Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Игорь Якобсон: В 2004 году виртуальный спрос на ERP превратился в реальный

Игорь ЯкобсонНа вопросы CNews отвечает Игорь Якобсон, к.т.н., главный эксперт компании «Компас».

CNews: Как вы оценили бы динамику рынка ERP-систем в России за последние годы? Спрос на какие направления автоматизации бизнеса был наиболее заметен?

Игорь Якобсон: Спрос на ERP-системы в последние годы имеет устойчивую тенденцию роста. Казалось бы, это странно: при той активной (может быть, даже агрессивной) позиции, которую занимают поставщики решений, должно произойти насыщение и даже стагнация рынка, падение спроса на ПО. Однако этого не происходит. Главная причина роста рынка, на наш взгляд, — это стабильная экономическая ситуация в России в целом, в результате которой у предприятий появилась возможность инвестировать в ИТ. Но, помимо, глобальной причины существуют и частные.

Нам видится, что первой из частных причин тенденции устойчивого роста рынка может служить регулярная сменяемость ПО, предназначенного для сокращения объема рутинных операций. В этой области разработчики сейчас реализуют проекты, в основном, на так называемом вторичном рынке (предприятия, на которых управленческое ПО заменяет «бумажный учет», остались только в сладостных воспоминаниях).

Второй причиной устойчивого роста рынка является интерес клиентов к автоматизации до сих пор практически не тронутых ИТ-технологиями бизнес-процессов — автоматизации, направленной на их оптимизацию и повышение эффективности основной деятельности компании. Например, до сих пор не велик процент предприятий, у которых автоматизирован полный цикл управления производством, управление затратами, управление взаимоотношениями с клиентами. Возрос интерес и к оптимизации финансовых потоков, бюджетированию, автоматизации управленческого учета.

Нельзя сказать, что пользователи раньше не интересовались всем перечисленным функционалом. Напротив, они часто ставили приобретение системы в зависимость от того, насколько полно в ней реализован ERP-функционал. Но, убедившись, что этот самый функционал наличествует, приобретали только чисто учетные подсистемы — бухгалтерию, складской учет, расчет зарплаты и т.п. Можно сказать, что имел место «виртуальный спрос» на ERP-функции. Пользователи при приобретении ПО делали как бы «задел на будущее», подстраховывались на тот момент, когда настанет время расширенной автоматизации. И вот нам кажется, что в 2004 году это время настало. Я бы назвал 2004 год годом превращения виртуального спроса в реальный.

CNews: Каким образом, по-вашему, влияют на рост рынка новые технологии ведения бизнеса?

Игорь Якобсон: Постоянное появление и активное продвижение специалистами в области менеджмента и экономики новых технологий ведения бизнеса (новизна которых зачастую характеризуется словами «хорошо забытое старое») можно назвать, на мой взгляд, третьей причиной роста рынка ПО. К таким методам и технологиям относятся и управление мотивациям, и BSC…

Одним из самых ярких представителей сравнительно новых технологий является CRM. Мне могут возразить, что эти самые CRM-технологии развиваются на западе уже добрых полтора десятка лет, что уж тут нового? Истинная правда! Но у нас в России продвижение этой аббревиатуры началось лет пять назад. При этом, когда в 2000 — 2001 годах компания «КОМПАС» организовывала первые семинары, ставившие своей целью популяризацию CRM-технологий, практически никто из пользователей и не подозревал, что такое CRM и как с ним бороться. Теперь (не станем скромничать, во многом благодаря нашей просветительской деятельности — со стороны компаний-разработчиков ПО,) ситуация изменилась. Большинство экспертов предсказывало «экспоненциальное» увеличение спроса на 2003 год. Прогнозы не оправдались. Не произошло взрыва и в 2004 году, но все-таки рынок CRM, наконец, начал заметно расти. Это отразилось и на уровне продаж CRM-системы «КОМПАС: Маркетинг и менеджмент».

CNews: Насколько влияет на динамику рынка ERP-систем появление новых технологий программирования?

Игорь Якобсон: Несомненно! Это один из важнейших стимулов сменяемости ПО у заказчика. Не всегда, надо признаться, такая замена обоснована реальными потребностями предприятия. Бывает, что ИТ-департамент просто «отслеживает моду». Тут уместна полная аналогия с модницами, постоянно меняющими одежду. Разве что сезон в ИТ-технологиях длится несколько дольше. Правильным подходом является переход на новую платформу только в том случае, когда она реально предоставляет принципиально новые возможности, позитивно влияющие на ведение бизнеса в целом. К таким платформам, вне всякого сомнения, относится .Net, позволяющая существенно облегчить процессы интеграции самых разнообразных бизнес-приложений и масштабирования корпоративных информационных систем. Поэтому в 2004 году компания «КОМПАС» уделила особое внимание разработке своего перспективного проекта «К.Net». В данный момент практически готова к выходу подсистема «Управление персоналом», реализованная в .Net технологии.

CNews: Как вы оцениваете угрозу повышения уровня конкуренции, с учетом выхода на российский рынок иностранных компаний-интеграторов?

Игорь Якобсон: Это не угроза, а реальная действительность. Западные системы уже являются существенными игроками российского рынка ERP-систем. Беспокоит ли это нас? С одной стороны — чем выше конкуренция, тем менее спокойно должна чувствовать себя компания. Но в данный момент западные компании не могут конкурировать с российскими вендорами в смысле воплощенного в программы опыта по ведению бизнеса в наших специфических условиях. Они пока не так, как это принято в России, считают зарплату, распределяют косвенные затраты в процессе расчета себестоимости продукции, ведут учет основных фондов и т.п. Кроме того, российские разработчики не уступают западным (а зачастую и превосходят) в части удобства пользовательского интерфейса.

