Спецпроекты

«Сбертех» наймет еще более 1000 человек

Интеграция ИТ в банках
В беседе с CNews гендиректор «Сбертеха» Алиса Мельникова рассказала о масштабных планах набора новых сотрудников, их зарплатах и показателях эффективности, а также об особенностях взаимодействия компании со Сбербанком.

За 2014 г. численность сотрудников компании «Сбербанк-Технологии» («Сбертех») увеличилась с 3 тыс. человек до более чем 4 тыс., а в 2015 г., как заявила CNews генеральный директор «Сбертеха» Алиса Мельникова, планируется нанять еще свыше тысячи человек.

«Но основную ставку мы уже сейчас делаем не на хантинг из сторонних компаний. Наоборот, мы стараемся уйти от этого, - добавила она. – «Сбербанк стремится быть инновационным лидером на рынке, поэтому многие проекты мы делаем первыми. В этом случае хантить нам просто неоткуда».

С целью расширения «Сбертех» заключил договоры с МИФИ, МФТИ и двумя белорусскими вузами, с которыми в этом году пилотируется взаимодействие. В первый год компания берет из каждого вуза по 25 человек, в следующем – планирует скорректировать программу и расширить как количество вузов, так и студентов.

«При таком быстром найме, очевидно, что к нам приходят люди из других компаний, - признается Мельникова. - На эту тему у меня практически со всеми интеграторами российского рынка состоялись обсуждения. ИТ-компании и другие банки не чувствуют себя комфортно, если в «Сбертех» от них переходит больше 1 человека за месяц».

Но с компаниями, с которыми у «Сбертеха» установлены партнерские отношения, «мы всегда находим способ договориться таким образом, чтобы не подорвать их бизнес», добавляет она.

«Нам тоже не выгодно снимать чужую команду с проекта, переводить ее в «Сбертех» и тем самым срывать проект для банка. «Сбертех» отвечает за успех всех ИТ-проектов для банка, включая те, которые реализуются совместно с другими ИТ-компаниями», - объясняет Мельникова.


Алиса Мельникова намерена в 2015 г. увеличить численность сотрудников Сбертеха на более чем 1000 человек

«Мы понимаем, что нам с этими компаниями еще работать. Поэтому стараемся договариваться. Тем не менее, случаи переходов бывают как в одну, так и в другую сторону, и это нормально», - считает гендиректор «Сбертеха».

Зачем нужен «Сбертех»?

В 2008 г. в центральном аппарате Сбербанка работало 150 ИТ-специалистов без разделения на внедрение и сопровождение, и велись единичные проекты по автоматизации. В стратегии развития банка на 2009-2013 гг. были поставлены амбициозные задачи, выполнение которых было невозможно без развития ИТ. Поэтому в 2011 г. число ИТ-шников выросло до 400, а проектов – до 200.

«Тогда стало понятно, что штатные ИТ-специалисты не могут поддержать такой рост числа проектов. Значительную часть работ выполняли внешние компании», - рассказывает Мельникова.

Сбербанк, по ее словам, «попал в сильную зависимость от вендоров и интеграторов - по срокам, по деньгам».

«Любая ИТ-компания, когда чувствует свою уникальность, повышает цены. В итоге стало долго и дорого, а экспертиза уходила на сторону. Внешние компании делали системы за деньги Сбербанка, а потом продавали их другим клиентам. На что имели полное право», - объясняет гендиректор «Сбертеха».

У Сбербанка есть свои ноу-хау, но существующая до 2011 г. практика препятствовала их сохранению внутри банка, добавляет она, подытоживая, что «Сбертех» создавался с целью развития внутренних компетенций по ключевым направлениям (по core banking, CRM, BPM, мобильным приложениям) внутри банковской группы.

Важным преимуществом «Сбертеха» перед сторонними компаниями, по словам Мельноковой, является то, что компания работает на банк без маржи (по себестоимости), т.е. не получает прибыль на проектах для Сбербанка. Кроме этого, «Сбертех» является резидентом Сколково, соответственно, освобожден от значительной части налогов. Наконец, при сотрудничестве Сбербанка со «Сбертехом» уходит необходимость проведения тендерных процедур, согласования сложных договоров и т.д.

Дальнейший рост количества сотрудников «Сбертеха» связан с увеличением запланированного числа ИТ-проектов банка. При этом как и прежде часть работ Сбербанк будет заказывать на внешнем рынке, а некоторые проекты будут выполняться «Сбертехом» совместно с внешними подрядчиками.

