Разделы

Цифровизация Импортонезависимость Техника

При условии дешевых кредитов можно на 80-90% заместить продукцию иностранных вендоров железа к 2025-2026 гг.

После 24 февраля российской ИТ-отрасли приходится выстраивать новые цепочки поставок для взаимодействия с внешним миром, а тема импортозамещения стала актуальной как никогда. Участники организованной компанией Tegrus конференции «ИТ-инфраструктура новой реальности 2022» рассказали о том, из чего можно собрать импортонезависимый ПАК, какие действия государства помогут развитию выпуска оборудования и почему железо остается больной темой российского ИТ. 

Из России ушли почти 200 ИТ-компаний

Антироссийские санкции разрушили привычные связи российских ИТ-компаний с внешним миром. Современная экономика носит глобальный характер, поэтому разрушение привычных каналов поставок и уход иностранных вендоров будут иметь долговременные последствия для отечественного рынка технологий. О том, с какими сложностями столкнулись пользователи ИТ-решений и как эти трудности можно преодолеть, рассказали участники конференции «ИТ-инфраструктура новой реальности 2022», организованной компанией Tegrus.

В условиях, когда новые каналы поставок в рамках параллельного импорта еще не полностью определены, горизонт планирования у игроков ИТ-рынка сузился до 3-6 месяцев, заявил технический директор Tegrus Владимир Бочкарев: «Ситуация волатильная, все очень быстро меняется. И мы, и заказчики сталкиваемся со сложностями, прежде всего, это касается драматической нехватки оборудования и нарушения каналов доставки. Помимо этого, необходимо выполнять жесткие требования регуляторов и решать проблему острой нехватки квалифицированных кадров».

Участники конференции «ИТ-инфраструктура новой реальности 2022» рассказали о том, из чего можно собрать импортонезависимый ПАК

Как рассказал собравшимся руководитель учебного центра Hyperline Кирилл Безбородов, на конец мая 2022 г. из России ушли или приостановили свою деятельность 637 компаний, из них 185 — представители ИТ-отрасли. При этом, по его словам, 12% ушедших компаний «оскорбили или кинули» своих клиентов, то есть их действия привели к «заморозке или невозможности вывести свои активы» или «отключению действующих подписок». В качестве примера он привел ситуацию с приостановкой работы порядка сотни маршрутизаторов у одного из крупнейших операторов сотовой связи, а также пример одного из банков, который должен был пролонгировать лицензию на сервис облачных вычислений как раз в тот момент, когда начался исход вендоров из России, и в итоге ПО, на котором была построена часть инфраструктуры банка, оказалось недоступно.

Хотя, как правило, заказчики не отказываются от своих стратегических планов, ситуация исхода иностранных поставщиков и неопределенности ближайшего будущего в поставках оборудования меняет подход бизнеса к реализации текущих задач в области ИТ. Наибольшей популярностью на данный момент пользуются услуги сервисной поддержки оборудования и систем, построенных на решениях ушедших из России вендоров. «Мы отрабатываем массу запросов по теме сервиса», — поделился опытом Владимир Бочкарев.

Для удовлетворения такого рода запросов в Tegrus была реализована услуга «партнерский сервис», которая предусматривает круглосуточный прием обращений, диагностику неисправностей и доставку ЗИП (запасных изделий и принадлежностей) в Москву в течение 5 дней, а также замену деталей на площадке заказчика. «Нам удалось построить устойчивый и «толстый» канал поставок через свою логистическую цепочку», — утверждает Владимир Бочкарев.

Аналогичный «партнерский сервис» предоставляется по поддержке системного ПО, прежде всего, это виртуализация VMware и СУБД Oracle. При этом одновременно российские разработчики предлагают собственные решения для управления виртуализованными средами, например, о подобном продукте под названием «Брест» рассказал Алексей Тюрин, заместитель директора департамента внедрения и сопровождения группы компаний «Астра».

Через 3-4 года можно заместить все ИТ-железо, кроме процессоров

Наиболее сложная ситуация из-за санкций сложилась в области ИТ железа и микроэлектроники. Полностью импортозаместить поставки аппаратных решений невозможно, так как в России нет соответствующих производственных мощностей. В России были разработаны процессоры «Эльбрус» и Baikal, однако их выпуск происходил по контракту на Тайване. Кроме того, в России разработаны материнские платы и серверные системы уникальной архитектуры, сборка которых осуществляется на территории РФ, отметили участники конференции, однако в плане используемых процессоров они зависимы от ведущих западных брендов.

«C 2018 г., когда был объявлен курс на импортозамещение, мы прошли большой путь от простой сборки из готовой компонентной базы до разработки материнских плат на чипах зарубежных и российских разработчиков», — рассказывает руководитель поддержки продаж iRU Виталий Бондаренко. «В области производства материнских плат отечественные производители уже показали готовность на 70-80% обеспечивать потребности рынка в сегменте персональных устройств и задали хорошую тенденцию в сегменте enterprise. Кроме того, мы научились делать память (хотя и на западных чипах) и твердотельные накопители, а это уже половина компонентной базы», — утверждает Виктор Гурманский, представитель компании Utinet, занимающейся производством серверов и СХД собственного дизайна.

На конференции «ИТ-инфраструктура новой реальности 2022» обсудили сложности, с которыми столкнулись пользователи ИТ-решений

Однако и для подобных решений критически важно наличие иностранной компонентной базы. «Производство процессорных мощностей, даже вливая огромные деньги, невозможно импортозаместить за месяцы и даже годы», — полагает Виктор Гурманский. По его оценке, к 2025-2026 гг. отечественные производители смогут на 80-90% заместить продукцию иностранных вендоров железа при условии активного строительства заводов. «Но даже при этом такие компоненты, как процессоры и шпиндельные жесткие диски, мы будем вынуждены закупать заграницей», — резюмировал эксперт.

