Разделы

Цифровизация

Дмитрий Панфилов, ICL Services: В системной интеграции важно создавать сквозные процессы с вендорами и дистрибьюторами

В нынешней экономической ситуации перед бизнесом встают комплексные задачи, большая часть которых связана с процессами управления информационной инфраструктурой. О том, почему лучшим ответом на новые вызовы становятся ИТ-решения по автоматизации технологических и бизнес-процессов, объединенные в рамках системной интеграции, в интервью CNews рассказал руководитель направления системной интеграции компании ICL Services Дмитрий Панфилов.

CNews: Дмитрий, расскажите, какой вы себе представляете системную интеграцию и чем услуги, предоставляемые в ICL Services, отличаются от предложений ваших конкурентов?

Дмитрий Панфилов: Под системной интеграцией мы понимаем создание полноценных информационных систем компаний. Они состоят из элементов информационной безопасности, инженерных систем, ИТ-инфраструктуры и программного обеспечения. Наша задача как интегратора — собрать все эти несвязанные между собой элементы и связать их, заставить их выполнять предназначение, которое изначально закладывалось бизнесом.

Нашей ключевой особенностью, как мне представляется, стало то, что мы связали процессы создания систем (проектирование и внедрение) с задачами эксплуатации. Для нас это единый комплекс, и сначала мы внедряем его на стороне наших клиентов, а затем помогаем в процессе эксплуатации с точки зрения технической поддержки и сопровождения. Также мы готовы помогать организациям с уже внедренными элементами инфраструктуры и программными решениями в деле повышения их эффективности.

Дмитрий Панфилов: Сервис и техподдержка — это наши любимые составляющие системной интеграции

Сейчас системной интеграцией в ICL Services занимаются более 500 человек, среди которых есть и системные архитекторы, и проектировщики, и сервисные инженеры, и инженеры по эксплуатации, а также подразделения закупки и транспортной логистики. Все они работают как здоровый организм, который растет и меняется в зависимости от вызовов рынка.

CNews: Какие вы выделяете этапы в системной интеграции?

Дмитрий Панфилов: Их пять. Первый — консалтинг: здесь мы работаем с потребностями клиента, узнаем его боли, намерения и ожидания. Второй этап — проектирование: создается концепт решения, проводится встреча с клиентом, которая помогает понять преимущества и недостатки предложенных решений в сравнении с тем, что упоминалось в ТО, осуществляется пилотирование. На третьем этапе мы переходим к внедрению. Проверенная в рамках пилота система апробируется пользователями, представителями заказчика, а после этого происходит само внедрение с использованием миграции данных и других инструментов. Четвертый этап — эксплуатация. Внедренная система к этому моменту практически готова к использованию, но могут быть обучены еще не все пользователи, не проведены до конца консультации. Тут наша задача — встроить новую систему в процессы предприятия — поддержки, сопровождения, эксплуатации. И пятый этап — техническое сопровождение. Мы подключаемся и оказываем помощь только при сбоях системы.

CNews: А на каком этапе вы работаете с вендорами и дистрибьюторами?

Дмитрий Панфилов: Так как компания ICL Services сама является и вендором, и дистрибьютором различных производителей, одной из самых сложных задач для нас при построении системной интеграции стало обеспечение сквозных процессов работы с вендорами и дистрибьюторами. К последним мы больше относим процессы организации, отвечающие за сопровождение логистики, закупки и так далее.

С вендорами всегда связан более творческий подход. Во время создания технического решения, на этапе консалтинга и проектирования, необходима плотная работа с производителями, которая поможет проверить совместимость ПО с требованиями клиента и совместимость самих решений между собой.

CNews: Какие услуги есть в вашем портфеле?

Дмитрий Панфилов: Их более 30. Условно они делятся на три основных группы: решения по информационной безопасности, по внедрению и модернизации ИТ-инфраструктуры, а также по внедрению инженерных систем. К ним также можно добавить группу решений, связанных с разработкой ПО, а также элементы DevOps при интеграции систем между собой.

CNews: Вы упомянули, что помогаете своим клиентам с сервисом и поддержкой. Как давно вы этим занимаетесь?

Дмитрий Панфилов: Сервис и техподдержка — это наши любимые составляющие системной интеграции. ICL Services — компания с огромным опытом в аутсорсинговом бизнесе на международных рынках, а на российском рынке мы активно занимаемся сервисным направлением последние 6 лет. Это четкий, понятный, конвейерный процесс, который учитывает все потребности наших клиентов. Системная интеграция, в свою очередь, предполагает больше цеховой и кастомизированный продукт. Мы в своей работе совместили два этих процесса. У нас бесшовная интеграция элементов внедрения и обслуживания систем, поэтому у нас быстрый запуск и высокое качество работ по техническому сопровождению.

CNews: Кому и зачем необходима системная интеграция в то время, когда многие уходят в облака?

