Разделы

Цифровизация Инфраструктура

ИТ-бенчмаркинг. Опыт "Лукойл-Информа"

Головная организация по информационно-технологическому обеспечению группы "Лукойл" - "Лукойл-Информ" - находится в положении, при котором не использовать бенчмаркинг невозможно. Опыт компании показывает, что эффективность информационных и телекоммуникационных технологий (как и других технологий) в бизнес-процессах поддается оценке, но лишь в определенной степени.

Данные отчета показывают, сколько в среднем компании вкладывают в развитие ИТ, поддержку ИТ в целом и в расчете на одного пользователя, а также какой штат ИТ-специалистов всем этим занимается.

Использовать средние значения данных показателей следует очень осторожно. Во-первых, подразделения внутреннего аудита указали на значительное превосходство "Лукойла" по оборотам над "средней нефтяной компанией" отчета. По результатам проведенных переговоров компания Gartner стала предоставлять поправочные коэффициенты для "Лукойла" с учетом его масштаба и российской специфики.

Во-вторых, уровень информатизации в разных отраслях и странах неоднороден. Например, пик внедрения ERP-систем на Западе уже прошел, необходимая ИТ-инфраструктура развернута и передана в эксплуатацию. В российских компаниях – еще нет, поэтому здесь можно ожидать иного соотношения инвестиционных и операционных затрат.

В-третьих, на "Лукойл-Информ" возложены функции по автоматизации производства (АСУ ТП, КИПиА) и предоставления услуг связи, которые составляют значимую часть персонала и бюджетов. Кроме того, являясь самостоятельным юридическим лицом, "Лукойл-Информ" содержит аппарат управления (служба по персоналу, бухгалтерия, материально-техническое обеспечение и т.д.). ИТ-подразделения из базы сравнения в подавляющем большинстве этих функций не выполняют. Т.е. "яблоки" нельзя сравнивать с "грушами".


Бенчмаркинг как услуга всегда присутствует в портфеле крупных консалтинговых компаний

Российский рынок ИТ-бенчмаркинга пока еще очень скуден. В этих условиях "проглатывается" любая русскоязычная публикация с цифрами о затратах на ИТ, особенно подразделениями внутреннего контроля и аудита. Однако эта информация не всегда корректно интерпретируется.

Зачастую представляемые параметры ИТ-ресурсов российских компаний значительно ниже общемировых. Исследуя русскоязычные публикации по ИТ-бенчмаркингу, эксперты Gartner сделали два вывода. Так, во-первых, информатизация российских компаний ниже, чем в Европе и США. Во-вторых, ИТ-зарплаты в России в настоящий момент ниже, чем на Западе, однако они растут быстрее. Российские организации должны удостовериться, что производительность их ИТ находится на приемлемом уровне. Например, многим компаниям стоит обратить внимание на процессы ИТ-разработок и централизацию эксплуатационных функций. В противном случае в ближайшие годы некоторые ИТ-подразделения могут стать экономически неэффективными.

Иногда складывается ощущение, что манипуляции с цифрами лоббируются внешними ИТ-поставщиками, чтобы обосновать неэффективность внутренних ИТ-подразделений и способствовать решению об их выводе на аутсорсинг. К счастью, в последнее время после ряда ошибочных решений об ИТ-аутсорсинге, принятых крупными международными компаниями, бизнес-лидеры стали более взвешенно подходить к этому вопросу.

Бенчмаркинг №4: проекты внедрения SAP

В качестве одной из основных задач централизации ИТО "Лукойла" рассматривалось также управление долгосрочными проектами внедрения интегрированной системы на базе продуктов SAP. Поэтому одним из шагов стал аудит SAP-проектов компании. На схеме "Инициативы по бенчмаркингу на модели деятельности "Лукойл-Информ" место данного проекта показано цифрой "4". Источник внедрения информационных систем всегда находится в левом верхнем квадрате – бизнес должен оценить предполагаемые эффекты и сформулировать требования к системе, которые в конечном итоге повлияют на ее сложность (и, соответственно, стоимость). Определять степень достижения результатов после внедрения также должен бизнес, и здесь никакой специальной методики не существует. Через определенное время нужно сравнивать, соответствуют ли получаемые результаты ожидаемым эффектам.