С другой стороны, как это ни странно, приход новых сильных игроков положительно сказался на деятельности нашей и подобных ей российских компаний. В большой степени именно западные игроки стимулировали рост интереса к полной ERP-функциональности, о котором я говорил выше, и, как следствие, побудили российских разработчиков к наращиванию темпов реализации дополнительного функционала. Не стала исключением и компания «КОМПАС». Немаловажно и то, что, благодаря западным маркетинговым вливаниям, клиенты стали лучше понимать, что это за зверь — ERP? — и сколько он должен стоить.

CNews: Каковы основные итоги 2004 года для компании «Компас»?

Игорь Якобсон: 2004 год стал годом резкого роста функциональности ПО «КОМПАС». Из решения «ERP-класса» «КОМПАС» превратился в полноценную ERP-систему. Были сданы в эксплуатацию подсистемы «Бюджетирование» и «Модели учета». Подсистема «Бюджетирование» предназначена для автоматизации многопользовательского бюджетного процесса в рамках одного или нескольких офисов компании. Это открытый и гибкий программный продукт, позволяющий пользователю реализовать любую методику бюджетирования, создавать новые финансово-бюджетные модели, проводить консолидацию произвольного вида и т.п. Подсистема «Модели учета» дает возможность параллельно вести управленческий, бухгалтерский, налоговый учет, как в российских стандартах, так и в стандартах МСФО или ГААП.

Стремительно развивалась подсистема «Управление производством». Теперь она полностью реализует стандарт MRP-II, включая планирование загрузки производственных мощностей (CRP). Мы уже реально ощущаем интерес к этому новому решению со стороны предприятий пищевой и ювелирной промышленности, которых до сих пор никто не «обвинял» в высокой степени автоматизации управления производством.

В соответствии с тенденцией интеграции ERP-систем с дополнительным ПО, в «КОМПАС» был подключен механизм, доселе присущий только специализированным системам автоматизации документооборота и WorkFlow. Я имею в виду полноценную возможность маршрутизации документооборота. Причем маршруты могут быть разветвленными и циклическими, а ветвление осуществляется за счет анализа статуса документа.

Получила дальнейшее развитие подсистема «Учет затрат». В результате наращивания функциональности она была преобразована в подсистему «Управление затратами». Популярность этого функционала также существенно выросла в 2004 г., особенно, как ни странно, среди научно-исследовательских институтов.

Появление части нового функционала традиционно связано с изменениями российского финансового законодательства. Так, совершенствование порядка сдачи отчетов в ИМНС привело к созданию подсистемы «КОМПАС: Электронная налоговая и бухгалтерская отчетность».

Отличительной особенностью бизнес-приложений «КОМПАС» всегда был самый удобный пользовательский интерфейс. Но нет предела совершенству! В 2004 году система была дополнена новыми интерфейсными возможностями, среди которых хочется, в первую очередь, отметить привязку неограниченного количества иерархических деревьев к одному и тому же набору данных, позволяющую быстро анализировать информацию в нескольких различных разрезах. Еще одним приятным нововведениям явилось автоматическое представление отчетов в виде графиков.

CNews: Какие управленческие решения были наиболее востребованы вашими клиентами в 2004 году?

Игорь Якобсон: Такие новые пользователи как, например, калининградский 33 судостроительный завод, ставропольский радиозавод «Сигнал» или петербургский мясокомбинат «Самсон» внедряют ERP-систему «КОМПАС» комплексно в целях сокращения издержек и выявления резервов за счет полнофункциональной автоматизации управления предприятием.

Есть и другие примеры. На московском «Электрозаводе» завершен проект по внедрению подсистемы «Управление персоналом». Якутский «Алмаздортранс» в 2004 году начал использовать подсистему «Управление закупками, запасами и продажами». Такие проекты в стиле «best of breed» возможны потому, что все наши подсистемы могут работать и в комплексе с другими ERP-системами.

Наши новые клиенты в сферах торговли и услуг нацелены, в основном, на внедрение CRM-системы «КОМПАС: Маркетинг и менеджмент».

CNews: Какие задачи стоят перед компанией на 2005 год?

Игорь Якобсон: По аналогии с советскими временами, 2005 год в компании «КОМПАС» объявлен «годом качества». То есть в разработках приоритет будет отдан совершенствованию уже существующего функционала, повышению быстродействия и надежности работы ПО. В связи с этим планируется выпуск новой, 11 версии ERP-системы «КОМПАС», базирующейся на усовершенствованном инструменте «МАСТЕРА КОМПАСА».

Но это отнюдь не означает, что будет остановлена разработка прикладного функционала. В отличие от предыдущего, в 2005 году, будет обращено особое внимание на дальнейшее развитие CRM-системы, а также подсистемы «Управление персоналом» в части управления мотивацией, планирования карьеры, тестирования на соответствие занимаемой должности и автоматизации подбора персонала. В настоящее время спрос на эти возможности программного обеспечения носит, скорее, «виртуальный» характер, но мы считаем, что в ближайшие годы он станет вполне реальным, так же как это произошло с ERP-функциональностью.

Кроме совершенствования ПО, в наши ближайшие планы входит интенсификация работы в рамках клуба пользователей Компаса (ПОЛК), созданного в 2004 году. Мы не только внедряем CRM-технологии у наших клиентов — но и активно используем клиенториентированный подход в деятельности нашей компании.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS