Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения

InterSystems отправляет лаборатории в "облако"

Мода на облачные технологии привела к тому, что их пытаются применять везде, где только можно. Достаточно бурно вопрос уместности их использования обсуждается поставщиками лабораторных информационных систем. При этом экспертное сообщество разделилось на два лагеря: есть как противники, так и сторонники применения "облаков" в лабораторной диагностике. Компания InterSystems имеет на этот счет свой взгляд и утверждает, что грамотное применение облачных решений эффективно в такой специфической области, как медицинские лаборатории.

Прежде чем обсуждать достоинства и недостатки технологии, следует определить, что именно понимается под "облаками" в случае с лабораторией. Очевидно, что такое решение должно обеспечить возможность работы пользователей и подключения анализаторов к лабораторной информационной системе, расположенной на серверах удаленного центра обработки данных. На первый взгляд, преимущества очевидны. Прежде всего, удаленный ЦОД позволит строить многофилиальные лабораторные комплексы, работающие на единой базе данных, использующие единую нормативно- справочную информацию и содержащие полный архив результатов. Использование распределенных серверных площадок с последующей консолидацией информации, как правило, технологически слишком сложно и неэффективно.

Главный аргумент противников "облаков" в лабораторной диагностике – ненадежность и слабая распространенность каналов связи в России. При таком уровне каналов связи постоянные сбои в работе лаборатории они считают неизбежными.

Действительно, во многих регионах России, особенно в небольших городах и сельской местности, состояние каналов оставляет желать лучшего. Но в больших городах ситуация с сетями значительно лучше. Сейчас вполне возможно найти стабильный канал связи с пропускной способностью, достаточной для функционирования лаборатории.

Обязательным условием работы лаборатории с удаленным ЦОДом должно быть резервирование каналов. Сейчас это стало абсолютно рутинной технической задачей. Она входит в один ряд с такими операциями, как резервное копирование данных, резервирование серверов, антивирусная защита и т. д. Современные технологии позволяют автоматически переключаться на дополнительный канал в случае сбоя основного таким образом, что пользователи даже это не заметят.

Сейчас облачные технологии могут эффективно применяться в медицинских сетях и крупных многофилиальных лабораториях. Представим себе медицинский холдинг, в который входят, помимо прочих структурных единиц, несколько территориально распределенных лабораторий, расположенных в крупных городах. В этом случае оправдано подключение всех лабораторий к корпоративному ЦОДу.

Второй пример – крупная коммерческая лаборатория с основным производством в Москве и с филиалами, расположенными в крупных городах. В этой ситуации наиболее эффективно подключать филиалы к центральной базе.

Информатизация лаборатории

В качестве примера можно привести внедрение ЛИС InterSystems TrakCare LAB в лаборатории Европейского Медицинского Центра (ЕМС). Проект был выполнен командой, состоящей из специалистов корпорации InterSystems в России и сотрудников дирекции по ИТ ЕМС, и он наглядно иллюстрирует использование облачных технологий в лабораториях.

Лабораторное подразделение центра включает головную лабораторию, куда поступают заявки и образцы из всех медицинских учреждений ЕМС, а также несколько экспресс-лабораторий, расположенных непосредственно при медицинских центрах. ИТ-архитектура базируется на едином ЦОДе компании, не привязанном к площадкам центра, но имеющем к каждой устойчивые и резервируемые каналы связи.

Предыдущая версия продукта – лабораторная информационная система Labtrak – была внедрена в ЕМС в 2003 году и успешно работала в лаборатории. Но к 2011 году руководству центра стало понятно, что данная версия приложения устарела и перестала полностью отвечать потребностям развивающейся компании. Руководство ИТ-департамента компании приняло решение обновить приложения в лаборатории, как в структурном плане, так и функциональном. Необходимо было установить современную версию ЛИС InterSystems TrakCare LAB, подключить к ней существующие лаборатории и интегрировать ее с установленной в ЕМС медицинской информационной системой. Дополнительно предполагался переход на облачную платформу с единым ЦОДом и подключение лабораторного оборудования к единой системе. В рамках проекта также вводилась система штрихкодирования направлений и образцов. Одна из главных технических задач проекта заключалась в организации подключения удаленных клиентских станций к ЛИС.