Для успешного развития российской микроэлектроники необходим доступ к банковским кредитам, утверждают участники отрасли. «Еще 4 месяца назад вся цепочка поставок была постоплатной: мы могли составить план производства и заказать большинство компонентов заранее, заплатив за них через месяц после их поставки», — делится опытом Виктор Гурманский. После 24 февраля все постоплатные цепочки исчезли. «Сейчас оплачивать контракт нужно по факту заказа, при этом сроки поставок из-за проблем с логистикой удлинились до 8-9 месяцев. «При отсутствии финансовых инструментов банков, а реальная ставка под проекты достигает 40%, развиваться можно только за счет собственных оборотных средств», — сетует эксперт.

В то же время, при удачном сценарии отечественные разработчики чипов смогут выйти на международный рынок, так как на данный момент в глобальном масштабе наблюдается дефицит чипов, полагает Виталий Бондаренко: «Прошлый год напугал нас зависимостью от ограниченного производства чипов, например, автомобили выпускались с магнитолами вместо современных мультимедийных устройств. Санкции рано или поздно ослабнут, а необходимость в этом товаре в мире никуда не денется».

Необходимо развивать процесс технологической кооперации разработчиков ПО и ИТ-оборудования, отметил Алексей Тюрин. Он рассказал, что в продуктовом портфеле ГК «Астра» присутствует решение DCImanager, предназначенное для инвентаризации и управления серверами и сетевым оборудованием на нижнем уровне: «Мы видим огромный спрос на это решение, поскольку многие заказчики столкнулись с необходимостью перехода в условиях текущей повестки». Для управления ресурсами ЦОД на верхнем уровне ГК «Астра» предлагает SaaS-систему биллинга BILLmanager, которая дает возможность управлять выделением ресурсов и биллингом для разных сегментов виртуализации из одной точки.

На данный момент системные интеграторы ищут способы минимизировать присутствие иностранных вендоров в конфигурациях железа, которые они предлагают своим клиентам. Во время конференции компания Tegrus анонсировала программно-аппаратный комплекс (ПАК) «Практик», который будет доступен к заказу в июне 2022 г. Данная продуктовая линейка была разработана с минимальным использованием иностранных вендоров, и конкретные конфигурации заточены под решение определенных задач, например, виртуализация, VDI, построение хранилища данных, инженерные САПР. «Сейчас эти решения включают серверные системы российской и зарубежной сборки на процессорах x86», — рассказал представитель технологического консалтинга Tegrus Александр Зотов. По его словам, комплексы «Практик» можно будет приобрести как по модели СAPEX (приобретение в собственность), так и по схеме HaaS (Hardware-as-a-Service, аренда).

«Гнуть корпуса и заниматься крупноузловой сборкой»

Несколько лучше обстоит ситуация с импортозамещением инженерного оборудования, которое используется в дата-центрах и при построении зданий и сооружений. «В инженерке ситуация не так критична, как в сетевом или серверном оборудовании», — заявил представитель подразделения инженерных систем Tegrus Александр Нестеркин. По его словам, по всем категориям продукции (электрооборудование, системы охлаждения, физическая безопасность, АСУ ТП, комплексные решения для дата-центров) можно найти адекватные альтернативные аналоги.

Источник: Tegrus, 2022

При этом некоторые российские вендоры инженерного оборудования перемещают производственные мощности за рубеж (как правило, в Китай), чтобы избежать санкций и возможных проблем с комплектующими. Например, так поступил российский производитель АСУТП Segnetics.

Впрочем, по некоторым категориям инженерного оборудования отечественные производители также находятся в критической зависимости от поставок комплектующих. «На территории России пока нет производства достаточного количества компонентов, чтобы собрать источник бесперебойного питания (ИБП). Текущие возможности отечественного производства, как мы видим, ограничиваются гибкой корпусов и осуществлением крупноузловой сборки», — комментирует Ольга Карташева, руководитель отдела продаж компании POWERCOM.

Софт — успешный кейс российского импортозамещения

В сфере программного обеспечения ситуация обстоит лучше, чем с железом, так как здесь основной капитал — это «мозги» специалистов и нет необходимости инвестировать в дорогостоящее производство, констатировали участники конференции. На данный момент в России имеется в наличии собственная экосистема программных продуктов, закрывающих потребности рядовых пользователей и бизнеса, причем некоторые из этих решений признаны на международном уровне и также находят применение в ближнем и дальнем зарубежье.

На данный момент в России имеется в наличии собственная экосистема программных продуктов, закрывающих потребности рядовых пользователей и бизнеса

Например, руководитель направления корпоративных продаж CommuniGate Systems (занимается разработкой платформы унифицированных коммуникаций) Александр Касатов рассказал, что за 24 года работы в активе компании имеется более 18 тыс. инсталляций в 53 странах мира, а общее число учетных записей превысило 150 млн. По его словам, чаще всего заказчики мигрируют с решений MS Exchange и Skype for business. При переходе на отечественное решение заказчики получают существенную экономию аппаратных ресурсов, что в нынешних условиях дефицита техники критически важно: «Для обеспечения потребностей 10 тыс. пользователей достаточно 4-ядерного процессора и 8 Гб оперативной памяти. В среднем после миграции на наше решение у заказчика высвобождается около 70% серверного оборудования», — привел пример Александр Касатов. Сама миграция происходит через стандартные протоколы или по специально написанным утилитам MAPI и EWS c задействованием минимума дополнительного оборудования (2 ядра и 4 Гб оперативной памяти), рассказал эксперт.

Павел Лебедев