Альберт Ефимов: Россия должна создать свои платформы для робототехники
В Сочи состоялся финал World Robot Olympiad: Россия впервые приняла у себя крупнейшие детские робототехнические соревнования, в которых приняли участие более 2 тыс. человек из 50 стран. Одновременно со Всемирной робототехнической олимпиадой здесь прошел форум "Дни робототехники". Робототехника может очень скоро стать обязательной частью школьной программы, потому что России очень нужны новые инженеры и собственные платформы для того, чтобы создавать конкурентоспособные технологии, говорят эксперты.В рамках сочинского международного форума "Дни робототехники" министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сообщил, что правительство сейчас рассматривает идею замены школьных уроков труда занятиями по робототехнике: "Это принципиально важно для конкурентоспособности нашей страны, так или иначе по этому пути идут все. Отрасль позволит школьникам на практике реализовывать знания и навыки, полученные в ходе изучения физики, математики и черчения. Конечно, не каждый в будущем станет Королевым или Джобсом, но у каждого школьника должен быть шанс попробовать свои силы".
Руководитель робототехнического центра Сколково Альберт Ефимов остался доволен уровнем подготовки детей, приехавших на Олимпиаду. "Мне очень понравилась атмосфера", — рассказал он РБК Инновациям, — "Талантливые дети со всего мира приезжают и делают потрясающие интересные вещи. При этом на площадке царит очень позитивный соревновательный дух, а решение сложных технологических задач в очень ограниченное время — прекрасный способ воспитать в детях инженерные компетенции".
Еще в 1942 г. Айзек Азимов сформулировал три знаменитых закона роботехники:"1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. 2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону. 3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам". Со времени появления формулировки известного американского фантаста прошло много лет, и робототехника шагнула вперед. Сегодня разработчики заинтересованы в создании руководящих принципов и мер безопасности для роботов, действующих в реальности, а не в фантастическом романе.
Альберт Ефимов выделил собственные семь основных трендов современной робототехники. Один из них — безопасное взаимодействие с людьми — перекликается с законами Азимова. Промышленные роботы не только учатся безопасно взаимодействовать с людьми, но и делать такое взаимодействие максимально эффективным. "Проведенные исследования доказывают, что когда человек работает в продуманной оптимизированной связке, то эффективность труда такой производственной ячейки может возрасти на 80%, если сравнить это с просто работой робота и человека без оптимизации их взаимодействия, — добавляет Альберт Ефимов.
"Многие научные коллективы ведут работу по созданию роботов, которые способны работать рядом с людьми, — рассказывает эксперт. — В настоящий момент в промышленной робототехнике используются роботы, которые работают в "резервация" или отдельных цехах, и появление людей в таких цехах опасно для жизни — работающий робот не может понять, что рядом с ним находится человек". Однако вскоре эта ситуация может в корне измениться.
Робототехника может очень скоро стать обязательной частью школьной программы, потому что России очень нужны новые инженеры и собственные платформы
Не менее важен и второй выделенный Альбертом Ефимовым тренд — роботизация не сокращает рабочие места, а напротив, приводит к их возникновению. Один работающий робот сегодня — это внедрение 3–4 инженеров, то есть рабочие места становятся более высокотехнологичными. "Рабочие места, которые могут быть оптимизированы при роботизации производства, никуда не исчезают. Просто создаются новые, более высокотехнологичные рабочих места. Вопрос лишь в том, в какой стране рабочие места сокращаются, а в какой они создаются. Это лишний раз доказывает, насколько робототехника важна для современной экономики, и каких вложений требует от сферы образования", — комментирует он.
Третий тренд — взаимопроникновение технологий промышленной и сервисной робототехники. То, что ранее находило использование лишь в цехах заводов, теперь начинает массово применяться в других видах робототехники. С другой стороны, типичные сервисные услуги (например, доставить груз) начинаются применяться в промышленности для повышения эффективности традиционных видов робототехники.
