От портала для нянь до крупнейшего хедж-фонда: что помогло карьере финтех-специалиста?
Финтех-специалисту Ивану Шипилову известность принесли не только проекты в разработке базовой архитектуры новых финансовых продуктов для крупнейшего в мире хедж-фонда по оценкам Investopedia, но и проект, созданный «для души». О том, как можно сочетать разработки для инвестиционных фондов и создание поисковика для нянь и сиделок, Иван рассказал в интервью CNews.
CNews: Иван, вы — обладатель восьми престижных наград от Adobe Behance и CSSDesignAwards за выдающиеся достижения в области пользовательского интерфейса (UI) и пользовательского опыта (UX), а ваше онлайн-портфолио получило более восьми миллионов просмотров. С чего началась ваша карьера, и откуда такой широкий спектр интересов: от финансовой до социальной?
Иван Шипилов: Наверное, всё родом из детства. Я родился в Восточной Европе в 1990-х годах, и, чтобы достигнуть чего-то, приходилось не только много учиться, но и много работать. Изучая математику в Уральском федеральном университете, я разработал портал, который помогает семьям находить надежных специалистов по уходу за детьми, животными, людьми, нуждающимся в помощи. В России это — «Наша Няня», есть и канадский, и международный вариант — NannyService. Платформа помогает семьям искать помощников по уходу в Канаде, Великобритании, Израиле и других странах и охватывает более 1,7 миллиона уникальных пользователей ежемесячно. Мы уже помогли более 300 000 семей.
CNews: Для студенческого проекта это огромный успех. Именно такой старт помог вашей дальнейшей карьере?
Иван Шипилов: Да, но не только. Конечно, мы смогли занять уникальную нишу: пока не знаю ни одного конкурента, который помогал искать сотрудников по голосу. К примеру, потенциальная няня записывает сказку или песню, и это позволяет нанимателю судить о ней не только по сухим фактам из резюме. Кроме того, мы использовали в «Нашей няне» искусственный интеллект, который помогал соискателям редактировать их записи. «Наша няня» — это проект для души. Именно в нём видишь человеческий отклик, поскольку работа в финансовой сфере более «сухая», и важно найти баланс.
CNews: Иван, поделитесь опытом: как войти в десятку лучших дизайнеров продуктов на нескольких профессиональных платформах? Сейчас ИТ - специалисты — одни из самых востребованных на рынке, но компании часто жалуются уровень кадров...
Иван Шипилов: Мне очень помогло умение объединять кодирование с дизайном. Фундаментальное математическое образование позволяет создавать прототипы и воплощать концепции в жизнь быстрее, чем традиционные рабочие процессы проектирования. Это стало хорошей базой, когда я пришел работать в одну из самых передовых и требовательных сфер: в финансы, где все процессы ускорены, и продукты должны быстро развиваться, чтобы соответствовать высоким требованиям. Финансовые системы, которые ты создаешь, должны быть не только функциональны, но и удобны в использовании, независимо от того, насколько сложным может быть бэкэнд. Сейчас мало разработать крутую программу, надо сделать ее максимально понятной: крупные компании вкладывают большие средства, чтобы сложное могло казаться простым.
CNews: Какие задачи приходилось решать в работе над таким успешным проектом, как разработка глобальной платформы BNPL для APEXX Global? Эта платформа в результате стала новым отраслевым стандартом.
Иван Шипилов: В компании в APEXX Global стояла задача разработать платформу агрегации платежей корпоративного уровня, чтобы повысить эффективность транзакций. Речь о проблеме платформ Buy Now Pay Later (BNPL) «купи сейчас — плати позже». Клиенты получили простой способ управления различными услугами через единый интерфейс. Платформа обеспечила легкую интеграцию с интерфейсами прикладного программирования (API), используя комбинацию различных поставщиков. Моя разработка помогла сделать транзакции более эффективными как для продавцов, так и для потребителей. Она обрабатывает более 100 тысяч платежей в день. Это нововведение теперь принято в качестве стандарта на некоторых платежных платформах, таких как Stripe.
CNews: В условиях дефицита кадров многие надеются на то, что в будущем всю разработку возьмет на себя искусственный интеллект. Согласны ли вы с этим? Какие современные методы вам приходится использовать?
Иван Шипилов: Использование искусственного интеллекта и дополненной реальности — уже часть технологического процесса ведущих компаний. По собственному опыту могу сказать, что умение ими пользоваться даёт важное конкурентное преимущество. В APEXX Global я создал пользовательский интерфейс на основе машинного обучения, используя реальные рыночные данные. Это помогло оптимизировать маршрутизацию платежей в режиме реального времени.
В своей работе я использую Al и ML — это хорошие методы, чтобы переосмыслить инструменты, которые применяют в финтехе. Но о замещении человека пока речи не идёт. Я работаю с командой платформы над проектированием базовой архитектуры для новых продуктов фонда, который управляет активами на более 250 миллиардов долларов.
Кроме того, я начал создавать и тестировать прототипы, используя современные front-end фреймворки для эффективного дизайна и имплементации архитектурно сложных проектов. Мой опыт оказался позитивным: эти технологии ускорили процесс доработки и внесения изменений в продукты, экономя время и ресурсы.
CNews: Иван, ваши лекала UI- системы мониторинга транзакций применяются как на российском рынке, так и на европейском, в чём секрет такой востребованности?
Иван Шипилов: В платформу управления маршрутами транзакций я включил несколько настраиваемых элементов, которые изменяют платежные процессы клиентов. Индивидуализация услуги для каждого клиента при простоте продукта позволила сделать агрегатор более гибким к различным вариантам использования. К примеру, в APEXX Global благодаря A/B - тестированию пользователи смогли сэкономить более полумиллиона долларов в год. Немаловажную роль имеет интерактивный дизайн. Прежде чем остановиться на самом мощном и производительном варианте, я тестировал интерфейс для планирования платежей в нескольких версиях. В процессе работы я активно делился результатами со всеми желающими на своём сайте и на профессиональной платформе для дизайнеров - проектировщиков интерфейсов Dribbble.
Оптимизация внутренних процессов и разработка удобных для пользователя решений не просто повышают производительность, они привлекают всё больше клиентов, которые раньше считали себя «нетехническими пользователями», не готовыми и не способными освоить финансовые программы. На мой взгляд, при работе в таких сложных отраслях, как финтех, производители должны отдавать приоритет упрощению продукта. Интуитивно понятный, «чистый» пользовательский интерфейс стимулирует принятие и снижает сопротивление неподготовленного клиента.