Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения

AT Consulting: В Россию приходит западный тренд финансового моделирования

Концепция CPM, Corporate Performance Management, иначе – BPM (Business) или EPM (Enterprise), то есть управления эффективностью организации, родилась как логичное развитие темы управления предприятием вообще. Антон Шубин, партнер компании AT Consulting, директор практики CPM, считает, что российский рынок CPM-решений имеет большой потенциал сразу по нескольким направлениям. В интервью CNews эксперт рассказал об основных трендах отрасли и представил стратегию развития проектной деятельности компании.

Вторая отличительная черта западного рынка в сравнении с российским – широкое распространение функционально-стоимостного анализа, или ABC. Использование систем данного класса позволяет ответить на вопрос, какую фактическую стоимость имеют товары и услуги компании с учетом всех непрямых расходов, в какую копеечку они обходятся организации. В России такой вопрос решается в части прямой себестоимости на производственных предприятиях, где себестоимость продукта определяется в обязательном порядке. Однако с точки зрения принятия управленческих решений, важно понимать, каков вклад в конечную стоимость товара сделан всеми обслуживающими подразделениями и каковы другие непрямые затраты. Я считаю, что данное направление также весьма перспективно и должно иметь успешное развитие в нашей стране.

CNews: Отмечаете ли вы, что требования заказчиков к CPM-системам со временем меняются?

Антон Шубин: Да, и это ощутимо. Чуть меньше 10 лет назад, когда шли первые внедрения систем планирования или консолидации, как правило, заказчики приходили к нам уже с устоявшимся, четко сформулированным перечнем требования. Сейчас все чаще мы сталкиваемся с запросами на реализацию комплексных проектов, проектов под ключ. В таких проектах в первую очередь необходимо подготовить методологию, которая создается на основе анализа процессов клиента и его потребностей. Далее эта методология трансформируется в ИТ-требования к будущей информационной системе. Можно сказать, что сегодня акцент смещен с интеграционных проектов, когда есть фиксированные требования и необходимы только настойки ИТ-продукта, к проектам с существенной составляющей бизнес-консалтинга. Пожалуй, несколько последних наших проекта были исключительно такими.


Антон Шубин: На Западе задачи, связанные с управленческой консолидацией, не менее важны, чем бюджетирование, контроль исполнения и следующая за этим аналитика

Ситуация, когда клиент осознает потребность в решении тех или иных управленческих проблем с помощью CPM, но не до конца видит пути реализации проекта, нередка. В такой постановке задачи очень большая консалтинговая составляющая, ведь речь идет о всестороннем исследовании, предложении нескольких методологических, управленческих решений – только после этого возможна автоматизация.

Доля консалтинга, причем именно методологически-управленческого, в CPM-проектах определенно возросла. Заказчики хотят получать полнофункциональные решения, работая с одним поставщиком.

CNews: Все ли отрасли проявляют одинаковый интерес к CPM?

Антон Шубин: Определенно нет. Уровень осознания, что CPM-система необходима, в каждом секторе свой. Например, телеком, являясь высокотехнологичным направлением, традиционно хорошо ИТ-оснащенным, давно и весьма успешно (в плане внедрений) интересуется решениями данного класса. А многие представители, например, финансового сектора находятся только в начале пути информатизации управления эффективностью. Сейчас мы как раз наблюдаем увеличение запросов от финансовых предприятий, касающихся решений по формированию бюджета и контроля его исполнения.

CNews: Каков ваш типичный заказчик по направлению CPM?

Антон Шубин: Это компания, ориентированная на один или несколько аспектов: оптимизацию затрат и прозрачность процесса формирования бюджета, формирование управленческой отчетности и ее консолидацию, контроль затрат и анализ эффективности оказываемых ими услуг с точки зрения финансовой составляющей.

CNews: Есть ли пороговый показатель масштаба компании, помогающий определить необходимость внедрения CPM-решения?

Антон Шубин: Продукты данного класса не требуют от заказчика вносить кардинальные изменения в инфраструктуру и бизнес-процессы. Типовой проект длится от 6 до 12 месяцев и достаточно быстро окупается за счет экономии ресурсов. Как правило, компания в состоянии самостоятельно, с помощью нехитрых арифметических средств, прийти к выводу, что текущие процессы и те ресурсы, которые привычно тратятся на их реализацию, просто-напросто несопоставимы со стоимостью внедрения. К решению о необходимости создания CPM-системы многие предприятия приходят эволюционным путем, пробуя многое.

CNews: От каких факторов зависит итоговая цена проекта?

Антон Шубин: Основной критерий стоимости – это сложность методологии, детальность, глубина ее проработки. Чем больше деталей и предпосылок необходимо контролировать и анализировать, тем, соответственно, дороже. К примеру, даже при достаточно сложных бизнес-процессах финансовая модель может быть высокоуровневой, отнюдь не изощренной. Такой проект будет реализован небольшой командой за достаточно скромные деньги и в сжатые сроки.