Статья

Аппетит к инновациям: Азия ждет российские стартапы

Интеграция Бизнес-приложения
мобильная версия

Российские инновационные компании должны изначально ориентироваться на глобальный рынок, считают эксперты фонда «Сколково». Сотрудничество с Азиатско-тихоокеанским регионом всегда было актуально, а теперь, когда геополитика вносит свои коррективы в планы фондов и инвесторов, Азия должна стать партнером номер один. И несмотря на то, что переговоры идут по-восточному медленно, сколковские стартапы укрепляют свои позиции, находят инвесторов и все лучше чувствуют себя на азиатских рынках.

Инновации хороши не сами по себе, а лишь в том случае, если они экономически целесообразны, поэтому одним из главных показателей результативной работы фонда «Сколково» является выручка резидентов. На конец 2014 г. совокупная выручка всех 1060 компаний «Сколково» составила около i16 млрд, из которых почти i10 млрд было заработано 341 участником кластера информационных технологий. При этом ИТ-кластер показал двукратный рост по сравнению с 2013 г. По словам вице-президента Фонда, исполнительного директора Кластера информационных технологий Игоря Богачева, уже более 40 компаний-резидентов имеют выручку от экспорта, а значит, реализуют свои продукты и услуги не только в России.

«Поскольку основным требованием к проектам, поддерживаемым фондом «Сколково», является конкурентоспособность технологии на глобальном рынке, мы последовательно налаживаем международное сотрудничество со всеми странами, в которых есть потенциал коммерциализации технологий наших участников. Основная задача — помочь нашим компаниям стать заметными на рынке и найти новых клиентов и партнеров», — говорит Богачев. В результате ИТ-компании работают с клиентами не только на развитых рынках, таких как США, Франция, Германия, но и на развивающихся, в Индии, Марокко, Чили. Среди их клиентов и глобальные корпорации GE, Shell, Airbus, и малый и средний бизнес, и частные потребители. «С точки зрения расстановки «географических приоритетов» мы отталкиваемся от нескольких вводных: интересы наших компаний-участников, экономический потенциал рынков, наличие платежеспособного спроса и аппетита к инновациям, отсутствие тех или иных компетенций на локальном рынке, — рассказывает он. — Наличие международного опыта и знание потребностей заказчиков разных стран позволяет нашим компаниям создавать технологии мирового уровня, некоторые из них, такие как Datadvance, RockFlow Dynamics, News360, являются лидерами в своих сегментах».

Особый интерес в регионе представляет Китай. И это не удивительно: согласно оценке МВФ, в октябре 2014 г. китайская экономика стала крупнейшей в мире по паритету покупательской способности, опередив американскую. Японская экономика также входит в Top10. Южная Корея имеет огромный производственный потенциал: в ряде секторов корейские компании, такие как Samsung, являются абсолютными лидерами, а кроме того, в стране сильный машиностроительный кластер. Среди приоритетных направлений для сотрудничества со странами Азии — ИТ, энергетика (и в том числе нефтегазовый сектор), и материаловедение, если речь идет о Китае, японский биомед и биотех, фотоника, лазерные технологии, радиационные технологии, микроэлектроника, в которых Тайвань является одним из ведущих игроков.

«Мы смотрим на возможность сотрудничества с китайскими инвестиционными фондами, у них сейчас открытые мандаты на инвестиции в Россию. Волатильность на валютном рынке вносит неопределенность, все ждут, когда наступит стабилизация, но к переговорам открыты уже сейчас. В первую очередь, речь идет об инвестициях в совместные предприятия, — рассказал старший вице-президент по инновациям фонда «Сколково» Василий Белов. — Сегодня китайский рынок впитывает любые новые технологии, а его масштабы открывают перед российскими компаниями небывалые перспективы. Мы считаем, что у российских высокотехнологичных компаний есть уникальная возможность выйти на рынок КНР, и вместе с ними над этим работаем через наших китайских партнеров, таких как Cybernaut и Tusholding, Китайско-российский фонд прямых инвестиций и др.».

