Разделы

ПО Бизнес Интеграция Импортонезависимость

Российские аналоги зарубежного софта: как бизнесу принять решение об интеграции нового ПО

До 2022 г. охват внедрения российского ПО уступал показателям зарубежных решений. В госсекторе, например, он составлял всего 30-35%. Но после ухода с рынка крупных международных поставщиков госучреждения и коммерческие компании все чаще делают выбор в пользу решений из реестра отечественного ПО.

Разработчики стратегически важных для бизнеса ИТ-решений приостанавливают работу на российском рынке.

В начале марта от продаж в России отказалась Oracle — второй в мире по выручке производитель программного обеспечения. Компания помогает клиентам в 175 странах управлять базами данных и планировать ресурсы, предоставляет облачное ПО и поставляет серверное оборудование. Среди клиентов Oracle в России — Министерство финансов и Центробанк, а также коммерческие организации, например Сбербанк, «Ростелеком» и «Росатом».

Договоры с новыми клиентами в России также больше не заключает SAP — при этом компания сохраняет сотрудничество в рамках оговоренных и зафиксированных обязательств. Корпоративные продукты SAP покупали такие крупные игроки из разных отраслей, как «Лукойл», «Роснефть», РЖД, «КамАЗ» и «Инвитро», а также множество компаний среднего и малого бизнеса.

Об ограничениях также сообщала Microsoft: если говорить об интересах бизнеса, то это, прежде всего, затрагивает линейку приложений Microsoft Dynamics.

При этом и Microsoft, и SAP после заявлений о приостановке работы сообщили, что это не предполагает полного отказа от сотрудничества с российскими клиентами. Продукты компаний не будут заблокированы для больниц, гражданской инфраструктуры или в организациях, которые задействованы в цепочках поставок продуктов питания.

Как изменения на рынке влияют на компании?

Государственные учреждения и крупный бизнес становятся флагманами ускоренного перехода к отечественным решениям. Государственная Дума планирует полностью перейти на российское ПО к 2025 г., параллельно для критической информационной инфраструктуры вводится запрет на покупку зарубежного ПО без согласования.

Переход к новым решениям спровоцирован рисками: причем такие риски существуют не только для госструктуры и крупнейших компаний.

В качестве примера можно привести мессенджер Slack, которым пользовалось огромное количество компаний. В начале марта сервис стал без предупреждения удалять российские корпоративные аккаунты — в том числе, с оплаченной годовой подпиской. Такие события влекут потерю данных и нарушения в операционке — в результате сбои влияют на финансовые результаты компании.

Потеря данных может обернуться для компании многомиллионными убытками

Для бизнеса важно освоить новые решения до того, как он потеряет возможность использовать привычный софт — в том случае, когда компания не может составить точного прогноза о дальнейшем сотрудничестве с зарубежными поставщиками. При этом такой переход чаще всего не может происходить «одним днем», так как предполагает масштабные структурные изменения.

Важно приоритизировать изменения. Так, в первую очередь компании часто ищут альтернативы облачным сервисам и ПО, которое помогало управлять базами данных (например, данными клиентов). Это связано с риском потерять доступ к существующим базам или часть данных.

Как заменить зарубежные сервисы?

Заметный игрок рынка решений для бизнеса — «Битрикс24». В 2019 г., например, его доля только среди внедренных CRM-систем составляла 43,5%. При этом CRM не единственный модуль в системе — на самом деле, «Битрикс24» заменяет десятки отдельных сервисов и может обеспечить разностороннюю поддержку компании.

Но перед тем, как говорить о возможностях системы, важно отметить: ни одна технология не является «волшебной таблеткой». Даже передовые решения работают только в тандеме с компетентными специалистами и только в том случае, если бизнес применяет их в релевантной ситуации. Яркий пример — разнообразные no-code: они могут приносить крутые результаты, но в случае с каждым сервисом важно понимать, где именно заканчиваются возможности такого софта — и придется все-таки нанимать разработчиков.

Кроме того, любое масштабное изменение ПО не будет на 100% быстрым и комфортным. Даже если компания интегрирует решение с лучшим UX на рынке, сотрудникам потребуется время, чтобы освоить новый интерфейс. Давайте людям возможность привыкнуть и втянуться.

Ну а теперь — к главному.

Рассмотрим несколько возможностей

Для повышения эффективности команды и управления проектами бизнес часто использует трекеры задач вроде Jira.

Софт для виртуального офиса получил особую популярность после начала пандемии и перехода на удаленку или на гибридный формат работы. На Jira можно создавать канбан-доски и работать по Scrum — платформа помогает многим компаниям организовать коммуникацию между ИТ-отделами и бизнесом, строить эффективные процессы и измерять результаты проектов.

На основе интуитивно понятных канбан-досок построен также интерфейс другого популярного решения — Trello. В Trello задачи систематизируются по статусу (запланированные, текущие, выполненные) и закрепляются на доске в виде карточек, в каждой из которых можно назначить дедлайн или оставить комментарии.