Кроме того, робототехника все чаще использует достижения других областей, что и делает возможным развитие четвертого тренда: компоненты для создания роботов станут дешевле. Альберт Ефимов приводит конкретный пример: "Один из последних серьезнейших толчков к массовому развитию робототехники — вывод на рынок игровой приставки Microsoft Kinect. Разработчики стали использовать его не только как часть игровой приставки, но и как дешевый сенсор, который умеет строить 3D-карты помещений".
Пятый тренд — отрасль промышленной робототехники достигла зрелости. По словам Альберта Ефимова, это означает, что промышленная робототехника сегодня — развитая область, которая приносит многомиллиардную прибыль. Хорошим примером тут является реабилитационная робототехника. На сегодняшний день по объему продаж сервисных роботов лидирует именно медицинское направление.
Россия тут не исключение: сколковская компания "Экзороботикс" впервые продемонстрировала работу медицинского экзоскелета, которым управлял пилот с ограниченными возможностями. Альберт Ефимов отметил, что такие испытания прошли впервые: ранее в таких демонстрациях участвовали только здоровые пилоты.
Шестой тренд — растет значимость конкретных проявлений искусственного интеллекта в робототехнике. Роботы учатся лучше анализировать окружающее пространство, понимают, каких действий от них требует та или иная среда. И, наконец, седьмой тренд — темпы создания новых производств будут постоянно расти. И в недалеком будущем, предсказывает Альберт Ефимов, мы научимся разворачивать производство на новом месте за один день.
По мнению главного робототехника Сколково, как ни печально, сегодня не приходится говорить о какой-либо значимой интеграции российской робототехники в мировые тренды. В первую очередь российским специалистам необходимо активизировать научные публикации. Традиционно сложилась ориентация советской, а затем и российской науки на военное и космическое применение, что по определению означает закрытость и секретность. "Я приведу простой пример, — говорит Альберт Ефимов, — беседуя с японским ученым Хироши Ишигуро, я спросил его, как японской робототехнике удалось выдвинуться на такие заметные позиции в мире. Он ответил, что все очень просто: японские военные никогда не проявляли интереса к робототехнике, и поэтому японской робототехнике пришлось научиться "добывать" деньги на исследования и разработки у промышленности, делая реально полезные для общества и экономики вещи".
При этом, считает Ефимов, российская наука находится на адекватном уровне развития по отношению к европейским разработкам и уступает американцам и, возможно, японцам. Ключевым фактором для конкурентоспособности отрасли станет умение создавать собственные технологические платформы для робототехники, а не использовать зарубежные. По словам Альберта Ефимова, "Сколково" работает над реализацией таких проектов: например, уже создана альтернативная платформа Trick, над созданием которой на площадке инноцентра "Сколково" работает компания Cybertech Labs.
Именно на новое поколение российских робототехников работают соревнования WRO. Ефимов убежден, что, прежде всего, дети должны получить базовые навыки программирования, чтения алгоритмов, они должны уметь паять, понимать, что такое микросхемы и не бояться с ними работать. С точки зрения практических умений, уроки робототехники в рамках уроков труда были бы очень полезны. Причем это может пригодиться и мальчикам, и девочкам, а большинство участников WRO на данный момент — именно девочки. По словам Альберта Ефимова, в этом нет ничего удивительного: девочки ни чем не хуже мальчиков умеют решать сложные задачи, а вот по части коммуникативных навыков дадут им серьезную фору. Как не существенно для современной робототехники гендерное деление, так и нет привычного для школьников навязываемого деления на "технарей" и "гуманитариев". "Я не думаю, что в том, что касается робототехники, существует реальное деление на "технарей" и "гуманитариев". По-моему, есть просто те, кому интересно, и те, кому, к сожалению, не повезло с преподавателем математики или физики", — подытоживает главный робототехник "Сколково".
Еще одной важной инициативой помимо введения уроков робототехники в школе может стать вопрос о включении этого предмета в перечень олимпиад школьников, дающих льготы при поступлении в инженерные вузы. "Мы работаем над тем, чтобы сделать несколько инженерных олимпиад для старшеклассников с тем, чтобы победители и призеры этих олимпиад имели льготы при поступлении в высшие учебные заведения", — рассказал Дмитрий Ливанов. По словам министра, не исключено, что новый предмет появится в перечне олимпиад уже в следующем году.
Анастасия Лотарева