Разделы

Безопасность Цифровизация Облака

Облачные сервисы становятся ключевым элементом безопасности корпоративной инфраструктуры

Масштабная цифровая трансформация, увеличение объема хранимых данных и импортозамещение привели к значительному росту спроса на облака. Согласно ряду исследований, за год объем рынка вырос более чем на треть, к 2028 году порядка 80% крупнейших российских компаний переедут в облака. Одна из главных причин — возможность быстро и экономично масштабировать или сворачивать инфраструктуру под различные проекты. Кроме того, благодаря сотрудничеству облачных провайдеров с компаниями, оказывающими услуги в сфере информбезопасности, облака на сегодняшний день не менее безопасны, чем собственная инфраструктура, а порой имеют даже лучшую защиту.

Цифровая трансформация

Уровень цифровизации России — один из самых высоких в мире. По данным совместного исследования Artezio (входит в группу ЛАНИТ), Comindware и ассоциации «Руссофт», по итогам 2023 года большинство компаний достигли продвинутого уровня цифровизации: 38% оптимизируют существующие решения, а 10% успешно завершили процесс трансформации.

Вместе с тем более трети (38%) из них инвестировали свыше 3,5 млн руб. в цифровую трансформацию, и почти столько же (31%) планируют вложить аналогичную сумму в течение ближайшего года. Главные направления инвестиций связаны с установкой нового программного обеспечения (69% компаний), наймом ИТ-специалистов (55%) и внедрением новых технологий (52%).

Масштабная цифровая трансформация, увеличение объема хранимых данных и импортозамещение привели к значительному росту спроса на облака

В автоматизации бизнес-процессов преобладают финансовые операции: 72% компаний внедрили автоматизацию бухгалтерии и налогового учета. Управление ресурсами и обслуживание клиентов также находятся в приоритете (55% и 48% соответственно). Это демонстрирует стремление компаний оптимизировать ключевые рабочие процессы, отмечается в исследовании. Наиболее распространенные инструменты цифровизации включают электронный документооборот (83%), CRM-системы (66%) и системы управления проектами (62%).

В разрезе отраслей наибольшая доля затрат на цифровую экономику приходится на телекоммуникации (29,4%), информационные технологии (12,7%), финансовый сектор (12,9%), обрабатывающую промышленность (8,7%) и ритейл (9,2%), следует из данных Минцифры России.

При этом результаты исследования Artezio показали, что 28% компаний только начинает свой путь в цифровизации, что предполагает возможность дальнейшего роста в данной области.

Уход в облачную инфраструктуру

На фоне цифровой трансформации увеличивается объем данных, которые необходимо хранить и обрабатывать. В России, при оптимистичном сценарии, объем рынка данных вырастет до 319 млрд рублей к концу 2024 года и сохранит тенденцию роста на 90% с 2021 года, когда объем составлял 170 млрдрублей, заявил генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко на конференции Ассоциации больших данных (АБД) «Формирование экономики данных — взгляд бизнеса».

Основные показатели текущего состояния инфраструктурных сервисов

В связи с этим растет востребованность облачных решений. Из исследования iKS-Consulting следует, что по итогам 2023 года объем российского рынка облачных услуг вырос почти на 34% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 121,4 млрд руб. На сегмент IaaS (инфраструктура как услуга) пришлось 83% рынка, а на PaaS (платформа как услуга) — 17%.

Среди IaaS-сервисов наиболее популярны базовые облачные инфраструктурные услуги: виртуальный ЦОД (50%) и виртуальные выделенные или частные серверы (14%). В сегменте PaaS востребованы высокопроизводительные вычисления как услуга (29%), Managed Kubernetes (15%) и сети доставки контента (14%).

Вместе с тем, по оценкам iKS-Consulting, объем рынка облачных сервисов вырастет в 3,8 раза с 121 млрд рублей в 2024 году до 464 млрд рублей в 2028 году. К этому времени 78% крупных компаний и более 84% национальных корпораций будут использовать облачную инфраструктуру. Лидирующие позиции с долей 77% к 2028 году сохранит IaaS.

Драйверы роста

Эксперты выделяют внутренние и внешние причины роста спроса на облака. Внутренние — это потребность участников рынка в технологических решениях, которые проще реализовать в облаке, считает директор облачных продуктов «Инферит» Максим Мантуров. По его словам, речь идет о комплексных продуктах, в частности сервисе автоматического развертывания контейнеризированных приложений Managed Kubernetes, базах данных как услуге (DBaaS), сети доставки контента (CDN), инструментов аналитики, разработки.

«Все это можно реализовать в контуре компании, но в таком случае требуются бюджеты и специалисты, а сервисы нужны уже сегодня. С точки зрения решения бизнес-задач логичнее обратиться к облачному провайдеру, у которого есть экспертиза и готовые решения»‎, — поясняет эксперт.

Темпы роста облачных инфраструктурных сервисов в 2023-2028 гг

К внешним драйверам, по словам Максима Мантурова, относится уход иностранных поставщиков и вендоров, а также законодательные нормы, мотивирующие к переходу на российские решения. В частности, до 1 января 2025 года все госкорпорации и компании с госучастием должны перейти с иностранного софта на российский, отмечает он.

На российском рынке происходит консолидация отечественных решений, и в ближайшие годы можно ожидать появления лидеров, с которыми можно будет сотрудничать, как с западными компаниями, отмечает руководитель направления облачных сервисов «Телеком биржа» Дмитрий Денщиков.

