Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

В Минкомсвязи переписали методичку по внедрению свободного ПО

Минкомсвязи подготовило новую редакцию методических рекомендаций по использованию СПО в деятельности федеральных органов власти. Новый документ имеет мало общего со своей версией месячной давности.

Минкомсвязи на своем сайте опубликовало материалы к правительственной подкомиссии по информационным технологиям, заседание которой намечено на 30 апреля 2015 г. В числе прочих была размещена новая версия проекта методических рекомендаций по использованию свободного программного обеспечения (СПО) в деятельности федеральных органов власти.

Нынешняя методичка (PDF на файл-сервере CNews) существенно похудела по сравнению со своей прошлой редакцией. Теперь она умещается на восьми страницах вместо 12, причем почти половину из них занимает перечень открытых лицензий из 85 позиций.

По сравнению с версией от 31 марта 2015 г. в глоссарии документа полностью изменено громоздкое определение «свободного ПО». Теперь Минкомсвязи предлагает считать «свободным» программные продукты, обладающие «четырьмя свободами»: свободой запускать программу и использовать ее функциональные возможности для любых целей; свободу изучать устройство программы и модифицировать ее; свободу распространять программу в любой форме и любыми способами; свободу распространять производные программы в любой форме и любыми способами.

В новой методичке исчезла антитеза между «свободным ПО» и «отечественным ПО», создававшая возможность множества коллизий и противоречивых толкований. Из документа полностью исчезли упоминания «импортного ПО».

Помимо этого авторы документа полностью отказались от разделов, посвященных объяснению преимуществ российских разработчиков перед зарубежными, и объясняющих специфику приобретения и внедрения СПО (например, легальности бесплатного получения программ).

Запутанность определений в прошлой версии методички вызвала множество нареканий у как у топ-менеджеров, так и у разработчиков, известных на отечественном рынке СПО.


Глава Минкомсвязи Николай Никифоров

Игроки отечественного рынка СПО, которые, по просьбе CNews проанализировали прошлую редакцию методички, заметили, что в ней в качестве рекомендуемых критериев не учтена степень компетентности разработчиков в сфере СПО и совсем не рассмотрена проблема «форков» (ответвлений основного продукта). Не учтены они и в новой версии документа.

Как и в прошлой версии методички, самый интересный раздел документа - это «Критерии определения последовательности выбора программы», которым органы госвласти должны руководствоваться при закупках ПО.

Первым и главным критерием выбора ПО для использования в федеральных органах исполнительной власти авторы методички назвали присутствие ПО в так называемом Национальном фонде алгоритмов и программ (ФГИС ФАП). Если искомое ПО в ФАП не содержится, органу власти рекомендуется выбрать нужный программный продукт среди свободного ПО. Наконец, при отсутствии предложения нужных программ среди СПО, федеральный орган власти может использовать проприетарные программы.

В Фонде алгоритмов и программ должны храниться все алгоритмы, программы и документация, созданные на средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Предполагалось, что создание такого фонда поможет многократному использованию в госорганах собранных там программных продуктов.

Однако, публикация в ФАП программы как условие для ее использования в органах власти может осложнить рыночное положение для программ, которым не посчастливилось туда попасть.

Фонд алгоритмов и программ - это наследие госпрограммы «Информационное общество», разработанной при прежнем руководстве Минкомсвязи. Одним из разделов этой госпрограммы было создание «приоритетной технологической платформы», и, в частности Национальной программной платформы (ТП НПП) применительно к отрасли информационных технологий. Единственной реализованной задачей ТП НПП стало развертывание ФАП.

На момент выпуска этого материала в ФАП были опубликованы 28 программных продуктов (с учетом их различных версий).

Владислав Мещеряков