Разделы

Бизнес-коммуникации ПО Бизнес Телеком Цифровизация

На российском рынке UC практически не осталось западных решений

Унифицированные коммуникации — одно из направлений, где российские решения успешно заменяют западные. При этом у заказчиков есть возможность максимально сохранить уже сделанные инвестиции в оборудование. Рынок движется в сторону создания комплексных и безопасных коммуникационных платформ, уверены участники организованной CNews Conferences конференции «Унифицированные коммуникации 2025».

Как развиваются унифицированные коммуникации

С 2010 г. объем данных, которые потребляют люди, увеличился в 90 раз. Виды коммуникаций меняются от поколения к поколению. Когда-то людям было достаточно обмениваться информацией, сейчас они хотят быть «в диалоге», то есть использовать чаты, комментарии, начал свое выступление Александр Попов, директор направления Департамента по работе с малыми и средними предприятиями Ростелекома. Бизнес вынужден подстраиваться под потребности клиентов — доля b2b коммуникаций в соцсетях в 2024 г. выросла на 30%, 80% клиентов выбирают для получения информации чаты, 62% компаний используют для работы до 3 мессенджеров.

«Чтобы сохранить лояльность клиентов, надо совмещать традиционные и цифровые каналы взаимодействия и проявлять эмпатию», — уверен Александр Попов. Важно также развивать гибридные форматы работы и гибридные коммуникации: личное общение — для выстраивания взаимного доверия и сотрудничества, а цифровое — для оптимизации процессных задач.

Рынок движется в сторону создания комплексных и безопасных коммуникационных платформ, уверены участники организованной CNews Conferences конференции «Унифицированные коммуникации 2025»

Наладить всестороннее взаимодействие помогают унифицированные коммуникации (UC). Однако, выбирая такое решение, надо серьезно подумать о его безопасности. Александр Попов напомнил, что более миллиона организаций уже используют коммуникационные сервисы от Ростелекома и MANGO OFFICE. Продукты компании можно установить как в собственном контуре, так и воспользоваться максимально защищенным облачным решением.

Что такое унифицированные коммуникации

Источник: Ростелеком, 2025

Аналитики J’son & Partners Consulting прогнозируют, что объем рынка корпоративных коммуникаций в России вырастет с ₽49,8 млрд в 2024 г. до ₽149,7 млрд в 2028 г. «Будущее рынка — за экосистемами, в основе которых будет лежать единая модульная платформа», — говорит Роман Романов, глава центра программных разработок «Сател». Такую платформу «Сател» — она содержит все необходимые модули: телефонию, видеоконференцсвязь, мессенджер, мобильные приложения, систему записи и распознавания речи, контакт-центр, чат-боты, систему мониторинга, корпоративную шину.

Экосистема унифицированных коммуникаций

Источник: Сател, 2025

Корпоративная шина дает возможность связывать между собой разные блоки UC, в том числе облачные и on-premise решения. Есть возможность дополнительно подключить систему оперативно-диспетчерской и громкоговорящей связи, систему оповещения и все необходимое оборудование. В основе системы лежит ядро РТУ. В настоящее время «Сател» работает над заключением соглашения с VK WorkSpace, которое позволит предлагать клиентам комплексное решение для создания новых корпоративных стандартов.

«Сегодня все больше компаний выбирают унифицированные коммуникации как основу для цифровой инфраструктуры вместо разрозненных сервисов», — говорит Андрей Бурсиан, заместитель руководителя центра компетенций по направлению технической поддержки продаж «Р7-Офис». Одновременно усиливаются требования к безопасности и контролю над данными, укрепляется тренд на мультиплатформенность и мобильность. Его компания предлагает решение «Р7-Команда». Сейчас оно поддерживает чаты и звонки, однако в ближайшее время в нем появится супер-апп.

Что такое «Р7-команда»

Источник: Р7-Офис, 2025

Кроме решения для унифицированных коммуникаций, «Р7-Офис» предлагает корпоративное хранилище «Р7-Диск», в состав которого входят редакторы документов и доска для совместной работы, и почтовый клиент «Р7-Органайзер» с поддержкой Microsoft Exchange. В ближайших планах — объединение всех сервисов коммуникаций в одном окне и глубокая интеграция с системами хранения данных для централизации рабочих процессов, внедрение многоуровневой системы прав доступа к архивам чатов и видеозаписям, интеграция с SIEM-системами для мониторинга угроз и автоматических предупреждений о небезопасных действиях, оптимизация взаимодействия пользователей и внутрикорпоративных вебинаров.

Главный тренд развития унифицированных коммуникаций — это обеспечение их безопасности, уверен Александр Рытиков, директор продуктового офиса телефонии Ростелекома. Существует множество законодательных требований в этой сфере, и им необходимо следовать. Сегодня клиенты могут выбирать — установить ПО во внутреннем контуре или использовать SaaS-решение.