Дмитрий Панфилов: В системной интеграции есть место и для облачных технологий, с использованием которых строятся практически все современные информационные системы. Это позволяет бизнесу не расходовать денежные средства на содержание дата-центров на своей территории, присутствует определенная экономия и с точки зрения поддержки. Но не во всех компаниях инфраструктуру и используемые решения можно полностью перенести в облако. В таких случаях мы готовы помогать бизнесу с информационной безопасностью (и в публичных, и в частных облаках), так как облака несут риски доступа к конфиденциальной информации. Если это предприятие, которое работает в конкретном здании, то необходимы решения физического контроля доступа, требуется контроль соблюдения охраны труда, защита от краж, несанкционированных действий. Здесь как раз используются решения по внедрению инженерных систем.

Поэтому я бы сказал, что системная интеграция и облака сегодня — это две сосуществующие истории. Если раньше многие компании могли позволить себе собственные дата-центры, то сейчас, особенно с учетом текущего валютного курса, — это совсем дорогое удовольствие. Поэтому облака и физическая инфраструктура интегрируются.

CNews: Какие бывают сложности на проектах системной интеграции? Как вы их решаете?

Дмитрий Панфилов: Сложности бывают разные. Но можно перечислить основные категории. Например, планирование со стороны клиента и системного интегратора. Оно должно быть максимально детальным и скользящим, чтобы на любом этапе внедрения была возможность на отставание от графика по независящим от нас причинам. При этом планирование — совместная работа клиента и интегратора, планы должны быть синхронизированы.

Другим частым источником затруднений бывает кадровый вопрос. Всегда хочется иметь заранее подготовленных людей для своего проекта, но это невозможно по экономическим и техническим причинам. Никогда не знаешь, какие специалисты понадобятся в течение двухлетнего внедрения. Сложности при планировании здесь бывают на стороне интегратора. Необходимы постоянный мониторинг рынка труда, наличие в запасе 10-15 специалистов, работа с командой. Один из моментов решения вопросов с командообразованием — работа в рамках проектов НИОКР. Подобная практика есть в компании ICL Services. По завершении исследования, когда появляется продукт, малая команда слажена между собой и может работать на внедрении решений.

Третье узкое место — подрядчики. Мы пользуемся их услугами в задачах, связанных с внедрением инженерных систем, строительно-монтажными работами. Здесь часто не хватает людей, возникают сложности с соблюдением норм по охране труда. Традиционно это решается в рамках этапа планирования и в результате работы с несколькими исполнителями, что позволяет в случае недобросовестной работы одного из них обратиться к другим подрядчикам.

И, наконец, отдельная категория — поставка решений от вендоров. С программным обеспечением все просто, куда чаще возникают сложности с материальными изделиями, которые используются при реализации проектов. Ситуация особенно усложнилась в последнее время из-за закрытия границ в связи с пандемией. Здесь мы работаем над созданием нескольких вариантов технических решений от разных производителей. Это позволяет посмотреть на разные системы под углом технического задания, и оценить, какая из них будет лучше соответствовать задачам. Такой подход снижает риски.

CNews: Проводит ли ICL Services бесплатный консалтинг?

Дмитрий Панфилов: Конечно, это часть нашей работы. К консалтингу относятся проведение воркшопов по внедряемых решениям, снятие максимальной информации с пользователей-эксплуатантов системы, проведение пилотных проектов (к примеру, стендирование части решений клиентов на наших мощностях).

CNews: Можете привести пример кейса, реализованного вашей компанией в последнее время?

Дмитрий Панфилов: Совсем недавно был завершен проект, в котором заказчиком была крупная российская автомобилестроительная компания. Желая повысить защищенность производственных площадей и снизить затраты на поддержку службы охраны, заказчик принял решение внедрить автоматизированный комплекс систем безопасности. После тщательного исследования объекта, подготовки всей необходимой документации и закупки оборудования, в условиях действующего непрерывного производства нами была автоматизирована охрана периметра. В результате отпала необходимость патрулирования 10-километровой территории сотрудниками ЧОП. Нами также были установлены стационарные и мобильные видео-комплексы, что позволило контролировать ситуацию, в том числе в труднодоступных местах (на перекрестках, в местах временного хранения и т.д.). Был автоматизирован процесс въезда и выезда автомобилей на систему контроля весов, служба охраны теперь оснащена централизованным и удобным инструментом для оперативного реагирования на инциденты.

CNews: Каковы планы ICL Services относительно направления системной интеграции?

Дмитрий Панфилов: В 2021 году мы планируем увеличить объемы в два раза. Сейчас мы модернизируем существующие подходы внутри компании, процессы продаж, работу с вендорами, проводим глубокую модернизацию системной автоматизации. Это связано с формированием и хранением всех технических решений. Но горизонт планирования сейчас ограничен — не более 6 месяцев.

Говоря о продуктах и решениях, мы планируем вывести на рынок около 10 новых услуг. Сейчас ведется проработка бизнес-кейсов, планируем более плотно работать с решением АСУ ТП на предприятиях и с системами с искусственным интеллектом.