Кому подходят облака

Использовать облачную инфраструктуру в целом может любая компания и государственные ведомства. Хостинг небольших проектов может понадобиться как малому, так и среднему бизнесу — для этого кейса подойдет публичное облако, считает Максим Мантуров. По такой же логике компании с государственным участием не обязательно разворачивать частное облако с полным пакетом сертификатов, продолжает он.

По словам эксперта, главное преимущество облачных технологий заключается в их гибкости и возможности найти конфигурацию для любой задачи. «У малого и среднего бизнеса, вероятно, и не будет потребности в решениях, свойственных корпорациям. Если такие и будут, то у облачных провайдеров есть градация в сервисном наполнении услуги. Упомянутые кластеры Kubernetes могут быть преднастроены провайдером для быстрого старта работы в облаке или «упакованы» в полноценное PaaS-решение. При внешней схожести эти услуги направлены на принципиально разные бизнесы»‎, — поясняет Максим Мантуров.

Облако для заказчика — это возможность использовать неограниченное количество ресурсов без необходимости приобретения и настройки собственного оборудования, подтверждает Дмитрий Денщиков.

«Чтобы начать работу с дополнительными вычислительными мощностями внутри компании, заказчик должен выполнить определенные действия, такие как оформление бюджета, закупка оборудования и ожидание доставки. Процесс может потребовать выделения дополнительных человеческих ресурсов и расширения штата»‎, — говорит эксперт.

Если проект не стартовал или завершился раньше запланированного срока, закупленное оборудование может остаться неиспользованным, отмечает он. Кроме того, по словам Дмитрия Денщикова, временные затраты на создание собственных облачных решений составляют недели, тогда как выделение облачных ресурсов от провайдера измеряется часами, за исключением сложных случаев.

При этом облака подходят бизнесу не во всех случаях, предупреждают эксперты. На горизонте свыше трех лет, как правило, экономика уже начинает работать в сторону своей собственной инфраструктуры, но в этом случае выбор сильно зависит от стратегии компании-заказчика, отмечает Дмитрий Денщиков. «Например, есть требования от безопасности, которые не допускают размещения в облачной инфраструктуре с «соседями» или решение требует специализированных аттестаций и тогда компания делает выбор в сторону частных решений, как силами облачного провайдера, так и своими собственными»‎, — поясняет он.

Иногда у крупного бизнеса регламенты по безопасности не позволяют пользоваться услугами сторонних провайдеров, добавляет Дмитрий Денщиков. По его словам, внутренний регламент обязывает их иметь все в собственности, располагать все в своих собственных дата-центрах.

Облачная безопасность

Вместе с тем облака обладают высоким уровнем безопасности. В облаке можно безопасно хранить данные клиентов и другую важную информацию — главное, чтобы инфраструктура провайдера прошла сертификацию по нужным стандартам, отмечает Максим Мантуров.

Впрочем, одних сертификатов недостаточно, ведь облако изначально воспринимается как инфраструктура, над которой нет полного контроля, говорят эксперты. На деле методы защиты локальной и облачной инфраструктуры принципиально не отличаются — как минимум ключевые элементы безопасности, в частности шифрование данных, непрерывный мониторинг и многофакторная аутентификация остаются неизменными, уверен Максим Мантуров.

С ростом кибератак на инфраструктуру российских компаний вопрос защищенности облаков стал еще более важным. Так, по данным Servicepipe, в 2024 году количество атак на облачных и интернет-провайдеров выросло вдвое в сравнении с прошлым годом, длительность атак могла составлять 4-5 дней. Кроме того, злоумышленники проводили многовекторные атаки, в которых комбинировались различные методы воздействия, объем их варьировался от 2 до 400 Гбит/с. И потому облачные провайдеры активно сотрудничают с компаниями, предоставляющими услуги в сфере информационной безопасности, защищая свою инфраструктуру, а также предоставляя соответствующие услуги своим клиентам.

Оператор облаков должен обеспечить защиту как инфраструктуры для управления облаком, так и защиту на уровне узлов виртуализации, считает директор по продуктам Servicepipe Михаил Хлебунов. В противном случае, по его словам, при атаке на виртуальные машины клиентов, которые не используют сервис защиты от DDoS, пострадают клиенты с защитой от DDoS. Дмитрий Денщиков также уверен, что защищенное облако в наше время уже стало стандартом для отрасли, бизнес не будет размещать свои мощности в облаках, не имеющих защиту от сетевых атак или атак на уровне приложений. Именно поэтому ведущие облачные провайдеры через партнеров предлагают своим клиентам полный спектр защиты.

Пример такого партнерства — сотрудничество «Инферит Облака» и ИТ-интегратора «Телеком биржи», благодаря которому клиенты «Инферит Облака» имеют возможность получить защиту от DDoS-атак уровня L2-L7, защищенный IP-транзит с круглосуточной техподдержкой и мониторингом, защиту от ботовых атак и т.д. Защита от DDoS, ботов и целевых атак предоставляются на базе технологий вендора Servicepipe.

При тесном взаимодействии и глубокой технической интеграции между оператором облачной инфраструктуры и производителем средств защиты от DDoS можно достигнуть более высокого уровня защиты инфраструктуры, считает Михаил Хлебунов. «А это значит, что в некоторых случаях облако может быть не только удобнее собственной инфраструктуры, но и безопасней», — указал эксперт.

Рекламаerid:LjN8KcaM6/LjN8K3KkLРекламодатель: ООО "Инферит"/ООО "Телеком-Биржа"ИНН/ОГРН: 5050155270/1225000052661 7710635216/1067746772390Сайт: https://inferit.com/ https://cirex.ru/

Олег Нечай