Максим Архипов, «Лига Ставок»: Не надо сразу строить космолет, лучше идти к цели короткими итерациями
Восходящим бизнес-трендом стало использование механик социальных сетей для бизнес-задач. Наиболее динамичными в этом стали беттинговые платформы, об одном из интересных внедрений Cnews поговорил с Максимом Архиповым, руководителем «Сигнала» «Лиги Ставок».
CNews: Что стало отправной точкой для запуска социальной платформы «Сигнал» внутри беттингового приложения? Какие бизнес-задачи вы стремились решить этим продуктом?
Максим Архипов: Изначально у нас не было задачи делать социальную сеть. Мы запустили лайв-чаты для спортивных событий, чтобы игроки могли в онлайне делиться эмоциями друг с другом от просмотра матчей. Сервис оказался востребованным: мы увидели, что посетители начали в таких чатах знакомиться, общаться, флиртовать — строить социальный граф. В чатах стали появляться актуальные и хорошо аргументированные экспертные мнения, рекомендации к ставкам.
Мы быстро осознали, что формата онлайн-чата недостаточно для игроков. Начали строить социальную сеть: добавили подписку на понравившихся игроков, «копибеттинг» (возможность поделиться данными о своей ставке, которую другой игрок может повторить в одно касание), рейтинги лидеров мнений.
CNews: Как изменилась метрика вовлеченности после появления «Сигнала»? Видите ли вы рост времени, проведённого в приложении, или доли пользователей, совершающих регулярные ставки?
Максим Архипов: Мы хотели увеличить Retention («коэффициент удержания», который показывает, сколько пользователей продолжают пользоваться платформой или приложением в течение определённого промежутка времени — прим. ред.), для чего и создавали онлайн-чат, где они могли бы выплеснуть эмоции. Цель была достигнута, Retention значительно возрос: игроки, которые сидели в чатах, дольше жили с «Лигой Ставок».
Игроки стали не только заходить к нам сделать ставки, но и «залипать» в «Сигнале», что дало существенный — в два раза — рост времени, проводимого ими на нашей платформе.
Эти метрики указывают, насколько точно мы определили потребности пользователей.
CNews: Как работает внутренняя система «лидеров мнений»? За счёт чего пользователи формируют влияние внутри соцсети?
Максим Архипов: Любой игрок может создать себе публичный профиль, поставить красивую аватарку, делиться прогнозами и общаться в «Сигнале», постепенно набирая подписчиков. Если действия этого игрока повторяют множества людей, его контент начинает попадать в рекомендации «Сигнала». По итогам календарной недели мы формируем рейтинг лучших игроков.
У нас есть ставки в формате «экспресс», которые также можно публиковать в «Сигнале», и за ними пользователи следят особенно внимательно. Если у человека ставка в этом формате зашла с коэффициентом сто, двести или более (а доходит и до тысячи), то это вызывает ажиотаж. Чем больше людей повторило такую ставку, тем сильнее виральный эффект.
На такого игрока смотрят, как на гуру, многие хотят повторять его следующие ставки и подписываются на него. Мы тоже следим за такими выигрышами, публикуем соответствующие рейтинги, помогая нашим пользователям дополнительно увеличивать количество подписчиков.
CNews: Какие функции или сценарии оказались самыми востребованными — обсуждение матчей, подписки на прогнозы, повторение чужих ставок?
Максим Архипов: Ответ короткий: все перечисленные! Но у нас были и неудачные функции, например, мы сделали отдельные чаты для VIP-игроков, для новичков — не взлетело.
CNews: Как идет развитие функциональных возможностей?
Максим Архипов: Мы постоянно работаем над развитием «Сигнала». Предлагаем разные функции, одни становятся популярны, другие — нет.