Российские инновационные компании должны изначально ориентироваться на глобальный рынок, считают эксперты фонда «Сколково»

В результате, компания из Энергокластера «Георезонанс» выходит на китайский рынок и создает совместное предприятие с Fortuna (Beijing) Technology Co, которое будет развивать технологии извлечения метана из угольных шахт, позволяющие получать его в промышленных масштабах, а также обеспечить безопасность шахтеров. Объем инвестиций со стороны китайского партнера — $20 млн. А «Оптогард Нанотех» (ядерные технологии) получит порядка $10 млн от крупнейшего в Китае трубопроизводителя Shandong Trustpipe Industry на создание СП, где будут внедряться технологии по нанесению сверхтвердых энергоэффективных покрытий на трубы. Также самый масштабный в мире технопарк — китайский Tsinghua Science Park (TusPark) – намерен участвовать в строительстве второй очереди технопарка инновационного центра «Сколково», что позволит углубить партнерство между российскими и китайскими инноваторами и институтами развития.

Еще в конце 2013 г. лидер японской фарминдустрии, компания Shimadzu, подписала со «Сколково» соглашение и теперь открывает здесь свой исследовательский центр. «И это только начало, мы работаем с рядом профессиональных ассоциаций медицинского бизнеса и с университетами. Есть резиденты, которые взяли лицензии на интеллектуальную собственность японских научных организаций и занимаются созданием лекарственных форм на их базе», — рассказывает Василий Белов.

Стоит отметить, что приоритет работы с азиатскими партнерами существовал в фонде всегда: еще в 2011 г., когда «Сколково» едва исполнился год, было подписано партнерское соглашение с Samsung. Как подчеркивает Игорь Богачев, «это значимый сегмент рынка, где у российских ИТ-специалистов, в первую очередь разработчиков программного обеспечения, есть потенциал партнерства и коммерциализации технологий. Не секрет, что азиатские компании сильны в первую очередь в области hardware».

Существует мнение, что «разворот на Восток» был в определенной степени вынужденной мерой для России, и в связи с этим у азиатских партнеров могли ослабеть стимулы для равноправного сотрудничества. Игорь Богачев с этим не согласен: «Интерес азиатских партнеров не снижается, скорее наоборот. Азиатские компании принимают решения долго и вдумчиво, поэтому только сейчас мы начинаем пожинать плоды 2–3-летнего диалога. В декабре, например, фонд «Сколково» подписал новое партнерское соглашение с Panasonic, в рамках которого компания разместит свой R’n’D центр в «Сколково», будет помогать нам развивать экосистему стартапов, в первую очередь, предлагая технологическое менторство, что очень важно для предпринимателей. Еще несколько подобных соглашений в работе», — рассказал он.

Еще в конце 2013 г. было задумано, а в апреле 2014 г. реализовано азиатское роад-шоу, в рамках которого представители фонда и резиденты кластеров посетили Гонконг, провели рабочие встречи с местными технопарками и институтами развития, приняли участие в ICT Expo, а также съездили в Шэньчжэнь, где расположены производства электроники и офисы крупнейших китайских игроков рынка ИТ, в частности Huawei. В поездке приняли участие шесть ИТ-компаний (Algomost, CirRus, FLAK Research, Computer Vision Systems, MACROSCOP, Ivideon) и две компании из аэрокосмического и ядерного кластеров (MaxTelCom и Intersoft Eurasia).