Решение в контуре организации

Тем, кто предпочитает on-premise продукты, Александр Рытиков предложил использовать «РТКоннект» или «РТКонтакт». Ростелеком готов взять на себя миграцию платформы телефонии и контакт-центра на российское решение с сохранением инвестиций в оборудование. Также Ростелеком предлагает виртуальную АТС, в том числе on-premise, — она уже используется в 80 субъектах РФ.

На рынке периодически появляются темы, которые впоследствии оказываются мифами. Когда-то многие думали, что мессенджеры заменят почту, звонковые сервисы заменят телефонию, ВКС заменит оффлайн-встречи, а облачные коммуникации заменят все остальные. Однако ничего этого до сих пор не произошло. «Каждый вид коммуникаций имеет свои плюсы и минусы, а значит, мы будем пользоваться всем», — говорит Петр Щеглов, директор по продуктам VK WorkSpace.

Сквозные сценарии работы

Источник: VK WorkSpace, 2025

Однако за счет появления различных средств и сквозных сценариев процесс коммуникации будет меняться. Петр Щеглов уверен, что будущее за появлением комплексных сервисов – не за множеством разных каналов, а за коммутацией всех форм общения и связи.

Какие решения есть на рынке

Прошлогодние прогнозы развития рынка UC оправдались не полностью, считает Алексей Лапшин, руководитель отдела коммуникационных платформ Т-Банка. Вендоры создают экосистемы, но те оказываются сырыми и решают только базовые задачи. SaaS-решения растут, но их инфраструктура не всегда к этому готова. Российские решения заменяют западные, но пока уступают им по функциональности. Компании внедряют ИИ-ассистентов, но не всегда понятна их ценность на практике.

Возможности Time, которые появятся в 2025—2027 годах

Источник: Т-Банк, 2025

В Т-Банке разработали собственный мессенджер Time как альтернативу UC-решениям. Time интегрируется с привычными инструментами, например с ВКС и HR-системой. В мессенджере есть открытый API, вебхуки и плагины, а значит, компания не зависит от одного вендора и может интегрировать сервисы конкурирующих брендов. Кроме того, в Time нет ничего лишнего — пользователи подключают только нужные интеграции и автоматизации. «Главное для пользователей — не количество функций, а скорость коммуникации», — уверен Алексей Лапшин.

Роман Хлиманенко, директор Verbosity, рассказал, что сотрудники компании — в основном, это разработчики ПО — работают в разных городах России, и главным инструментом коммуникации между ними является чат. В Verbosity установлены правила общения. Для того, чтобы не отвлекать от работы всех подряд, в чате используются персональные, групповые или специальные уведомления.

Еще одно правило — уважай чужое время. В чате видно, сколько времени сейчас в городе, где находится другой человек, — это помогает не писать ему сообщения по ночам. Также есть возможность поставить напоминание о том, что надо отправить сообщение, создать отложенное или бесшумное сообщение. Кроме того, вся переписка в чате имеет временные метки, благодаря чему при обсуждении возможности онлайн-встречи каждый участник видит свое локальное время. Еще одна полезная функция — это возможность позвонить в групповой чат, но при этом выбрать только тех, с кем необходимо пообщаться. При этом мелодия вызова звучит только 30 сек, чтобы не раздражать окружающих.

Интерфейс корпоративного мессенджера

Источник: Verbosity, 2025

Виктор Серебряков, директор по развитию бизнеса компании СБК, напомнил, что его компания продолжает развивать российский продукт CommuniGate Pro — над ним работает 40 разработчиков. Решение изначально создавалось как платформа, обеспечивающая полный спектр коммуникаций. «Сейчас у российских ИТ-компаний огромный простор для развития», — говорит Виктор Серебряков. Он уверен, что будущее — за комплексными решениями. При этом есть заказчики, которые хотят самостоятельно собрать необходимый набор продуктов, а есть те, кто предпочитает решения «под ключ».

В апреле СБК выпустит новый релиз CommuniGate Pro 6.5.1 — это самое крупное обновление платформы за последние 1,5 года. В серверную часть будет внесено более 70 изменений, значительно усовершенствуется Web-интерфейс, повысится уровень информационной безопасности.

Александр Койло, коммерческий директор Plentystars, предложил вниманию участников конференции продукт китайского вендора Yeastar. Платформа охватывает практически все аспекты интеграций с корпоративными системами: от корпоративных чатов до интеграции с поставщиками услуг SMS, VoIP. Yeastar можно интегрировать с продуктами Teams, WhatsApp, Twillo, Salesforce, Bitrix24 и пр. В 2025 г. появится интеграция с Telegram. «Именно поэтому облачную платформу АТС можно смело квалифицировать как платформу объединенных коммуникаций, она интегрирована во вселенную больших глобальных вендоров. Кроме этого, хотелось бы отметить и нишевые решения, такие как интеграции с отельными PMS и самостоятельный модуль управления небольшим отелем», — говорит Александр Койло.