«Битрикс24», как альтернатива ушедшим Trello и Jira, включает работу с задачами. Причем планировать сроки и целые проекты можно несколькими методами: по правилам Scrum с помощью канбан-досок, на диаграмме Ганта, в разделах «Мой план» и «Календарь». Команда может работать с задачами совместно, комментировать и оценивать результаты, назначать задачи друг другу, а также следить за динамикой процессов.

«Битрикс24», как альтернатива ушедшим Trello и Jira, включает работу с задачами

Из интересного здесь есть, например, система фокусировки внимания. Она помогает приоритизировать задачи: поднимает наверх то, что незамедлительно требует участия, присылает уведомления, подсказывает, на чем стоит сосредоточиться конкретному сотруднику в зависимости от роли в проекте.

При этом «Битрикс24» — цельный продукт. То есть в одной системе есть много разных функций, между ними удобно переключаться. Работая с задачами, можно назначить коллегам встречу и провести видеоконференцию, оставаясь на платформе. Также задачи соединены с календарем, проектами, мессенджером, хранилищем документов и другими разделами сервиса. К работе в «Битрикс24» можно подключить внешних участников: подрядчику придет ссылка-приглашение в электронном письме, и он сможет вместе с командой работать над отдельной задачей.

Как было раньше? Команда общается в мессенджерах, встречается на видеоконференциях и совместно работает с документами. Часто для организации совместной работы используют несколько ресурсов: например переписываются в рабочих чатах Telegram, созваниваются в Zoom и работают в документах, презентациях и таблицах Google.

Модуль SAP «Управление персоналом» предлагал специалистам возможность организовать электронный документооборот

«Битрикс24» удобен тем, что объединяет разные функции в рамках одного продукта.

Все файлы от документов до картинок, например, можно хранить на облачном диске внутри компании. Каждый сотрудник может создавать файлы, доступные только ему, а также предоставлять к ним доступ отдельным людям, группе пользователей или открывать доступ по ссылке. Файлы по умолчанию распределяются в несколько папок: в папку «Сохраненное», например, попадают все файлы, которые пользователь сохранил из ленты новостей, чата или задач. В отдельную папку платформа сохраняет записи видеозвонков — если потребуется, их можно будет найти в пару кликов.

Также в «Битрикс24» добавлены мессенджер, собственный почтовый клиент, платформа для видеозвонков. В видеозвонке могут участвовать 48 человек, в отличие от Zoom здесь нет ограничений по длительности — даже в рамках бесплатного тарифа.

Из интересного: в «Битрикс24» можно создавать «Базу знаний». В ней хранятся все инструкции и материалы, который помогут в онбординге новых сотрудников. В базе есть шаблоны, с которыми любой сотрудник сможет добавить информацию — для этого не нужно разбираться в программировании или уметь пользоваться графическими редакторами и инструментами верстки.

В видеозвонке могут участвовать 48 человек, в отличие от Zoom здесь нет ограничений по длительности

Бизнес стремится автоматизировать и оптимизировать процессы. Пример — задачи HR: многие компании раньше использовали в кадровом учете инструменты SAP.

Модуль SAP «Управление персоналом» предлагал специалистам возможность организовать электронный документооборот, автоматически мониторить сроки выполнения задач, рассчитывать оптимальное время отпусков и испытательных сроков.

Система могла формировать документы: трудовые договоры, приказы, дополнительные соглашения. При этом важной проблемой модуля SAP для эйчаров была сложная интеграция в российские реалии. Модуль требовал определенных компетенций, специальной подготовки людей, которые будут с ним работать, а также тонкой настройки, после которой ПО будет соответствовать особенностям и интересам компании.

Инструменты для HR-специалистов в «Битрикс24» — «Пульс рабочего дня». Это отчет, в который входят дата и время последней активности сотрудников на портале, начало и конец рабочего дня, продолжительность перерывов и IP-адреса (откуда сотрудник подключился к системе).

Обновление ПО: чек-лист

  1. Изучите российские инструменты до того, как зарубежный поставщик покинет рынок. Вы выиграете даже в том случае, если приостановка на самом деле так и не случится: узнаете больше о современном софте и, возможно, захотите что-то протестировать.
  2. Приоритезируйте. Замена ПО требует ресурсов и времени — если вы приступаете к процессу, то постарайтесь на первом этапе сохранить стратегически важные функции.
  3. Выбирайте «удобные» решения — там, где это возможно. Интеграция обновлений пройдет проще, если интерфейс будет интуитивно понятен сотрудникам.
  4. Найдите продукты, которые будут закрывать несколько задач. Использование единой платформы вместо нескольких сервисов и приложений сэкономит время сотрудников и оптимизирует рабочий процесс.
  5. Измеряйте эффективность. Перед обновлением определите цели, которые должно выполнять новое ПО. Регулярно оценивайте результаты интеграции.