Василий Белов, старший вице-президент по инновациям фонда «Сколково»: «Мы смотрим на возможность сотрудничества с китайскими инвестиционными фондами, у них сейчас открытые мандаты на инвестиции в Россию»

Резиденты более чем позитивно оценивают результаты апрельской поездки. «Просто они не видны сразу, — говорит технический руководитель проектов Flak Research Максим Костин. — Мы установили ряд контактов, которые необходимы для проникновения на азиатский рынок. Регион большой, востребованность в нашей технологии, в персональной и корпоративной безопасности очень высокая, и это сильно поменяло наши планы: мы переориентировались на этот регион». Flak Research позиционирует себя как решение для управления персональными данными, так называемое digital identity обычных пользователей: логины, пароли, детали доступа к различным платежным системам. «А это по большому счету не имеет национальности, не имеет границ. Чем больше мы уходим в электронный мир, тем больше это востребовано. В конце декабря мы запустили первый коммерческий релиз своего решения в Европе и Штатах. Сейчас мы ищем ресурсы на дальнейшее производство. Денег стало меньше, найти их сложнее, и это критично для нас, потому что мы стартап. Может быть, в какой-то степени азиатский рынок здесь поможет». Чтобы работать в регионе эффективно, Flak Research ищет партнеров, ведет переговоры с компаниями из Гонконга, Китая, Сингапура, Индонезии, Японии.

В компании Algomost из-за специфики бизнеса анонсируют только закрытые контракты, но сообщили, что на ICT Expo нашли клиентов из Японии и Китая в сегменте потребительской электроники, и FMCG (отладка бизнес-процессов и логистики, предложений клиентам). «Сейчас мы стали крайне выгодны иностранным клиентам, потому что доступны по деньгам», — говорит генеральный директор Михаил Левиев. С учетом роста клиентской аудитории в Algomost планируют открыть офис в Китае или Сингапуре, но пока этот вопрос «поставлен на паузу»: в компании ждут стабилизации экономической ситуации.

Однако в целом, если считать целью апрельского роад-шоу расширение контактов в регионе, знакомство с потенциальными партнерами и получение представления о Гонконге как входной точке на азиатский и, особенно, китайский рынок, то задачу следует признать выполненной.

К слову, дать пошаговую инструкцию выхода на рынок другой страны, невозможно: каждое «приземление» проходит индивидуально, процесс зависит от предпочтений партнеров. Тем не менее, в фонде уже несколько лет готовят различные рекомендательные материалы. «Мы наладили рабочие связи с организациями, поддерживающими выход компаний на непростой рынок Китая. По результатам встреч с ними фонд издал методичку, которая должна помочь разобраться во всех возможностях, которые созданы государством для компаний из других стран: от юридической поддержки открытия офиса и получения помещений в технопарках — до грантов на запуск бизнеса и локализации продукции», — рассказывает Игорь Богачев. Рекомендации предельно детальны: к примеру, некоторым российским компаниям может быть удобнее выходить на азиатский рынок, имея офис в Гонконге, поскольку это обещает выгодные условия налогообложения (вплоть до нулевого тарифа при поставках произведенной в Гонконге электронной продукции в Китай). Кроме того, отмечает Василий Белов, «мы оказываем поддержку в части заключения сделок через Центр интеллектуальной собственности, коллеги сопровождают сделки по получению инвестиций, по продаже лицензий, по защите интеллектуальной собственности, это доступно как сервис всем резидентам Сколково».

А совсем недавно был положен еще один кирпичик в фундамент развития будущего сотрудничества – 11 декабря 2014 г. фонд «Сколково» подписал соглашение с индийским советом по поддержке экспорта ИТ-продукции, спонсируемым правительством Индии. Это партнерство должно упростить инновационным компаниями обеих стран выход на региональные и международный рынки. В рамках соглашения 15 резидентов «Сколково» получили от индийской стороны приглашение на ИТ-конференцию Indiasoft-2015, которая состоится в феврале 2015 г. В свою очередь, фонд пригласил малые инновационные компании Индии принять участие в Startup Village 2015. «В планах на 2015 г. — развитие аналогичного сотрудничества с Турцией, Южной Кореей, Германией, Бразилией, Японией, планируем ряд рабочих встреч наших участников с крупными корпорациями Китая», — комментирует Игорь Богачев.