О регионах

Сейчас офисы «Сбертеха» открыты в 16 городах. Около 70% сотрудников находятся в Москве. Но московский рынок, говорит Алиса Мельникова, «имеет ограниченную емкость, к тому же в Москве ресурсы значительно дороже, поэтому нам выгодно развивать региональные офисы».

Основные регионы за пределами Москвы, в которых развивается «Сбертех» - это Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Рязань, Ростов, а также Минск. «Помимо этого большую инициативу в собственном развитии проявляет Омск, там сложилась хорошая команда, и есть хороший рынок труда (вузы, выпускники)», - отмечают в компании.

Болезни роста

При взрывном росте с 2011 по 2013 гг. (численность сотрудников в этот период увеличилась с 400 до 3 тыс. человек) «Сбертех» не смог уйти от ручного управления. В середине 2013, когда Алиса Мельникова заняла пост гендиректора, сменив создателя компании Дениса Калинина, по ее словам, «еще не было четкости в процессах и правилах работы на всех этапах от генерации идеи, разработки, тестирования и до внедрения».

«Для заказчика был непрозрачным процесс доставки до него результата. Не было понятно, есть ли в проекте риски или нет, будет ли он сделан в срок или не будет, совпадет ли результат с пожеланиями или не совпадет. Если попалась хорошая команда – сделают, если похуже – все равно сделают, но через год», - рассказывает она.

Таким образом, по словам Мельниковой, возникла потеря управляемости, предсказуемости результата, потеря качества поставляемого софта.

«Передо мной стоит задача повышения управляемости. Мы хотим на более ранней стадии знать, в какую сторону идет проект, будет он соответствовать ожиданиям заказчика или нет, чтобы своевременно принимать решения по корректировке своих действий», - говорит гендиректор «Сбертеха».

Чтобы поддержать прозрачность процессов в компании была создана прозрачная ролевая структура и введено разделение ответственности за результаты работ на каждом участке. Кроме того, появились ключевые показатели эффективности (КПЭ), которые позволили измерять качество работы и заниматься его повышением.

С одной стороны наша команда продолжает заниматься реализацией растущего портфеля проектов, с другой - мы работаем над внедрением целевой модели процессов, повышением качества и эффективности работы», - отмечает Алиса Мельникова.

Об оценке сотрудников

Большое внимание гендиректор «Сбертеха» уделяет управлению ресурсами и талантами, а также внедрению новой корпоративной культуры: «Систему КПЭ мы каскадировали до уровня каждого сотрудника, поставили КПЭ по ролям - для программистов, тестировщиков и т.д. Ежеквартальные метрики позволяют нам видеть передовиков и отстающих».

«Мы ввели систему оценки компетенций (например, тесты по языкам программирования) и «оценку 360°» для руководящего состава (опрос о сотруднике среди подчиненных, руководителей, коллег на горизонтальном уровне). Теперь, когда у нас появляются вакансии, мы понимаем, кому мы можем предоставить дорогу из числа внутренних кандидатов», - продолжает она.

Преимущества получают те кандидаты, у которых высокие результаты тестирования, высокий показатель по оценке 360° и высокий КПЭ.

Но в условиях прозрачных процессов и постоянных оценок комфортно работать не всем, добавляет Мельникова: «Поэтому состав сотрудников обновляется».

О завышенных зарплатах

Разговоры о завышенных зарплатах в «Сбертехе» – заблуждение, считает гендиректор: «При таком взрывном росте, который компания пережила в 2011-2013 гг., с одной стороны к нам попало много хороших людей с рынка, т.к. зарплаты предлагались действительно пристойные, с другой - попали и не очень компетентные специалисты».

Руководители, по словам Мельниковой, могли ошибаться при принятии решений: например, на позицию старшего разработчика взять человека, который в другой компании работал младшим разработчиком. «Следовательно, после перехода на более высокую должность у него зарплата оказывалась гораздо выше предыдущей, и такие случаи породили вопросы о завышениях», - считает она.

«Мы сравнивали зарплаты в «Сбертехе» с аналогичными компаниями ИТ-рынка и привели их в соответствие», - заявляет Мельникова.



Взгляд месяца

Почему идея внутренней разработки себя не оправдала

Александр Глазков

председатель совета директоров, «Диасофт»

Профиль месяца

Искусственный интеллект стал полумифическим понятием

Сергей Поляков

ИТ-директор Альфа-Банка