Разделы

Бизнес Цифровизация

Что дает внедрение среды общих данных: опыт крупного девелопера

Портфель ГК «Инград» превышает десять рабочих проектов разной степени сложности одновременно. Над ними работают разные команды, процессы согласования занимали много времени. Для оптимизации хранения и обмена проектными данными между разными подразделениями компания внедрила «Среду общих данных Sarex», в которой теперь работает около 600 пользователей.

О компании

Группа компаний «Инград» — один из крупнейших застройщиков Москвы и Московской области. Входит в пятерку лидеров среди девелоперов РФ, занимает второе место по объемам деятельности в московском регионе, входит в ТОП-3 рейтинга «Форбс» среди застройщиков бизнес-класса (2021). С момента основания в 2012 году группа «Инград» ввела в эксплуатацию более 1 600 000 м² жилья.

Задача

В 2018 году у группы «Инград» возникла потребность оптимизировать обмен информацией в проектных командах, и для этого интегрировать в рабочий процесс специализированное программное обеспечение для организации среды общих данных (СОД).

Основной задачей была оптимизация процесса хранения и обмена проектными данными. Портфель компании состоял из более чем 10 проектов разного размера и сложности. Над ними работали разные команды, и решения по обмену данными тоже были разными — почта, файлообменники, 1С. Вся переписка велась через почтовые сервисы, процесс согласования занимал от семи дней. При этом на одних проектах за эти процессы отвечали ГИПы, на других — руководители проекта. По сути, для каждого случая применялся свой уникальный подход, что усложняло совместную работу. Задача по универсализации рабочих процессов была очевидной.

Специалисты компании работали в среде Autodesk, поэтому выбор пал на решение BIM 360 Docs. «На тот момент у нас не были полностью выстроены бизнес-процессы, — рассказывает Роман Буцыкин, руководитель управления цифровизации бизнеса «Инград». — Поэтому сначала мы решили купить и развернуть продукт, а бизнес-процессы настроить в соответствии с его функциональными возможностями и потребностями бизнеса». В результате компания приобрела лицензию BIM 360 Docs и затем на протяжении нескольких лет выстраивала на его базе процедуры хранения и обмена документами.

В 2022 году компания Autodesk ушла с российского рынка, лицензия на BIM 360 Docs заканчивалась в феврале 2023-го без шансов на продление. Возникла потребность выбрать новое решение СОД. «Бизнес-процессы, связанные со средой общих данных, уже были налажены, поэтому в этот раз нам требовалось решение, которое бы максимально им соответствовало, — продолжает Роман Буцыкин. — Другим важным критерием выбора была возможность коммуницировать с разработчиками — понимать дорожную карту развития продукта в перспективе нескольких лет, получать от них обратную связь по поддержке наших задач».

Работа над функционалом

Возможность прямого взаимодействия с командой-разработчиком была для «Инград» принципиально важной. «В качестве решения мы рассматривали , установленный на наши серверы, — говорит Роман Буцыкин. — Его можно было гибко настраивать, но для этого пришлось бы нанимать отдельную команду специалистов только под задачи проектного документооборота. Решение от Sarex предлагало базовый функционал, а дальнейшее развитие было возможным благодаря взаимодействию с разработчиками».

Команда Sarex была готова развивать свой продукт с учетом пожеланий ГК «Инград». Еще в августе 2022 года, во время презентаций и тестирования, специалисты компании составили примерный список необходимых доработок новой СОД, которые требовалось выполнить в максимально сжатые сроки. «Заключив принципиальное соглашение о сотрудничестве, мы подготовили задачник, в котором было два типа доработок: найденные в системе баги и необходимые нам возможности, отсутствующие в текущей версии, — рассказывает Роман Буцыкин. — Сперва мы просто обменивались с разработчиками Sareх файлами Excel, в котором были описаны задачи и статусы их выполнения, потом подключили их к нашей канбан-доске — в таком формате работать стало удобнее».

В процессе выявлялись и решались проблемы, которые было невозможно локализовать на этапе тестирования. В частности, система не справлялась с большим объемом данных, характерным для проектов ГК «Инград». «Мы описали проблему, передали в разработку, она была решена», — говорит Роман Буцыкин.

Портфель содержал 18 активных проектов: это десяток тысяч документов общим объёмом данных около 20Тб, с которыми работали порядка 600 пользователей. Все эти документы были обработаны при миграции данных.

«Мы понимали, что переходим на молодое отечественное решение, у нас не было завышенных ожиданий, — продолжает эксперт. — Тем не менее все базовые задачи — хранение и обработка информации, формирование отчетов — оно решало. Дальше требовалось насытить СОД специфическим функционалом, и мы понимали, что на это может потребоваться время. У разработчиков ушло три месяца — совсем не много для такого объема работ. Это были самые напряженные месяцы — январь, февраль, март, — сейчас работа идет в штатном режиме, поскольку основной функционал уже доработан».

