Разделы

ПО Безопасность Цифровизация Импортонезависимость

Николай Козак, Дом.рф: В 2023 год мы вошли с практически нулевым показателем по аутсорсингу

Четыре года назад в структуре Института развития в жилищной сфере Дом.рф была создана ИТ-«дочка» — компания «Цифровые технологии». Изначально сконцентрировавшись на доработке Единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС), сейчас диджитал-подразделение — непосредственный участник цифровой трансформации Дом.рф и строительной отрасли. «На руках» ее специалистов — разработка и запуск коммерческих сервисов, которые делают более продуктивным взаимодействие участников рынка недвижимости, одновременно повышая эффективность бизнес-процессов. О том, как технологии встраиваются в структуру госкомпании, какие продукты выводят на рынок специалисты ИТ-компании рассказывает управляющий директор по ИТ и цифровой трансформации Дом.рф Николай Козак. 

CNews: С чем связано создание отдельной ИТ-компании внутри группы Дом.рф?

Николай Козак: Создание независимых ИТ-подразделений внутри крупных компаний — популярная практика. Это позволяет усилить компетенции всей группы в части информационных технологий, органично сплести бизнес и технологии, снизить стоимость ИТ-решений и ускорить запуск коммерческих инициатив.

В ЕИСЖС застройщики, органы государственной власти и иные участники рынка жилищного строительства размещают информацию, установленную законодательством. Система обеспечивает безопасность вложений покупателей жилья, которые могут проверить на платформе любую новостройку и ее застройщика.

В 2018 году нам пришла идея усилить экспертность в части ИТ и снизить зависимость от внешних поставщиков цифровых продуктов и сервисов. Так появились «Цифровые технологии».

CNews: Какие цели и задачи ставятся перед компанией?

Николай Козак: Изначально подразделение создавалось для разработки и технического сопровождения ЕИСЖС и других сервисов внутри Дом.рф, автоматизации и построения цифрового универсального банка.

Но с самого начала мы ставили цели не только по усилению внутренних ИТ-компетенций, но и по выходу на внешний рынок. Для этого мы начали создавать коммерческие сервисы, ориентированные на внешний рынок. В частности — предоставление удобных и простых инструментов для оптимизации процессов строительства и реализации недвижимости.

Николай Козак, Дом.рф: Мы активно ведем процесс импортозамещения ПО, чтобы соответствовать всем внешним законодательным требованиям и внутренним нормативам

Так, в 2021 году Дом.рф при непосредственном участии «Цифровых технологий» выпустил сервис электронной регистрации, сервис аналитических отчетов по состоянию рынка недвижимости «Про Дома» и коммерческий API ЕИСЖС. «Цифровые технологии» отвечали за привлечение клиентов, операционное сопровождение, разрабатывали функциональности и дорабатывали используемое программное обеспечение. Только за 2022 год наша техническая поддержка обработала более 23 тысяч заявок от пользователей ЕИСЖС, из них успешно закрыла 98%.

Но на 2022 год мы ставили более амбициозную задачу — создать новые собственные продукты для снижения операционных затрат и вывести их на внешний рынок.

CNews: Получилось ее выполнить?

Николай Козак: Даже перевыполнить! Мы смогли создать действительно нужные для отрасли продукты — сервис «Страховка Онлайн» для автоматизации взаимодействия банков, страховых и участников рынка, сервис «Безопасная сделка для безопасного проведения расчетов по ипотечным и (в перспективе) другим сделкам. Причем не только разработали и протестировали, но и начали внедрять крупным игрокам рынка.

Некоторые сервисы даже успели принять участие в конкурсах. Например, «Страховка Онлайн» получил сразу две номинации: как лучшее ИТ-решение в конкурсе RETAIL FINANCE AWARDS 2022 и как спецпроект по версии NBJ (Национальный Банковский Журнал). Номинации более чем заслуженные — «Страховка Онлайн» действительно помогает оптимизировать процессы: Банк Дом.рф, например, в 9 раз сократил операционные затраты на оформление страховок, было выпущено более 14 тысяч страховых полисов.

