Разделы

Телеком Цифровизация Инфраструктура

Армии мобильных абонентов объединят через год

Стена между армиями prepaid и postpaid абонентов может быть разрушена. Объединение баз станет возможным благодаря переходу на конвергентный биллинг, но случится это в лучшем случае через год.

Проблема не в деньгах…

Почему же все мобильные операторы до сих пор не перешли на конвергентный биллинг? Существует ряд проблем как со стороны производителей систем КБ, так и со стороны операторов. Основной недостаток: данный продукт является относительно новым. Список поставщиков на сегодняшний день уже довольно внушительный: Alcatel, Amdocs, Comverse, Convergys, CSG Systems, Ericsson, Huawei, LHS, Orga Systems, Portal Software, AsiaInfo, Basset, Boston Communications Group (BCGI), Domital, Ferma, Homisco, InterVoice, Lightbridge, LogicaCMG, Mind, Nokia, Peter-Service и т.д. У каждого – свои особенности, свой подход. И совершенно непонятно, какие решения оправдают себя, а какие столкнутся с серьезными недостатками. Сделать осознанный выбор невозможно.

Для разработчиков конвергентный биллинг – непростая задача. Даже сугубо технические решения сопряжены с определенными трудностями: базу данных сделать единой для двух систем относительно просто, но специфика систем накладывает определенные ограничения. Системы пакетного биллинга преимущественно являются OLAP-системами (ориентированы на обработку большого количества записей, необходимость индексации множества полей, и т.д.), в то время как prepaid-системы являются OLTP-ориентированными системами (необходимость мгновенной обработки данных, и как следствие невозможность обработки больших массивов, сокращение индексов и т.д.).

Одна из основных проблем – построение реально открытой системы с целью облегчения интеграции оборудования, обеспечивающего дополнительные сервисы. Кроме того, ввод КБ в эксплуатацию подразумевает замену одной или двух из существующих систем, что, естественно, сопряжено со значительными финансовыми затратами (интеграция, миграция данных, перенос/модификация тарифных планов и т.д.) Безусловно, это еще затронет и административно-организационную структуру мобильных операторов.

Перспективы и выводы

Вывод напрашивается автоматически: рано или поздно конвергентный биллинг придет на смену существующим системам, и одна из веских причин – предстоящий скачок в области мобильных приложений, переход к сетям следующего поколения. Все это потребует значительных финансовых затрат и пересмотра некоторых концепций ведения бизнеса. Первые, кто отреагировал на меняющуюся ситуацию на рынке – производители биллинговых систем и разработчики prepaid-технологий. В этой области наблюдается тенденция к тесному сотрудничеству в виде OEM-партнерства или же слияния бизнесов двух различных направлений. Примерно через год будет накоплен определенный опыт эксплуатации систем КБ, и, как следствие, появятся более «отшлифованные» продукты.

В России, по всей видимости, технологии КБ будут реально востребованы как раз к этому времени. Тем более, как показывает практика, российские операторы проявляют большую осторожность при внедрении новых технологий по сравнению с европейскими операторами (масштабность территории порождает географическую разнесенность систем, увеличение децентрализованных систем обработки данных, и т.д.). Тем не менее, те из операторов, кто готовится заранее к внедрению систем конвергентного биллинга, находятся в более выгодном положении с точки зрения перспектив развития бизнеса.

Казис Лаврентьев