Разделы

Цифровизация ИТ в банках Импортонезависимость Банкинг сегодня

Как разрабатываются и внедряются финтех-продукты

Согласно данным РБК, отечественные банки заняли более 10% мирового рынка платежей по картам, а также заняли лидирующие позиции в области эквайринга. Об отрасли, проектах и начинаниях CNews побеседовал с Сергеем Соляковым, экспертом в области разработки и внедрения различных финтех-продуктов.

CNews: Сергей, вы в профессии более 10 лет, не могли бы вы рассказать о трендах и тенденциях на рынке платежных систем?

Сергей Соляков: Значительно растет аудитория мобильных платежей в России, эта сфера постоянно расширяется. Могу отметить, что Россия вообще является одним из мировых лидеров по количеству проведенных бесконтактных платежей, следовательно, я могу предположить, что в ближайшие годы вырастет количество разного рода терминалов для бесконтактной оплаты.

Еще один тренд: развитие финтеха почти во всех высокотехнологичных отраслях. От маркетплейсов до сайтов-объявлений, компании повсеместно вводят собственные способы оплаты товаров и услуг и платежные продукты (например, «купи сейчас — плати потом»).
Третий фактор — расширение использования NFC в мобильных устройствах. Сегодня большинство телефонов имеют возможность оплаты в касание или с помощью QR-кодов, и в ближайшем будущем, на мой взгляд, такая возможность появится у абсолютного большинства населения.

CNews: В чем заключается задача таких специалистов, как вы? За что отвечают люди, ответственные за выпуск новых цифровых продуктов?

Сергей Соляков: Это во многом зависит от специфики деятельности работодателя: в моем случае это было и взаимодействие с банками-эквайерами, НКО, и другими партнерами, в том числе согласование схем взаимодействия и коммерческих условий, заключение и сопровождение договоров, координация процесса технической интеграции партнеров со службами компании. Конечно же, взаимодействие с другими подразделениями, филиалами и дочерними компаниями в рамках организации приема платежей по банковским картам и другим удаленным каналам, подготовка задач на внесение изменений в логику и интерфейсы работы услуги на основе анализа, контроль их выполнения.

Сергей Соляков: Я всегда был сторонником принципа «учиться, учиться и еще раз учиться»

Отдельно хотел бы отметить, что при более тесной работе с платежами на первый план выходит также и взаимодействие с международными и локальными платежными системами, банками и другими финансовыми институтами, которое становится постоянной частью работы специалистов моего направления. Сюда же относится и подготовка внутренних процедур для сотрудников поддержки и описания платежных сервисов для клиентов.

Ну и безусловно привычная часть работы любого сотрудника, отвечающего за развитие продукта: маркетинг, анализ возможных инноваций и, конечно же, большое количество отчетности.

CNews: У вас более чем 10-летний опыт работы с различными финансовыми продуктами, в том числе вы занимались модернизацией системы «Автоплатеж» в Мегафоне. Не могли бы вы рассказать о проектах, которые стали отправной точкой в этой компании?

Сергей Соляков: Первые такие проекты в моей карьере я бы действительно связал с моей работой в компании МегаФон. Во время работы над проектом приложения «Баланс близких» я активно работал с коллегами, отвечающими за прием платежей в головном офисе МегаФона, и после успешного запуска проекта мне предложили перейти в группу развития приема платежей и взять там ответственность за развитие безналичных каналов приема платежей от пользователей. Работа была интересная, включала в себя массу аспектов. В целом, при моем участии было внедрено более 40 технических доработок системы. Результатами моего труда, например, можно назвать успешно проведенную техническую «миграцию» (смена поставщика и тех. платформы) существующей в компании услуги «Автоплатеж», запуск управления услугой «Автоплатеж» в личном кабинете приложения оператора. За время работы количества пользователей «Автоплатежа» выросло в пять раз, а оборот платежей через удаленные каналы увеличился более чем в два раза. Этот проект, кстати, был финалистом конкурса «Национальная платежная инициатива в 2016 году».

CNews: Вы обеспечивали одну из первых интеграций с национальной платежной системой МИР в России. Не могли бы вы рассказать подробнее об этом проекте и других инициативах этой платежной системой?

Сергей Соляков: Это самый, как я считаю, интересный мой проект в МегаФоне — была проведена интеграция с платежной системой МИР — МегаФон внедрил для абонентов возможность оплаты услуг связи картами национальной платежной системы. Я был основным драйвером данного проекта, видел в нем потенциал. Это сейчас МИР знаком каждому в России, но на тот момент это была новая платежная система, про которую знали в основном только профессионалы. Благодаря моему проекту появилась возможность оплаты картой МИР в Мегафоне и это способствовало быстрому распространению, развитию платежной системы МИР в целом. Позднее, мой вклад в развитие национальной платежной системы был отмечен памятной наградой — серебряной картой МИР, которую мне вручал руководитель НСПК (Национальной системы платежных карт) Владимир Комлев.

При моем участии была запущена совместная с VISA и MasterCard техническая программа mobile top-up, позволившая снизить ставку вознаграждения за эквайринг для МегаФон, завершен проект подготовки инфраструктуры и процедур компании к прохождению аудита по безопасному хранению данных банковских карт PCI DSS, после чего данный аудит был успешно пройден.

CNews: У вас есть опыт работ в банковской сфере, в том числе в одном из крупнейших банков России — Тинькофф Банке, в проекте развития программы интернет-эквайринга банка. Не могли бы вы рассказать о своих проектах в банковской отрасли?

Сергей Соляков: Моя работа в «Тинькофф» в качестве менеджера продукта и руководителя направления интернет-эквайринга была интересным опытом. Во время работы в МегаФон я познакомился с партнерами из многих банков, в том числе и с коллегами из банка «Тинькофф». В 2017 году я решил, что хочу стать частью команды и развивать вместе с ними продукт эквайринга (прием платежей по банковским картам и других способов безналичной оплаты). Этот продукт запускался под брендом «Тинькофф Оплата» (сейчас — «Тинькофф Касса»).

В амплуа руководителя направления интернет-эквайринга компании я подготовил и запустил решение для магазинов, позволяющее передавать данные в кассовые сервисы используя одну интеграцию с «Тинькофф». Это был мой первый проект в «Тинькофф», и на тот момент онлайн-кассы только стали обязательными для интернет-сайтов при приеме платежей. Данное решение позволяло интернет-магазинам не делать отдельную интеграцию с кассами, а использовать уже готовый продукт от «Тинькофф». Также в процессе работы я вместе с командой запустил новую платежную форму — современную и с лучшей конверсией, а также отвечал за запуск и разработку нового сайта сайт oplata.tinkoff.ru, на котором была полная информация об интернет-эквайринге с подробными инструкциями.

CNews: Вы — специалист в области эквайринга и других безналичных методов оплаты. Какие планы у вас на будущее?

Сергей Соляков: Сегодня я работаю над крупными проектами компании Яндекс в области райд-тех продуктов, которые можно назвать профессиональным термином top-of-the-field. Это и эквайринг, и другие вопросы финансового обслуживания Яндекс Go, и подготовка дорожной карты развития эквайринга и платежей внутри Яндекса в соответствии с приоритетами бизнеса и доступными ресурсами. Если говорить о профессиональных навыках — я всегда был сторонником принципа «учиться, учиться и еще раз учиться», поэтому постоянно стараюсь следить за появлением новых интересных продуктов в отрасли и вникать в методы их распространения и создания.

Иван Петров