Разделы

Цифровизация

4 задачи по построению платформенной экономики в России на 2025 год

Платформенная экономика в стране набирает обороты — крупные цифровые платформы и экосистемы образуются в самых разных отраслях, от госуправления и медицины до торговли и транспорта. В то же время эта принципиально новая парадигма социально-экономического развития все еще «не бьется» с законодательством, которое до сих пор рассчитано, прежде всего, на офлайн. Разбираемся, какие проблемы в следующем году — как правового, так и технологического толка — предстоит решать цифровым платформам.

Платформенная трансформация

В последние десятилетия в России и мире набирает обороты формирование платформенной экономики — это новый уклад социально- экономического развития, связанный с распространением крупных цифровых платформ и экосистем.

Четкого определения того, что такое цифровая платформа, в российском законодательстве все еще нет, однако социологи и экономисты дают следующее. Это информационная система, основанная на совокупности технологий, продуктов и услуг, которая обеспечивает взаимодействие в единой интернет-среде по заданным алгоритмам большого числа участников. В итоге это снижает транзакционные издержки и формирует добавленную стоимость для пользователей.

«Эксперты называют платформенную экономику эволюцией торгово-рыночных отношений, — отмечает вице-премьер — руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко. — Что такое цифровая платформа? По сути, это площадка, которая убрала все лишнее между продавцом и покупателем, и поэтому упала цена, появилось удобство, выбор и так далее. Чтобы вызывать такси, нужен один клик, не надо никуда ходить, договариваться с таксистом, узнавать цену. Все лишнее исключили».

Цифровые платформы координируют взаимодействие самых разных участников рынка

Какие бывают платформы

Цифровые платформы, по сути, координируют взаимодействие самых разных участников рынка — в форматах B2B, B2C, B2G, C2C и т.д. Ряд экспертов, в частности, исследователи из ВШЭ, делят российские цифровые платформы на несколько типов.

  1. Маркетплейсы и агрегаторы услуг: «Яндекс», Wildberries, Ozon, «Сбер мега маркет», «Яндекс такси», In drive, «Островок.ру», «Авиасейлс», «Билеты РЖД», «Туту», «Кассир.ру», «Афиша», «Суточно.ру» и пр.
  2. Классифайды: «Авито», «Юла», «Домклик», «Циан» и пр.
  3. Шеринговые платформы: «Яндекс драйв», «Делимобиль», «Ситимобил», Whoosh, Volt, BlaBlaCar и пр.
  4. Платформы для рынка труда: HH.ru, You do, Superjob, Freelance, «Профи.ру», «Консоль», «Контур», «Я сам» и пр.
  5. Финтех-решения и краудфандинг: Система быстрых платежей, приложения ВТБ, «Сбера», «Т-Банка», «Альфа-банка» и др., «Ю money», «Я Pay», Planeta.ru и пр.
  6. Информационно-справочные платформы и госплатформы: «Яндекс карты», «2 ГИС», «Госуслуги», Mos.ru, «Мой налог», Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения и пр.
  7. Развлекательные ресурсы. «Яндекс.музыка», «Кинопоиск», Okko, Premier , KION, Pikabu, Fandom и пр.
  8. Соцсети, видеохостинги, мессенджеры, почта, связь: приложения МТС, «Билайн», «Мегафон», «ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram, Rutube, «Почта Mail.ru», «Яндекс почта» и пр.
  9. Технологические платформы корпоративного класса, предназначенные в первую очередь для B2B-взаимодействия или взаимодействия сотрудников внутри корпорации. Стоит отметить, что все большее число вендоров развивают свои продукты в формате платформенных решений.

Что платформы дают экономике

Чем больше в стране цифровых экосистем и платформ, тем устойчивее становится экономика, тем больше возможностей для развития получает бизнес. Так, платформы превращаются в ключевой инструмент насыщения российского рынка продукцией, люди получают доступ к широкому ассортименту товаров даже в удаленных регионах страны. В 2023 году объем заказов на маркетплейсах перешагнул отметку в 5 млрд руб., а общая стоимость всех розничных операций в том же году составила 7,8 трлн руб.

Платформы помогают замещать и создавать новые рабочие места — известно, что сегодня 12,5% россиян сегодня трудятся через посреднические платформы на регулярной основе или эпизодически. Госплатформы облегчают доступ населения к социальным услугам, финансовые — делают доступными самые разные банковские продукты, ускоряют все денежные операции.

В то же время экономический уклад, внутри которого формируется бизнес-модель цифровых платформ, несет с собой новые сложности. Да, технологии под капотом единой интернет-площадки позволяют всем сторонам получить удобный сервис, однако нынешнее законодательство с трудом регулирует их взаимоотношения друг с другом.

CNews собрал 4 ключевых задачи для развития платформенной экономики в стране — некоторые из них попали в федеральный законопроект «О платформенной экономике в Российской Федерации», который в следующем году внесут на рассмотрение Госдумы.

1. Отрегулировать работу платформ в правовом поле

Регуляторика цифровых платформ в российском законодательстве сильно отстает: требуется четко описать отношения платформ с пользователями, сотрудниками и партнерами.

Если взять в качестве примера маркетплейсы, они сегодня позиционируют себя как посредника — и в случае конфликтов между продавцами и покупателями самоустраняются. Пользователь вступает во взаимоотношения с исполнителем, и тот несет ответственность — однако люди по-прежнему не понимают, к кому приходить с претензиями и в каком формате.

Еще пример: многие из продавцов на маркетплейсах не являются ни предпринимателями, ни юрлицами и порой не понимают, как им отстоять свои интересы. Продавец может не знать об автоматическом проставлении скидок в «черную» пятницу, а процесс рейтингования товаров — непрозрачный и происходит по определенным алгоритмам. В итоге поступает много жалоб на ценовую дискриминацию, искусственное ограничение конкуренции в пользу держателей платформ и их партнеров, нарушение антимонопольного законодательства.