Компания Plentystars развернула решение в собственном ЦОДе, установила там российские средства информационной безопасности и получила все необходимые сертификаты.

Возможности интеграции

Источник: Yeastar, 2025

В Yeastar есть все необходимые инструменты коммуникаций. Клиентские приложения созданы для мобильных устройств, веб-браузера, десктопа и пр. Звонок можно легко передавать с мобильного устройства на десктоп или на IP-телефон. Платформа Yeastar Cloud — это еще и полноценный омниканальный КЦ со всеми метриками эффективности (SLA, время решения, отчета о качестве в разрезе операторов, очередей и т.д.), единым интерфейсом для оператора для всех голосовых и текстовых каналах коммуникаций с клиентами и функциями UC для работы операторов и супервайзеров как единое целое с командой бэк-офиса. Главное преимущество решения — его независимость от оператора.

Заказчики часто используют разные инструменты коммуникаций от различных вендоров, говорит Александр Шикинов, директор по продажам MANGO OFFICE. Его компания предлагает экосистему продуктов — единое пространство для коммуникаций. Также в портфеле компании есть Martech-инструменты — оптимальный набор самых востребованных инструментов и отчетов для маркетологов. «Клиенты приходят к нам не для того, чтобы внедрить унифицированные коммуникации, а для того, чтобы решить проблему», — говорит Александр Шикинов.

Единое пространство для коммуникаций

В подтверждение своих слов он поделился несколькими кейсами. Так, в «КорсГруп» с помощью решений MANGO OFFICE автоматизировали большинство процессов и освободили администраторов от рутины, поручив обзвон роботам. Конверсия при обзвоне роботом выше, чем от SMS-сообщений. В медицинском центре «Норма» решение от MANGO OFFICE было интегрировано с CRM МИС «1С:Медицина.Поликлиника». Контакт-центр собирает статистику о пропущенных звонках, клиентах в очереди, времени ожидания, продолжительности разговора, система речевой аналитики контролирует и избавляет от слов-паразитов, «птичьего» языка сотрудников, выявляет спрос на дополнительные услуги. В итоге, количество принятых звонков по итогам года выросло на 26,7%, а число пропущенных сократилось в 14 раз. Обрабатываются все поступающие звонки.

Александр Ефремов, заместитель технического директора «Протей Ай-Ти Инжиниринг», рассказал, что его компания предлагает все необходимые компоненты для построения унифицированных коммуникаций: гибридные и IP АТС, модульные системы связи, персональные и групповые терминалы ВКС, сервер ВКС и систему унифицированных коммуникаций (UC+ВКС+АТС).

Серверная платформа Protei.UC

Также «Протей Ай-Ти Инжиниринг» является разработчиком платформы объединенных коммуникаций «Протей Юником», сочетающей функции привычных мессенджеров, системы связи и ВКС для организации мобильного рабочего места. Она объединяет систему мониторинга сотрудников, систему аудио и видео-вызовов, корпоративный мессенджер, видеоконференцсвязь. Решение можно развернуть на ОС Astra Linux для организаций с высокими требованиями к безопасности. «Протей Ай-Ти Инжиниринг» предлагает управление запросами через чат, мониторинг SLA и синхронизацию с CRM-системами.

Унифицированные коммуникации на практике

31 декабря 2024 г. X5 Group завершила внедрение X5 Rooms. В 2023 г. компания искала замену MS Teams, остановила свой выбор на eXpress, решила на его основе создать корпоративный продукт X5 Rooms, рассказала Татьяна Пенетова, менеджер управления стратегическими проектами X5 Group. В конце 2023 г. был запущен пилот на 6500 пользователей, в конце марта 2024 г. было объявлено об отключении MS Teams, и все сотрудники начали переходить на новое решение. На этом фоне компании пришлось срочно заниматься его стабилизацией и внедрять ролевую модель. На данный момент в X5 Rooms зарегистрировано 32500 человек.

В 2025 г. планируется запустить несколько смарт-аппов — первый смарт-апп «Ньюпортал» появится в начале года, полностью отключить MS Skype, завершить интеграцию X5 Rooms с переговорными комнатами и представить совершенно новый интерфейс продукта.

Артём Спинул, исполнительный директор eXpress, напомнил, что eXpress начинался как корпоративный мессенджер, а к сегодняшнему дню превратился в мобильную защищенную корпоративную платформу, объединяющую все виды UC в одном приложении — это корпоративный мессенджер, видеоконференции, аудиозвонки, IP-телефония и супер-аппы (почта, календарь, специфические мини-приложения).

