Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения

Бизнесу нужен оперативный BI, а не «посмертный анализ»

Большая часть BI-проектов неуспешны, подтверждают эксперты. Одна из основных причин неудач – недостаток взаимопонимания между ИТ и бизнесом. О том, как повысить эффективность бизнес-аналитики, дискутировали участники круглого стола «Business Intelligence: взгляд в будущее», организованного CNews Conferences и CNews Analytics 2 октября 2014 г.

По статистике Gartner, 70–80% BI-проектов оказываются неуспешными. Эта цифра близка к практике внедрения бизнес-аналитики в России, признали участники круглого стола «Business Intelligence: взгляд в будущее».

Потребности и привычки бизнес-аналитики сильно рознятся от руководителя к руководителю. Кому-то удобнее сортировать «простыню» в Excel, другие уже не мыслят свою работу без пирогов и графиков, визуализирующих состояние дел в компании в режиме реального времени. Соответственно рознятся и запросы к ИТ. Общая тенденция состоит в том, что топ-менеджмент хочет анализировать бизнес сам, не бегая за каждой цифрой к «айтишникам».

Может ли ИТ-директор грамотно обосновать или, выражаясь языком топ-менеджеров, «продать бизнесу» проект по BI, если сам не пользуется такой аналитикой? Отечественные СЕО нередко оказываются в роли сапожника без сапог. Лишь три человека из присутствующих в зале сказали, что имеют собственный аналитический портал, по которому отслеживают ключевые параметры работы ИТ-департамента.

В последнее время дэшборды для CEO начинают набирать популярность. Эти аналитические порталы, доступ к которым может быть организован в том числе и с мобильных устройств, могут включать обновляемые в реальном времени сведения об исполнении ИТ-бюджета, ходе реализации ИТ-проектов, доступности сервисов и т.д.

Динамическая аналитика против «посмертного анализа»

«Дайте мне кнопку, которая скажет, как дальше действовать», – так сформулировал потребность руководителей бизнеса в прогнозной аналитике Эдуард Федечкин, ведущий эксперт по системам бизнес-аналитики компании «Терн». Современная бизнес-аналитика стремится поставлять важную управленческую информацию топ-менеджменту напрямую, минуя посредников, и желательно в интерактивном режиме.

Эксперт убежден, что BI-системы, призванные стать помощником руководителя для принятия решений, должны быть преднастроенными. У сотрудников компании не должно возникать потребности «забираться под капот». На рынке уже есть решения, дающие руководителю возможность самостоятельно выбирать параметры, углубляться в аналитику, при необходимости «проваливаться» в первичные данные.

«Если раньше для бизнес-анализа требовался специалист, который одновременно разбирается и в BI, и в математике, то теперь достаточно хорошо ориентироваться в своем бизнесе», – рассказывает Федечкин. По его данным, проекты, которыми «рулит бизнес», чаще оказываются эффективными.

Бизнес предъявляет все больший спрос на аналитику в режиме реального времени. Динамическая аналитика позволяет предотвращать проблемы, а не проводить «посмертный анализ» состоявшихся фактов.

Эксперт также обратил внимание присутствующих на последние тенденции развития рынка BI. По наблюдениям Федечкина, доля интеграторов на этом рынке начинает быть сопоставима с долей вендоров и составляет порядка 40%. Кроме того, BI-решения становятся все более мобильными, они доступны на смартфонах и планшетах с различными операционными системами. Еще один заметный тренд – упрощение интерфейсов систем бизнес-аналитики. «Бизнес стремится к самообслуживанию в BI», – заключает Федечкин.

Найди мне то – не знаю что

«Мы делали проект без айтишников», – заявил присутствующим Дмитрий Кузякин, вице-президент и директор департамента CRM банка ВТБ24, рассказывая о BI-системе, нацеленной на сокращение оттока клиентов. Правда, спикер потом оговорился, что собрать данные со всего банка без ИТ-специалистов невозможно. Тем не менее за реализацию проекта отвечал именно бизнес-заказчик. В блоке Кузякина сложилась команда с хорошей математической подготовкой, силами которой раньше строились алгоритмы, но с развитием технологий и усложнением моделей «пользоваться головой» приходится все реже, рассказал спикер.

Банк ВТБ24 уже год анализирует большие данные, чтобы увеличивать объем активной клиентской базы. Система отслеживает признаки, свидетельствующие о затухающей активности пользователя банковских услуг, выявляет клиентов, которые с вероятностью более 70% в скором времени могут перестать пользоваться сервисами кредитного учреждения, и рекомендует шаги по поддержанию его активности. Этот BI-проект позволил снизить отток на 30%. Это существенный результат для банка с многомиллионной клиентской базой.