Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Аналитики не хотят списывать КПК на берег

Модная ныне сентенция о скором исчезновении КПК как вида под натиском смартфонов и коммуникаторов стала звучать все чаще и нередко принимается едва ли не как аксиома. Действительно, данные практически всех мировых аналитиков показывают снижение темпов роста рынка КПК по сравнению с рынком смартфонов, источники расходятся лишь в оценке количественных показателей. Собственно, их сообщения и стали основой в чем-то даже панических высказываний о перспективах рынка. А между тем все не так просто. Аналитическая компания ITResearch исследовала реальную ситуацию на российском рынке этой продукции.

Решения переходного периода

Именно различный подход к оснащению населения мобильными вычислительными устройствами определяет сегодня развитие этого совокупного сегмента. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что сложившееся мнение о противостоянии «смартфоны vs. КПК» - не более чем издержки переходного периода, связанные с тем, что ИТ-вендоры не имеют отработанных приемов работы с «сотовой» аудиторией и, напротив, «сотовики» не очень понимают, как работать с «айтишной». Яркий тому пример - оглушительный провал (в частности, и в России) смартфонов на базе Microsoft Smartphone - например, модели Motorola MPx200). Но с финансовой точки зрения оба сектора одинаково интересны.

Попытки разрешить эту коллизию привели к созданию концепции коммуникатора - карманного ПК со встроенным адаптером сотовой связи. Однозначно оценить это направление развития пока нельзя. С одной стороны, большого распространения такие модели (RoverPC S1 и S2, palmOne Treo 600/650, iPAQ 6315, GS XPlore G88, серия коммуникаторов i-Mate, отчасти - Sony Ericsson P800/900/910) не получили. С другой – некоторые из них, в частности, i-Mate, пользуются устойчивым спросом, причем даже несмотря на то что в России поставки этих устройств в основном идут по “серому”, а не по официальному каналу. Хотя формально коммуникаторы объединяют в себе плюсы и КПК, и смартфона (крупный экран плюс мобильный Интернет), с точки зрения потребителя у такого рода изделий есть и существенные недостатки. Прежде всего, это повышенные габариты и масса, довольно высокая цена и ряд чисто технических недоработок.

Последнее, надо полагать, скоро будет исправлено, ведь сейчас на рынке присутствуют первые поколения таких изделий, но существенного уменьшения габаритов ожидать не приходится. Кроме того, нельзя не отметить, что успеху коммуникаторов препятствует и рост популярности принципиально иного подхода к решению проблемы "всегда на связи" - персональных локальных сетей. Так или иначе, сегодняшнее положение с коммуникаторами -- наглядный пример того, что успех в этом сегменте определяется не столько особенностями конструкции и даже не ценой "железки", сколько правильно выбранной идеологией развития и продвижения продукта.

Перспективы

Следует ли воспринимать ситуацию как признак скорой стагнации сегмента КПК? Наверное, все-таки нет. Если попытаться спрогнозировать развитие мобильного сегмента в среднесрочной перспективе, то с большой вероятностью мы увидим картину, где традиционные КПК "откусят" небольшой кусок у рынка сверхкомпактных ноутбуков (в данной области происходят очень интересные процессы взаимного проникновения, но это предмет отдельного обсуждения), а смартфоны займут ряд традиционных ниш КПК.

Полное вытеснение карманных компьютеров представляется маловероятным и еще и по той причине, что с точки зрения технических характеристик у смартфонов, как отмечалось, есть несколько существенных недостатков, из них основной - небольшой экран. Не говоря о том, что читать электронные книги (а это одно из основных применений КПК) удобнее на большем по размеру экране, есть и ряд чисто корпоративных задач, где достаточно крупный экран также необходим. Но главное - на рынке есть место всем. В России проникновение даже настольных ПК еще относительно невелико, различные источники указывают на цифры от 10 до 30%. Для мобильных ПК эта цифра ниже примерно на порядок, проникновение же карманных компьютеров и смартфонов, по разным оценкам, - десятые доли процента (особенно в регионах). В условиях, когда не еще охвачена и сотая часть потенциально возможной покупательской аудитории, вряд ли стоит говорить о стагнации.

Прочитать полную версию статьи «Смартфоны: вместе или вместо КПК? Тенденции и перспективы развития рынка карманных устройств», «Бестселлеры IT-рынка». 2005, № 2, с. 25 можно по адресу: www.itresearch.ru/index-sv.htm