Бизнесу нужен оперативный BI, а не «посмертный анализ»
Большая часть BI-проектов неуспешны, подтверждают эксперты. Одна из основных причин неудач – недостаток взаимопонимания между ИТ и бизнесом. О том, как повысить эффективность бизнес-аналитики, дискутировали участники круглого стола «Business Intelligence: взгляд в будущее», организованного CNews Conferences и CNews Analytics 2 октября 2014 г.По мнению Кузякина, технологии больших данных отличает то, что они позволяют собирать всю возможную информацию и прогнозировать все возможные сценарии. Результат изначально не определен. «Для меня технологии больших данных укладываются в формулу из сказки: пойди туда – не знаю куда, найди то – не знаю что», – поделился эксперт.
BI на всех парусах
В представлении Ксении Шолиной, в настоящее время работающей бизнес-аналитиком компании Merck, ведение бизнеса подобно парусной гонке: чтобы победить, надо учесть множество факторов – скорость течения, направление ветра, качество материалов лодки, подготовку команды – и правильно построить траекторию. Бизнес-аналитике в этой метафоре Ксения отводит роль тактика, который сидит на корме и говорит рулевому, что делать, чтобы победить.
Круг задач, решаемых BI-проектами в ритейле
Источник: Шолина К., 2014
В практике Шолиной был опыт реализации большого BI-проекта в крупной розничной компании. Роль ИТ-подразделения ограничивалась размещением серверов и налаживанием каналов передачи данных. Весь остальной процесс, включая взаимодействие с ИТ-поставщиком, курировало бизнес-подразделение.
Возможные эффекты BI-проекта в фармацевтической компании
Источник: Шолина К., 2014
Из опыта бизнес-аналитики в ритейле и фармацевтике Ксения Шолина сделала несколько выводов, которые применимы и в других отраслях. Во-первых, по мнению эксперта, важно четко определить целевые группы пользователей BI. Так, если в компании нет математиков, изначально понятно, что OLAP-кубы не нужны. Во-вторых, важно иметь хорошее взаимодействие с источниками. Ими могут выступать транзакционные системы, хранилище, CRM. В третьих, Шолина предостерегает от длительных и масштабных проектов. В ее опыте был случай, когда в течение года разрабатывалась многофункциональная BI-система. По итогам проекта, оказалось, что две трети функционала утратили актуальность и были уже по сути не нужны.
Медиа-аналитика
Бывает, что бизнесу нужны не только сухие цифры веб-аналитики о поведении пользователей и конверсии интернет-рекламы, но также важно понять, в каких условиях потреблялся определенный медиа-контент и в каком ключе был воспринят. О применении в медиа-аналитике привычных для бизнес- и веб-аналитики схем рассказала Елена Рубец, ведущий аналитик «ВебТВ».
Медиа-аналитика оперирует такими показателями как охват аудитории, ее социально-демографические характеристики, число, частота и стоимость показов целевой аудитории и т.д. В последнее время все большую актуальность набирает «прослушивание» отзывов пользователей о потребленном контенте в соцсетях.
Синергия компетенций в бизнес-аналитике
Источник: ВебТВ, 2014
Как рассказала Рубец, современные BI-системы стремятся к комплексному поведенческому анализу, идентификации пользователей на различных устройствах и в любых операционных системах. Что касается спора о том, нужны ли айтишники в BI-проектах, то Елена Рубец считает, что лучшие аналитические проекты рождаются при синергии компетенций бизнес-лидеров, «технарей» и математиков.
Упрощение – один из основных трендов развития систем бизнес-аналитики сегодня. Технологии BI становятся все более зрелыми, алгоритмы усложняются, но одновременно повышается удобство этих решений для пользователей. Для качественного бизнес-анализа уже не обязательно привлекать профессионалов в математике и статистике, однако их участие может повысить эффект современных технологий.
Александра Кирьянова