Важно отрегулировать и трудовые отношения платформ, например, с работниками пунктов выдачи, доставщиками и работниками складов и распределительных центров.

«Устроены они иначе, чем в классической торговле. Зачастую оформляются гражданско-правовые договоры, чтобы сэкономить на страховых взносах», — объясняет Дмитрий Григоренко.

И, разумеется, новые правовые нормы в отношении платформ не должны противоречить отраслевому законодательству — информационному, гражданскому, административному и др.

2. Интегрировать платформы друг с другом

Усилить эффект платформ можно за счет синергии друг с другом, в том числе с помощью кросс-отраслевого обмена данными, возможность которого обсуждается в стране уже который год.

Так, требуется интеграция цифровых платформ между собой в разных отраслях — к примеру, когда человек планирует отпуск, он хочет забронировать и авиабилеты, и отель, и трансфер, и экскурсию. Все эти услуги необходимо совместить на одной платформе — и здесь речь уже про взаимодействие между разными игроками рынка — насколько оно бесшовное и удобное для потребителя?

Тут тоже большое значение имеют вопросы конкуренции — так как каждая платформа для другой является либо партнером, либо поставщиком.

В технологическом плане решать вопросы интеграции могут открытые API — так, идея открытого банкинга занимает финсектор последние пару лет. Напомним, открытые API — это программные интерфейсы, которые организации публикуют, чтобы обеспечить цифровой обмен данными с поставщиками услуг и клиентами в рамках предоставления финансовых услуг.

Ожидается, что к концу 2025 года в России появится полноценное решение открытых программных интерфейсов — об этом сообщал Банк России.

Важным в этом контексте становится и проект платформы коммерческих согласий на портале Госуслуг, запуск которой тоже ожидается в конце 2025 года. Она позволит выдавать, изменять и отзывать согласия на передачу, хранение и обработку персональных данных пользователей в режиме «единого окна» в рамках модели открытых данных.

Иными словами, человеку не нужно будет постоянно вводить или подтверждать сведения о себе, он может разрешать, например, банку, поделиться его сведениями с поликлиникой и будет понимать, что именно подписывает.

К слову, такой механизм уже несколько лет работает в госсекторе с помощью СМЭВ — системы межведомственного электронного взаимодействия. Органы власти, вместо того, чтобы требовать у человека десятки справок, быстро запрашивают друг у друга информацию в автоматическом режиме, и предоставление услуги ускоряется. К СМЭВ также уже давно подключены банки.

3. Наладить информационный обмен с государством

С государством у платформ должен быть налажен полноценный информационный обмен — к примеру, ему нужно знать, платят или не платят налог те, кто покупает, и те, кто продает что-то на маркетплейсах. В ином случае создается угроза для офлайн-бизнеса, который поставлен в неравные условия с онлайн-площадками.

«Мы говорим о том, что должны быть одинаковые условия налогообложения у всех. Также у платформ должен быть обмен с госорганами, у которых есть информация о товаре, есть сертификаты, лицензии и так далее», отмечает Григоренко.

Дмитрий Григоренко, Правительство РФ: Эксперты называют платформенную экономику эволюцией торгово-рыночных отношений

Важно развивать и упрощать предоставления доступа платформ к таким технологическим платформам, как «Система быстрых платежей», «Система передачи финансовых сообщений», «Единая биометрическая система», информационный сервис — платформа «Знай своего клиента», «Единая система идентификации и аутентификации», Единая система маркировки «Честный знак» и пр.

Доступ к таким данным, например, позволил бы маркетплейсам бороться с размещением контрафактной продукции, товарами без необходимых сертификатов и лицензий, продуктами, нарушающими закон об интеллектуальной собственности.

Дмитрий Григоренко отмечает, что сейчас обсуждается возможность введения обязательной проверки продавцов и тех сведений, что они предоставляют, чтобы гарантировать качество товаров и не допустить размещение на маркетплейсах запрещенной продукции (например, БАДов или пестицидов, которые не прошли государственную регистрацию).

4. Защититься от киберугроз

Еще один важный момент — создание безопасной онлайн-среды, в которой работают цифровые платформы. По итогам девяти месяцев 2024 г., было совершено 564 тыс. преступлений в сфере информационно-коммуникационных технологий, рост составил 15,3% по сравнению с 2023 г.

Судя по опросу экспертами ВШЭ организаций, которые используют цифровые платформы и экосистемы, самой значимой угрозой являются кибератаки (64%), утечки персональных данных и конфиденциальной информации (60%), технические сбои на платформе (50%), несанкционированный сбор данных (39%) и угрозы безопасности транзакций (31%).

Известно, что Минцифры России вместе с правоохранительными органами и Банком России разработало пакет законопроектов, который должен защитить платформы и граждан от мошенников. Так, среди мер противодействия закрепляется возможность онлайн-обмена информацией между госорганами, банками и цифровыми платформами. Автоматический мониторинг позволит практически моментально выявлять подозрительные действия, блокировать их и уведомлять правоохранительные органы о потенциальных преступлениях.

Также в 2025 г. начнут пилотировать единую национальную платформу по противодействию мошенникам в интернете, а запустить ее собираются в 2026 г. Сейчас проектированием концепции занимаются федеральные органы исполнительной власти, банки, ЦБ и операторы связи.

Резюмируем: очевидно, что платформенная экономика требует комплексного подхода как в области госрегулирования, так и технологического развития. И обойти эти критические вопросы вряд ли получится — функционирование большинства секторов экономики России без цифровых платформ уже невозможно.

Анжела Патракова