Сейчас работаем с лидерами мнений, создаем для них дополнительный формат монетизации. Скоро игроки в «Сигнале» смогут зарабатывать как на ставках, так и на своих прогнозах. Этим мы мотивируем игроков активно создавать более качественный контент и привлекаем новых лидеров мнений. Работаем над тем, чтобы про «Сигнал» узнал каждый тренер, каждый спортивный блогер. Мы хотим, чтобы люди поняли, что в Лиге Ставок можно зарабатывать, делясь своей экспертизой и приводя свою аудиторию.
CNews: Насколько органично соцсеть вписалась в архитектуру основного приложения? Требовалась ли перестройка backend-инфраструктуры или пользовательского интерфейса?
Максим Архипов: На бэкэнде нам пришлось значительно поработать, чтобы реализовать задуманные функции. Например, возможность повторить чужую ставку по понятной причине не была изначально заложена в архитектуру наших систем, никто же не предполагал, что на ее основе будет построена социальная сеть, в которой данные о ставках одних пользователей станут доступны другим, что можно будет повторять чужие ставки и т.д. Архитекторы и команда разработки предложили элегантные технические решения, в итоге позволившие создать дополнение, не переписывая код основной платформы, но для этого им пришлось проявить изобретательность и находчивость.
CNews: Какие метрики и KPI вы используете для оценки эффективности «Сигнала» как digital-продукта?
Максим Архипов: Для такой оценки у нас есть целое дерево метрик. Для Сигнала собран самый длинный дашборд. Но верхнеуровнево мы смотрим на две простые метрики. Первая — количество ставок, сделанное через «копибеттинг» (функция повтора ставок другими пользователями), вторая — количество новых игроков, которые пришли на платформу благодаря наличию «Сигнала».
CNews: Можно ли говорить о том, что «Сигнал» меняет модель к заключению пари — от одиночной игры к социальной активности?
Максим Архипов: Да, доля ставок, сделанных через «копибеттинг» уже достигла 10%, что для нашего бизнеса является большим показателем.
Мы изменяем модели поведения пользователей. Обычные игроки могут стать народными любимцами, за ставками которых следят тысячи других игроков.
Мы делаем беттинг социальным явлением. В силу разных причин игрокам было сложно обсуждать ставки, делиться эмоциями, говорить о своих успехах — они попросту не могли друг друга найти. Мы решили эту проблему, создав профильную площадку, на которую охотно приходят за общением даже пользователи с других беттинговых платформ.
CNews: Есть ли у вас конкуренты?
Максим Архипов: Социальных сетей у других российских беттинговых платформ нет. Это наш дифференциатор от рынка. Есть похожие решения у профильных СМИ — спортивных и букмекерских. Однако такие решения не совсем удобны для клиентов: CJM (Customer Journey Map или «Карта Пути Клиента» — прим. ред.) получается разорванный: это же СМИ, а не букмекерские компании, поэтому на том же ресурсе нельзя сделать ставку по рекомендации, приходится идти на другой сайт. И аудитория там несколько специфическая — в основном создатели контента, работающие на CEO-оптимизацию конкретных сайтов.
CNews: Что дальше?
Максим Архипов: Дальше — фокус на людях, контент-креаторах. Мы хотим, чтобы «Сигнал» стал платформой, где игроки могут зарабатывать на своих успешных прогнозах. Чтобы контент-креаторы приводили в нашу социальную сеть свою аудиторию, друзей. Мы верим, что каждый может стать интересным автором и научиться писать яркие посты про спорт и беттинг.
CNews: Какой опыт из предыдущих проектов — например, в Альфа-Банке или S7 — оказался полезным при разработке «Сигнала»?
Максим Архипов: Интересный вопрос к рефлексии. Наверное главное, что я уяснил — не надо сразу строить космолет, лучше идти к цели короткими итерациями. За две недели выпустить минимально жизнеспособный продукт, проверить его в реальных условиях, а потом уже развивать и улучшать дальше вместо того, чтобы полгода работать над чем-то красивым, но непрактичным.