Разделы

Цифровизация Документооборот ИТ в госсекторе

Госуслуги: государству поможет "Дело"

Для органов власти СЭД является основной производственной системой. Она особо актуальна в связи с введением закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", который прямо запрещает чиновникам требовать от граждан и юрлиц какие-либо справки и иные документы, уже имеющиеся в распоряжении других ведомств. Компания ЭОС, лидирующая по числу внедрений в госсекторе, предложила свой вариант автоматизации государственных услуг.

В ответ на заявление гражданина ведомство, согласно административному регламенту, должно его обработать, если нужно, послать запросы "смежникам", т. е. в другие ведомства и получить от них ответы, после чего принять решение – выдать нужный документ или отказать.

Все это – классические делопроизводственные операции, включающие межведомственное взаимодействие.

"Данное решение зрело достаточно давно – первые опыты интеграции СЭД "ДЕЛО" со СМЭВ и с единым порталом государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) были проведены еще в прошлом году, как и разработка веб-сервисов для предоставления госуслуг. В 2012 году это решение было введено в промышленную опытную эксплуатацию у ряда заказчиков. Сегодня на базе системы "ДЕЛО" можно организовать предоставление практически любых государственных услуг. Эффективность внедрения достигается за счет развитого функционала СЭД "ДЕЛО" и бесшовной интеграции со СМЭВ. Плюс это решение является экономически выгодным для органов государственной власти, благодаря нашей ценовой политике", – отмечают в пресс-службе компании ЭОС.

Работать в знакомой среде удобнее и эффективнее

Чиновники всех уровней хорошо знакомы с системой ДЕЛО, которая, как уже упоминалось, уверенно лидирует по числу внедрений в госсекторе (61%). Альтернативой была бы установка незнакомых СЭД сторонних производителей, как это сейчас происходит в ряде регионов и министерств. Но это едва ли разумно, если в организации уже развернута достаточно мощная инфраструктура и имеются информационные системы, в которых сотрудники работают не один год. Типовая подсистема оказания государственных и муниципальных услуг на базе СЭД "ДЕЛО" позволяет перевести в электронную форму процесс оказания государственных и муниципальных услуг на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Это обеспечивается путем интеграции с "Единым порталом государственных и муниципальных услуг" (ЕПГУ) через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

При этом для регионов наилучший эффект достигается в случае, если одна и та же единая базовая СЭД используется во всех органах исполнительной власти. Для внедрения подсистемы оказания государственных и муниципальных услуг клиенту необходимо, помимо СЭД "ДЕЛО", иметь "Подсистему управления процессами" и "Сервер электронного взаимодействия" (с соответствующими настройками), а также веб-сервисы, обеспечивающие интеграцию СЭД с порталом госуслуг через СМЭВ. Все эти компоненты разрабатываются компанией ЭОС и не требуют развертывания стороннего ПО.

Технология BPM для управления госуслугами

Решение ЭОС по автоматизации госуслуг реализовано на базе подсистемы "Управление процессами". Согласно административному регламенту и технологической карте межведомственного взаимодействия, к каждой госуслуге специалисты ЭОС создают набор запросов в различные ведомства (причем не важно, федеральные или муниципальные). После получения информации от них (выполнения межведомственных запросов) можно отправлять документ в электронном виде на согласование руководителю для принятия решения. При этом можно создавать отчеты, вести статистику – использовать весь потенциал, наработанный компанией ЭОС при создании и развитии СЭД "ДЕЛО".

В результате госслужащему не нужно изучать какую-то новую информационную систему – он продолжает работать в уже привычном ему интерфейсе СЭД "ДЕЛО", регистрирует заявление гражданина и составляет запросы в соответствующие ведомства (их список автоматически высвечивается согласно с регламенту). Причем регистрацию запроса можно настроить не только в ручном режиме, когда гражданин физически обращается за услугой, к примеру, когда приходит в МФЦ или ведомство, где установлена СЭД "ДЕЛО", но и в автоматическом (заявление с портала государственных услуг).


Интерфейс СЭД "ДЕЛО": работать в знакомой среде удобнее и эффективнее

Можно настроить логику обработки ответов на запросы, например, если получен отрицательный ответ на какой-то критически важный запрос, то дальше уже не имеет смысла рассылать следующие запросы. Как только исполнитель получает ответы, он направляет их на согласование руководителю, т.е. работает в СЭД в обычном режиме.

"Если ведомство является поставщиком информации, то здесь также ведется отдельная работа, – необходимо выяснить, какую информацию оно обязано предоставлять и в каком виде. На основании этого мы пишем веб-сервис, который регистрируется в СМЭВ. Кроме того, мы можем делать как асинхронные, так и синхронные запросы в случае, если в ведомстве есть базы данных, доступные для подключения", – комментируют специалисты ЭОС.

Станислав Макаров / CNews