Планы на 2025 год

Источник: eXpress, 2025

В 2024 г. в продукте появились ролевая модель, клиент для ОС «Аврора», возможность регистрации без номера телефона, поддержка до 256 участников ВКС, реакции, поднятие руки, таймер обратного отсчета в ВКС, запись звонков и конференций, размытие фона, опросы в чатах, ссылка на контакт или чат через QR-код, визуальное форматирование текста в чатах. Артём Спинул рассказал о планах развития eXpress на 2025 г.

Владислав Прокопович, директор по цифровой трансформации бизнеса Arlift, рассказал, что в настоящее время его компания переходит с MS Skype на отечественную облачную платформу. Пилотный проект завершен — началось масштабирование решения. Одним из достоинств российского продукта является возможность адаптировать его под потребности заказчика. Однако есть и проблемы: ограниченная совместимость с западными системами, нехватка подробной документации. «Переход требует времени, но окупается за счет стабильности и экономии», — говорит Владислав Прокопович.

Он дал несколько советов российским вендорам. Во-первых, им надо активнее продвигать свои платформы для расширения аудитории. Во-вторых, повысить качество техподдержки для быстрого решения проблем. В-третьих, уделить внимание оптимизации работы системы при высоких нагрузках и расширению интеграции с другими сервисами для удобства пользователей.

Дмитрий Гальдешин, руководитель службы ИБ Казанского федерального университета (КФУ), рассказал, что в состав университета входят 21 институт, высшие школы и факультеты, 6 подразделений среднего и дошкольного образования и 4 филиала. Практически все бизнес-процессы в нем автоматизированы. Имеется платформа дистанционного обучения, в состав которой входят портал для создания и тестирования курсов, портал дистанционного обучения для студентов и маркетплейс курсов. Также в КФУ внедрена система онлайн-прокторинга для проведения школьных олимпиад и вступительных испытаний в период приемной кампании.

До недавнего времени в качестве решения для организации корпоративной работы использовалась экосистема Microsoft 365 с набором приложений Office, а в качестве ВКС — MS Skype, Zoom, MS Teams, Adobe Connect и пр. В 2023 г. университет перешел на «Яндекс 360» и теперь использует сервисы платформы для внутренней коммуникации.

В период пандемии КФУ начал создавать гибридные аудитории, которые можно посещать удаленно — сейчас их 20. В них используется решение «МТС Линк». «МТС Линк» закрывает все наши потребности в коммуникации и организации образовательного процесса», — говорит Дмитрий Гальдешин.

Сервисы «МТС Линк»

Источник: МТС Линк, 2025

Ольга Артеменко, руководитель по работе с индустрией образования «МТС Линк», подробно рассказала, какие продукты предлагает ее компания. Среди них «МТС Линк Доски» — бесконечная онлайн-доска, которая упрощает работу над проектами, продуктами и задачами, «МТС Линк Формы» — сервис, который позволяет создавать формы и управлять ими для сбора информации от пользователей, здесь можно легко сделать тест, анкету, опрос, квиз или викторину, корпоративный мессенджер «МТС Линк Чаты» и др.

«МТС Линк» предлагает также индивидуальные ВКС-решения премиального качества для проектов любой сложности на базе российского оборудования Vinteo. Комплекс аппаратных серверов, обеспечивающих работу сервисов, расположен в одном из лучших дата-центров в России — IXcellerate.

Александр Койло: Yeastar Cloud интегрирован с Microsoft, Salesforce, Oracle, Hubspot и т.д.
Несмотря на то, что на российском рынке есть множество хороших российских продуктов, некоторые заказчики пока не готовы полностью избавиться от иностранных решений. А значит, им нужно коммуникационное решение, которое можно с ними интегрировать, уверен Александр Койло, коммерческий директор Plentystars.
Алексей Лапшин: Российские аналоги пока не могут полностью соответствовать функциональности западных из-за своей молодости
Несмотря на то, что на российском рынке представлено множество средств коммуникации, Т-Банк выбрал создание собственного решения Time. Почему, рассказал Алексей Лапшин, руководитель отдела коммуникационных платформ T-Банка.
Александр Рытиков: «РТКоннект» объединяет все необходимые инструменты для современных коммуникаций
Государственным организациям сложнее других заниматься импортозамещением. К ним предъявляются самые жесткие требования в сфере информационной безопасности. Кроме того, в имеющуюся инфраструктуру уже вложены значительные средства. Как быть в такой ситуации, рассказал Александр Рытиков, директор продуктового офиса «Телефония» Ростелекома.





Наталья Рудычева

37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153