Увеличить

Было рассмотрено несколько вариантов, включая прямое подключение клиентского приложения к ЦОД и технологию терминального подключения. В конце концов, выбор был остановлен на технологии виртуализации рабочих станций с помощью продуктов VMware. Технология заключается в том, что на серверах разворачивается инфраструктура VDI (virtual desktop infrastructure). Она позволяет создавать на сервере необходимое количество виртуальных машин (ВМ) – изолированных программных контейнеров, содержащих все необходимое системное и пользовательское ПО.

Для подключения к виртуальной машине на пользовательский ПК устанавливается клиентское приложение VMware View, с помощью него пользователь подключается к одной из виртуальных машин, никаких дополнительных настроек не требуется.

Через два месяца после старта проекта была запущена ЛИС на новой серверной площадке и включена интеграция с медицинской системой. Следующим этапом стало подключение лабораторного оборудования к системе, которое было закончено в начале 2012 года.

Полученные результаты

Прежде всего, проект в ЕМС показал, что лаборатория в "облаках" – это не что-то из области фантастики, а успешно работающая технология, за которой будущее. При грамотном подходе к проектированию системы и использовании подходящего оборудования она может работать эффективно и стабильно. Теперь в ЕМС серверная и клиентская часть ЛИС развернуты в ЦОДе на высокопроизводительной аппаратной части, за счет чего повысилась производительность работы пользователей с приложением ЛИС. Благодаря виртуализации серверов и рабочих мест гарантированы безопасность и конфиденциальность персональных данных, так как на терминалах ничего не хранится и не обрабатывается. Виртуализация дополнительно обеспечила возможность более быстрого роста бизнеса. Теперь новые рабочие места просто запускаются как гостевые машины на серверах. Исключена потеря данных из-за обрывов связи. После восстановления канала сотрудник оказывается в той же рабочей среде, что была до разрыва.

За 6 месяцев, прошедших с момента запуска в ЕМС лаборатории в "облаках", ни разу не произошло сбоя в работе из-за отказов каналов связи. За тот же период времени лаборатория не работала из-за длительного отключения электричества в ее производственных помещениях уже 3 раза.

Владимир Островский

Юрий Кашкаров, директор по информационным технологиям EMC

Предпосылки проекта банальны и предсказуемы – развитие. На самом деле, наша компания уже использовала лабораторный продукт компании InterSystems в своем бизнесе, но это была старая версия. Она работала в основном только для сбора и консолидации лабораторной информации, к системе не были подключены анализаторы. Многое приходилось заносить в систему дедовскими способами. К тому же, она работала изолированно от других информационных систем, что сильно осложняло работу подразделений клиники, приводило к дублированию информации в компании и большому количеству рутинной ручной работы как у сотрудников лаборатории, так и у клиницистов. Естественно, нам была нужна единая платформа, на которой можно наладить взаимодействие всех систем.

Моя команда провела изыскательские работы, чтобы определить, необходимо ли нам решение в виде единой системы, по типу ERP в промышленном понимании, или будет использована какая-либо интеграционная платформа. Мы проанализировали предложения рынка, наши организационные и технические возможности, и пришли к выводу, что необходимо развивать несколько систем, используя сильные стороны соответствующей функциональности, а также возможность диверсификации рисков отказа систем. Специалисты из компании InterSystems указали, что в такую структуру можно интегрировать существующий продукт, лицензиями на который мы обладали, но требовался переход на новую версию. В составе решения есть интеграционная платформа Ensemble, ее функционал отвечает нашим целям. Результатом НИОКР стал совместный комплексный проект по интеграции существующих медицинских систем и процедур, настройке шины Ensemble, обновлению лабораторной системы и подключению к ней лабораторных анализаторов.

В результате мы наладили безбумажный документооборот. Теперь материалы и документы для анализа отправляются в лабораторию, маркированные специальными штрих-кодами, чтобы исключить ошибки. В лаборатории и на анализаторах они идентифицируются и проводится само исследование, результаты которого автоматически заносятся в систему, откуда они попадают непосредственно в нашу корпоративную МИС. Весь процесс, можно сказать, замкнулся. Скорость прохождения информации увеличилась в разы. Врачи стали оперативно получать результаты анализов прямо на свои мониторы, они видят результаты заключений, не дожидаясь прихода отсканированного документа по электронной почте. Благодаря исключению из цикла таких операций, как распечатка, сканирование и отправка документов по электронной почте, лаборанты получили больше времени, чтобы заниматься своими непосредственными обязанностями. Теперь лаборатория нашего Центра обслуживает и другие организации.