Gartner стала предоставлять поправочные коэффициенты для "Лукойла" с учетом его масштаба и российской специфики

Целью проведенного бенчмаркинга стал анализ эффективности затрат на проекты и выделение ключевых факторов успеха внедрения. В качестве базы сравнения Gartner использовал данные по внедрениям в крупных географически распределенных компаниях похожего функционала SAP на аналогичное количество пользователей.

В результате удалось увидеть отклонения от общемировых тенденций как по срокам, бюджетам и персоналу, так и по отдельным проектным методикам. Эти данные были использованы при обосновании руководству "Лукойла" стратегических решений по проектам SAP и проведении дополнительных переговоров с SAP относительно стоимости лицензий для "Лукойла". Проекты были реструктуризированы. В настоящее время часть из них уже завершена и перешла в стадию эксплуатации.

Бенчмаркинг №5: оценка совокупной стоимости владения ИТ-инфраструктурой (TCO)

Как и в предыдущем случае, стоимость владения ИТ-инфраструктурой зависит от требований бизнеса (правый верхний квадрат схемы), в том числе выражающихся в соглашениях о качестве сервиса (SLA, Service Level Agreement). Когда перечень сервисов и требования к их качеству зафиксированы, можно говорить о совокупной стоимости владения ИТ-инфраструктурой (правый нижний квадрат схемы).

TCO (Total Cost of Ownership) является стандартным "бенчмаркинговым" продуктом Gartner, которому посвящено множество публикаций. Собираются детальные данные по затратам в рамках существующих шаблонов и экономических моделей Gartner. Исходя из уровня сложности ИТ-инфраструктуры выбирается база сравнения и целевые значения показателей. Ищутся существенные расхождения и их причины. Ситуация оценки TCO "Лукойла" оказалась для Gartner не совсем типичной, поскольку портфель "Лукойл-Информ" шире стандартного. Например, в нем присутствуют услуги по автоматизации производства, не предусмотренные эталонной экономической моделью Gartner, поэтому на данном этапе они были исключены из калькуляции затрат. Однако внутри Gartner начаты консультации по доработке модели TCO и сбору необходимой статистики.

Выводы

В ИТ-бенчмаркинге одинаково заинтересованы как управляющий бизнесом (CEO), так и директор по информатизации (CIO). CEO требуется независимый инструмент контроля качества работы ИТ-службы. CIO, в отличие от внешнего ИТ-поставщика, ставит своей целью не максимизацию своей прибыли, а долгосрочное партнерство. Поэтому ему также необходимо иметь объективную информацию о лучших мировых практиках и регулярно корректировать вектор ИТ-развития.

Бенчмаркинг – это не разовая инициатива. Он очень критичен к качеству методики и данных сравнения. Поэтому плохой бенчмаркинг не нужен и даром, а хороший - стоит недешево. Например, сопоставительный анализ Gartner или Aupec вряд ли по силам небольшим компаниям. Возникает резонный вопрос: а стоят ли эффекты от бенчмаркинга затраченных на них средств? На него не всегда можно дать положительный ответ. Однако большая часть клиентов Gartner остаются удовлетворенными результатами сравнительного анализа, поскольку на его основе становятся понятными области для оптимизации. Даже результаты, показывающие хорошую эффективность ИТ-службы, являются ценными, поскольку снимают все вопросы руководителей бизнеса относительно дороговизны ИТ. Кроме того, на основе ясного понимания текущего уровня затрат могут приниматься решения об аутсорсинге.

Бенчмаркинг обычно ассоциируется с затратами, хотя для бизнеса может быть важнее другая сторона. В английском языке есть два понятия эффективности: effectiveness (результативность, достижение поставленных целей, "делание правильной работы") и efficiency (операционная эффективность, "делание работы правильно"). Затраты посчитать легче, поэтому чаще бенчмаркинг сводится к сопоставительному анализу efficiency (примеры под номерами 3-5 этой статьи). Гораздо сложнее проводить сопоставительный анализ возможностей effectiveness и отвечать на вопросы бизнеса, что именно твои технологии ему дают. Возможно, это дело ближайшего будущего.

Александр Пружинин, 1-й зам. директора "Лукойл-Информ" по стратегии,
Андрей Заварзин, советник директора "Лукойл-Информ",
Эйя Холмстрём, директор Gartner Consulting