«Страховку Онлайн» в этом году включили в реестр отечественного ПО, поэтому теперь это не только полезный инструмент автоматизации, но и полноценный игрок на рынке импортозамещения. Планируем в 2023 году включить все разрабатываемые сервисы в реестр.

CNews: А внешние поставщики? Удалось заменить их?

Николай Козак: В 2023 год мы вошли с практически нулевым показателем по внешнему подряду в части развития и сопровождения ЕИСЖС. Я считаю, что результат отличный. На выходе мы получаем классный качественный государственный сервис, сделанный полностью своими силами. Импортозамещаемся в части разработки и планируем помогать рынку делать то же самое за счет своих коммерческих продуктов.

CNews: Как в целом компании налажена работа по импортозамещению программного обеспечения, которое используется при разработке? Сложно ли было подстроиться под новые реалии?

Николай Козак: Мы активно ведем процесс импортозамещения ПО, чтобы соответствовать всем внешним законодательным требованиям и внутренним нормативам. В «Цифровых технологиях», помимо прочего, глобально изменился процесс тестирования софта. Чтобы тестирование не прекращалось, мы рассматривали не только решения на базе открытого кода (Open Source), но и предложения от российских разработчиков для замены SoapUIpro (иностранное программное обеспечение). Его мы использовали в том числе для автоматизации API-тестов без написания кода.

В 2022 году мы решили использовать открытое программное обеспечение Postman. Это не самый простой инструмент автоматизации тестов, поскольку необходимо писать фрагменты кода на языке программирования JavaScript. Функциональные тестировщики обучились необходимым навыкам и активно используют Postman для тестирования API и автоматизации тестов.

В качестве системы управления тестированием (TMS) мы пока используем зарубежную TestRail, но за текущий год изучили процесс миграции данных в российскую TestIT и сделали переезд на одном из проектов. В дальнейшем планируем полный отказ от использования зарубежного программного обеспечения в пользу российского.

В результате этих и некоторых других изменений технологического стека нам удалось оптимизировать время тестирования продуктов и повысить компетенцию части сотрудников в сфере, в которой они раньше не специализировались.

CNews: Поменялся ли процесс подбора в этом году? Как «Цифровые технологии» ищут кадры, на что обращают особое внимание?

Николай Козак: Глобально основная сложность на рынке подбора ИТ-специалистов — это уровень конкуренции за квалифицированные кадры. В начале года мы собрали новую команду подбора персонала и оптимизировали процесс подбора: сейчас мы проходим шаги от первого контакта с рекрутером до получения оффера в среднем за четыре дня.

При этом наши технические собеседования вне зависимости от того, пришел к нам «джун» или «сеньор», всегда получают одинаковые отзывы: «Это было сложно!». Сложно — за счет того, что на этапе интервью мы практикуем и лайв-кодинг, и задачи по программированию. Поэтому если хотите к нам, будьте к такому готовы.

Наш технологический стек — Java+Spring на backend и React Redux на frontend, из-за чего мы конкурируем с наиболее известными и крупными игроками ИТ-рынка. Это дало нам возможность креативить и улучшаться: мы отказались от «домашних заданий» для разработчиков, внедрили систему ускоренного принятия положительного решения о выходе на работу, оформляем людей по всей России.

CNews: Год был непростым, как вы можете оценить его влияние на эффективность компании?

Николай Козак: 2022 год показал, что мы не только можем справляться с задачами, которые до этого решали благодаря внешним поставщикам, но где-то и превосходим их в качестве разработки и внедрения.

Сформировалась сильная молодая команда с характером и ясным взглядом в будущее. Мы стараемся ориентироваться в развитии не только на свои потребности, но и чувствовать рынок. Цифровизация и автоматизация процессов — это уже не инновация, а потребность для снижения затрат и важный шаг для увеличения прибыли.

Кризис — хорошая проверка, и по итогам 2022 года я вижу, что «Цифровые технологии» прошли ее более чем успешно.