителей объемом 300 Гб с интерфейсом FibreChannel и 45 накопителей объемом 500 Гб с интерфейсом SATA. Роботизированная ленточная библиотека Tandberg StorageLibrary T40 включает приводы для работы с картриджами LTO-3 и LTO-4 и 24 сменных картриджа. В данной конфигурации максимальная физическая емкость составляет 19 Тб. ПО для резервного копирования, поставляемое в комплекте, позволяет реализовать непрерывную защиту данных.

На рабочих местах сотрудников установлены персональные компьютеры Kraftway Credo KC51 и мониторы диагональю 24 дюйма. Каждая система работает на базе двухъядерного процессора Core 2 Duo E6700, имеет 4 Гб оперативной памяти и ускоритель NVIDIA GeForce 8800GTS. В работе аниматорами используются программные пакеты Autodesk 3ds Max 2008 и Autodesk Maya 2008.

Для решения второй задачи – построения ИТ-инфраструктуры студии – использовались четыре сервера Kraftway Express ES24, которые выполняют функции контроллера домена, FTP-сервера, обеспечивают маршрутизацию интернет-трафика и хранение данных пользователей. Также основу инфраструктуры составило активное сетевое оборудование производства 3Com и пассивное от AESP и APS. В рамках проекта была реализована и беспроводная сеть Wi-Fi 802.11g.

Для обеспечения непрерывности работы такого количества оборудования, как и в любом ЦОДе, была создана система бесперебойного питания. В нее вошли три ИБП производства компании АРС, которые могут поддерживать работу основных сервисов в течение двух часов.

Чудес не потребовалось и при создании системы охлаждения – удалось обойтись двумя кондиционерами суммарной мощностью 16 КВт.

Вот такое кино

Всего для создания студии было поставлено оборудования более чем на миллион долларов. Однако просчитывать, насколько выгодной была эта покупка, у заказчиков не было ни желания, ни необходимости. "Компания занимается делом, и наша задача сделать качественный продукт, а не рассчитывать сокращение расходов. Но именно с точки зрения обеспечения качества важность получения нами новых производственных мощностей переоценить сложно: это дает достаточно большой простор для творчества. Если раньше ты получал результат через два дня и понимал, что что-то получилось не то, а переделать, может быть, уже нет времени, то сейчас художник может "поиграть" с визуальными эффектами. Основной кадр нового фильма мы переделывали раз пятьдесят, прежде чем получили то, что хотели – настоящее бьющееся стекло, летящий человек. Если сейчас сцена считалась около двадцати часов, то на старой ферме на нее ушло бы четыре месяца. В результате мы бы остановились на менее проработанном варианте или вообще не стали бы делать эту сцену".


В картину будет включено более 1000 фрагментов разной продолжительности, сгенерированных с помощью компьютерных технологий

Пока соглашение между Тимуром Бекмамбетовым и Kraftway заключено на три года, в течение которых компания будет осуществлять сервисную поддержку и модернизацию созданного комплекса. Соответственно, и все фильмы, которые режиссеру предстоит снять за это время, будут обрабатываться там. И есть и все основания полагать, что тремя годами сотрудничество не ограничится. Как прокомментировал Алексей Кравцов, "Тимур очень увлечен компьютерной графикой и сложными спецэффектами. Он всегда полон новых идей. Я уверен, что наша техника еще не раз поможет ему воплотить в жизнь самые смелые творческие начинания, и, возможно, на стыке кино и информационных технологий со временем будет создано совершенно новое, прорывное направление искусства".

Несмотря на то, что с технической точки зрения созданный HPC-комплекс стал, можно сказать, рядовым в биографии Kraftway, он способен оказаться знаковым явлением для российского кинематографа, дав отечественным режиссерам в руки те же инструменты, что есть у их западных коллег. Как отметил Тимур Бекмамбетов, "по сравнению с Голливудом, у нас таких студий мало, не поспоришь. Но в Голливуде они существовали и 15, и 20 лет назад, когда в России просто не было возможности этим заниматься. Достать хорошую, профессиональную технику для создания спецэффектов было почти невозможно. Сейчас ситуация изменилась. Причем значительно. Думаю, скоро в России не будет такого дефицита".

Екатерина Толкачева / CNews