Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения

Александр Горбачев: ERP заставляют заказчика заглянуть "в себя"

Рынок ERP – один из самых чувствительных секторов ИТ, сродни барометру в период нестабильности на отечественном рынке высокотехнологичных продуктов, по состоянию которого можно судить об общей тенденции в российской экономике и готовности заказчиков раскрывать бюджеты. Ведь именно коммерческие структуры – заказчики ERP, наиболее восприимчивы к изменениям внешней среды: раньше всех начинают сокращать издержки и одни из самых первых начинают финансировать новые проекты. О настроениях на рынке ERP-cистем, cпецифике и преимуществах владения таким активом в период всеобщей экономии затрат c читателями СNews поделился ведущий консультант компании Epicor Александр Горбачев.

CNews: В одном из своих интервью CNews ваша компания дала несколько прогнозов относительно того, как будет развиваться рынок ERP в 2009 году. Насколько они подтвердились, и произошел ли своего рода "передел" сфер влияния среди игроков?

Александр Горбачев: Рынок ERP, по нашим наблюдениям, заметно оживился и это вселяет надежду, что время, когда ИТ-бюджеты резко сокращались, а многие игроки замораживали свою деятельность, прошло. Сегодня мы можем видеть, что акценты при настройке модулей ERP сместились – заказчиков в наибольшей степени интересует настройка модулей по управлению операционной деятельностью предприятий, нежели вспомогательные функции. Но, пожалуй, самый главный вывод, которому пришли потребители ERP в период кризиса, заключается в том, что анализировать, и, соответственно, автоматизировать необходимо даже те бизнес-процессы, которые, казалось бы, этого не требовали. Например, если раньше компания занималась доставкой грузов, то сейчас она сознательно приходит к тому, что требуется автоматизировать управление складом. И очень хорошо, если при этом можно будет использовать технологии web 2.0. Такого рода подход еще год назад можно было считать "экзотикой", а в 2009 году это недорогой и очень эффективный инструмент оперативного реагирования, хорошая возможность улучшить взаимодействие между подразделениями. Мы, как разработчики ERP, просто обязаны следить за такими тенденциями и вносить соответствующие изменения в свой бизнес-портфель. Вот и в этом году мы постарались учесть все веяния в сфере ИТ в нашем новом продукте Epicor 9, который по традиции подчеркивает функциональность наших более ранних решений. Здесь необходимо пояснить, что компания Epicor поддерживает каждый свой продукт и развивает его, приближая по функциональности к более поздним разработкам. Так, самый первый продукт Epicor iScala до сих пор актуален и регулярно совершенствуется, совмещая в себе бизнес-аналитику, базу "облачных вычислений" и возможность работать с разной функциональностью.

CNews: Несколько лет подряд компании-представители среднего бизнеса являются наиболее заманчивым заказчиком для отечественных ИТ-поставщиков, включая ERP. При этом некоторые из них своевременно перепозиционировали свои продукты в эту нишу. Насколько оправдан такой ход, и могут ли решения для крупных компаний принести эффект организации меньшего масштаба? Есть ли ограничения?

Александр Горбачев: Здесь необходимо сразу определить, какие компании мы относим к среднему бизнесу. Для рынка ERP такими компаниями являются организации c численностью от 100 до 5000 ПК и оборотом от 1 млн долл. до 1 млрд долл. Данный сегмент весьма специфичен, так как сам заказчик может считать себя крупным корпоративным клиентом, но при этом еще не созреть до внедрения ERP. Наиболее типична подобная ситуация для моно-городов. Начиная работу с ними, обнаруживаешь очевидную неэффективность существующей системы управления и недостаток квалифицированных кадров, тем не менее, менеджмент предприятия чаще всего желает внедрить все и сразу. Но, к сожалению, это удается лишь в редких случаях. В большинстве – проект завершается на стадии внедрения модуля "финансовое планирование", так как дальнейшая стратегия развития и поддержания системы заказчиком бывает не продумана.


Александр Горбачев: Универсальностm ERP-cистем для крупных и средних компаний - это миф

Что касается универсальности ERP-cистем для крупных и средних компаний, то это миф. Разработки ERP для мелкого предпринимательства хорошо проработаны с точки зрения отдельно взятого рынка, но при их масштабировании всегда возникают проблемы, так как чем крупнее компания-заказчик, тем сложнее ее бизнес, который требует от системы большей детализации всех процессов. Если же, наоборот, ERP-система была предназначена для крупных компаний, то ее "упрощают" и продают под известным брендом, но через какое-то время заказчик обнаруживает слабые места в продукте и отказывается от дальнейшего использования.

CNews: Какова ключевая специфика ERP уровня "middle"?

Александр Горбачев: Прежде всего – бизнес-аналитика и прогнозирование. В ситуации, когда небольшая по своему масштабу компания переходит в своего рода нишу "middle", одному или нескольким экспертам уже не под силу формировать различные отчеты по "сырым" данным и отслеживать движение денежных средств и сырья.

CNews: Каким образом можно оценить TCO проектов для среднего бизнеса? Приведите пример.

Александр Горбачев: Заказчиками ERP-систем такой вопрос даже не ставится. Не поднимается он из-за того, что в момент выбора системы большинство компаний просто не планируют расходы, связанные с ее приобретением. А расходы часто оказываются таковыми, что считать их нужно. Потому что на планировании этих расходов можно очень неплохо сэкономить и получить совершенно четкие преимущества. С самого начала нужно принять тот факт, что ERP, как и любой другой актив или ресурс компании, служит некоторое время. Это не товар, который приобретается лишь раз. Как и любой актив, ERP-система требует поддержки, дополнительных настроек, обучения новых пользователей.

Теперь давайте посчитаем на примере. Скажем, компания "А" рассчитывает внедрить ERP-систему. Как правило, любой поставщик ERP-решения вам скажет, что общая цена за продукт складывается из цены за лицензии и за внедрение. Ежегодно также вы оплачиваете услуги поддержки. Но помимо этих издержек в совокупную стоимость войдет еще стоимость оборудования, которое компания будет закупать под систему, сюда будут входить расходы на зарплату администраторов ERP-системы. И в то же время структура этих расходов может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от ваших желаний. Например, дополнительное обучение будут проводить специалисты самой компании, а не провайдера. В этом случае, компания напрямую экономит деньги за обучение.