Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

В школах США iPad вытесняет ПК, в российских - почти не используется

В американских школах наблюдается бум спроса на iPad: по мнению местных аналитиков, он даже начинает вытеснять ПК в образовательных учреждениях. В российских же школах iPad пока - редкое явление. Продавцы компьютерной техники называют разные причины этого.

Со второго квартала 2011 г. отгрузки ПК в образовательные учреждения США сократились на 265 тыс. штук или на 13,9% в процентном выражении, сообщает Apple Insider со ссылкой на заметку для инвесторов аналитика Чарли Вульфа (Charlie Wolf) из компании Needham & Company. В то же время в июне Apple продала почти 1 млн iPad в сегмент среднего школьного образования. Это, по мнению Вульфа, является «очевидным свидетельством» того, что iPad «каннибализирует» продажи ПК на американском образовательном рынке.

Продажи iPad во втором квартале 2012 г. вдвое превысили объемы того же периода в прошлом году. Также iPad достиг почти вдвое большего объема продаж, чем объемы «маков», которые Apple продала потребителям в образовательном секторе в США за указанный период. По итогам третьего финансового квартала (второй календарный квартал) Apple также отчитывалась о новом рекорде продаж iPad - 17 млн устройств по всему миру.

В июле американские СМИ сообщали об одной из крупнейших поставок iPad в местные образовательные учреждения: школы Сан-Диего приобрели 26 тыс. iPad для учащихся на общую сумму порядка $10 млн для использования в средних и старших классах.

Российские школы тоже закупают планшеты, но в значительно меньших объемах и зачастую это не устройства Apple. По данным официального сайта госзакупок, в июле-августе 2012 г. было объявлено шесть конкурсов на поставку планшетных компьютеров от разных российских школ с самой крупной ценой контракта - около 1,5 млн руб. На эту сумму школа в Нефтеюганске закупила 70 планшетов на ОС Windows. Другая школа, из Владимирской области, на сумму 840 тыс. руб. заказала 40 планшетов на ОС Android 4.0 «в целях реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования».

В том, что касается перевода школ с ПК на планшеты, картины в России и США заметно разнятся

В официальном реселлере Apple в России - re:Store – отмечают, что массовые закупки бывают только при федеральных программах. «Сегодня наше образование только присматривается к возможностям использовать планшеты в учебном процессе. Например, знакомятся с опытом других стран и отдельных учебных заведений, таких как Cedars School of Excellence в Великобритании. Это первый в мире проект, где реализован подход «один ученик – один iPad». Проект существует уже третий учебный год», - говорит представитель re:Store Людмила Семушина.

Инициативы «Один ученик – один iPad» сейчас получают широкое распространение и в американских школах. На это влияет ценовая политика Apple для образовательных учреждений США. Так, например, в школе Миллис штата Массачусетс, где в 2011 г. провели «iPad-эксперимент» на восьмиклассниках, а в апреле 2012 г. приняли решение снабдить iPad и всех девятиклассников, свое решение обосновывали в том числе и специальными ценами Apple для образования: iPad 2 предлагался по сниженной цене в $379, указывается в материалах школы. Эта же цена фигурирует в ряде других кейсов по закупке iPad американскими школами.

Стоит отметить, что некоторые американские школы в рамках инициатив по оснащению своих учащихся iPad не приобретают устройства сами, а договариваются с Apple о скидках на устройства для покупки родителями школьников. К примеру, администрация города Комерс в Техасе договорилась с Apple о цене на iPad для школы в $379, а местный фонд поддержки образования выделил $30 тыс., чтобы снизить конечную цену на устройство для учащегося до $300, пишет местная газета The Commerce Journal.

Одной из причин, которая ограничивает массовые закупки iPad в России – это отсутствие здесь механизма легального приобретения школами лицензионного программного обеспечения для iOS устройств, который реализован в Америке и в ряде стран Европы, а так же официального учебного контента и учебных пособий, полагает Семушина. «Но, насколько известно, подобные учебные материалы уже разрабатываются и могут появится к следующему учебному году», - добавляет она.

«Вполне возможно, что невысокое проникновение планшетов iPad в российских школах связано с планами по реализации государственной программы по внедрению в учебных заведениях электронных учебников», - предполагает представитель сети «Связной» Евгений Геров. Экспериментальное обучение с использованием электронных учебников ведется в России с 2011 г. в школах ряда регионов в рамках федерального проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning)». Результаты апробации электронных учебников Минобрнауки планировало подвести к началу 2012 учебного года.

Источник CNews в одной из крупных розничных сетей компьютерной техники считает, что общерыночная ситуация в России схожа с американской – планшеты здесь также «отъедают» долю у ПК, однако образовательный сегмент в России, по его мнению, не отражает реального спроса и предложения. «Выбор техники для поставки в российские образовательные учреждения зачастую определяется не реальными потребностями учащихся, а личными интересами некоторых сторон, - полагает собеседник CNews. – Предположу, что именно последними, к примеру, обусловлены массовые поставки ноутбуков Apple в школы».

Наталья Лаврентьева