Задачами меньшего масштаба были отсутствие фильтрации пользователей, отсутствие сортировки проектов в модулях замечаний и согласований, добавление и администрирование пользователей через коммуникацию с командой разработки. Порядка 20-и подобных задач были решены разработчиком за этот небольшой период.

Внедрение

Для плавного внедрения были предварительно подготовлены инструкции и регламенты — как для внутренних пользователей (блоки проектного управления, строительный и ЖКХ), так и для внешних подрядчиков. Аналогичные регламенты уже существовали для BIM 360, основные изменения касались интерфейса нового решения; функциональные различия были по возможности минимизированы.

Подготовка к переходу состояла из нескольких этапов:

  • составление регламентов и инструкций для внутренних пользователей и внешних подрядчиков;
  • направление подрядчикам оповещения о грядущем переходе на новую СОД;
  • заключение дополнительных соглашений с подрядчиками;
  • оповещение внутренних пользователей, в первую очередь руководителей ключевых департаментов;
  • подготовка графика переезда.

Поскольку у компании большой портфель проектов, одномоментно переместить их в новую среду было невозможно из-за внушительных объемов данных, особенно с учетом сохранения их версионности. Был разработан план попроектного перехода на новую СОД, в среднем раз в одну-две недели по выходным проекты перемещались из BIM 360 в Sarex. «Каждую пятницу мы делали рассылку о том, что с понедельника тот или иной проект будет перемещен в СОД, — рассказывает Роман Буцыкин. — В выходные архивировали проект — сохраняли слепок данных. В понедельник отправляли новое оповещение о том, что отныне вся работа с проектами ведется в Sarex. Таким образом, каждая команда знала, когда ее проект окажется в новой среде».

Начавшись в декабре 2022 года, внедрение было успешно проведено за полтора месяца и закончилось до срока окончания лицензий BIM 360.

Результат

К концу апреля 2023 года в «Среде общих данных Sarex» работало около 600 пользователей.

Статистика замечаний в среде общих данных Sarex

В среднем в работе находилось порядка 20 титульных объектов, внутри каждого — по несколько очередей, в каждой очереди по несколько корпусов. Все это большие территории застройки в Московской областиПушкино, Мытищи, Одинцово. При этом одновременно сотрудники вели 5-10 конкретных объектов. Объем перенесенных данных из-за сохранения версионности составил более двух десятков терабайт.

«Для меня как администратора главный плюс решения от Sarex — возможность влиять на его доработку через обратную связь, — говорит Роман Буцыкин. — Нам не удалось достичь такого уровня взаимодействия с Autodesk, хотя мы пытались общаться. За полгода работы я вижу, что мы действительно можем влиять на развитие продукта и быстро получать необходимый нам функционал».

Из преимуществ решения специалист отмечает 3D-движок: «Он интереснее, чем у конкурентов, предоставляет больше возможностей для работы с моделью. API позволяет настраивать ввод данных через атрибутивную информацию; есть возможность отображения нескольких моделей в одном рабочем пространстве в любой желаемой комбинации.

3D-модель объекта на платформе Sarex

Лично для меня еще один дополнительный плюс движка Sarex — собственный формат S3D, который умеет корректно забирать геометрию и атрибутивную информацию из исходных моделей, в отличие от IFC, не слишком информативного из-за открытости, к тому же его никто не спешит улучшать».

Кроме того, был проведен пилотный проект по работе с облаками точек для измерений земляных масс на участке застройки, в ходе которого были осуществлены несколько съёмок. Инструмент дал возможность отследить динамику разработки грунта и сравнить результат работ с проектными решениями. По словам специалистов «Инград», движок Sarex по производительности не уступает специализированному ПО.

В прошлом году вышел новый релиз «Среды общих данных Sarex» с добавлением возможности загружать и просматривать BIM-модели в форматах ПО Autodesk Revit и Navisworks — .rvt, .nwd, .nwc., к этим форматам также добавился и просмотр чертежей в .dwg.

В марте 2024 года «Инград» также начнет применять электронно-цифровую подпись для согласования проектно-технической документации в рамках Среды общих данных.

Заключение

Внедрение среды общих данных enterprise-уровня для крупного девелопера и инструмента для работы проектного отдела из 10 человек — кардинально разные задачи.

«В нашем случае крайне важна адаптация функционала под специфические нужды большой компании, стабильность системы при работе с десятками тысяч замечаний и согласований, качество и скорость работы технической поддержки, отзывчивость продуктовой команды. Sarex успешно справились с нашей масштабной задачей. За полгода работы с фиксацией наших пожеланий мы получили решение, как будто разработанное непосредственно под нас», — подводит итог Роман Буцыкин.

erid:LjN8K45sVРекламодатель: ООО «САРЕКС»ИНН/ОГРН: 9731000130 / 1187746392866Сайт: www.sarex.io