Разделы

Бизнес Цифровизация Внедрения Инфраструктура

Джонатан Спарроу, Cisco: Пандемия заставила компании по всему миру ускорить цифровизацию своих бизнес-процессов

Бизнес Cisco в России продолжает развиваться, несмотря на сложный год, наполненный различными потрясениями. О том, почему отечественные компании продолжают активно цифровизироваться, как сделать так, чтобы этому не мешали внешние обстоятельства, и каких новых анонсов можно ждать от Cisco в этом году, в интервью CNews рассказал Джонатан Спарроу, вице-президент Cisco по работе в России и СНГ.

«Пандемия придала мощный импульс цифровой трансформации»

CNews: Джонатан, в этом году мир и сфера ИТ очень сильно изменились ввиду понятных причин. Этот вопрос уже стал банальным, но его нельзя не задать: как пандемия, на ваш взгляд, стратегически изменит отношение бизнеса к технологиям? Какой урок извлекли компании по всему миру и в России?

Джонатан Спарроу: Можно с уверенностью утверждать, что пандемия придала мощный импульс цифровой трансформации. Благодаря этому в последние несколько месяцев мир цифровизировался быстрее, чем мы когда-либо видели. За это время интернет-сети увеличили свой трафик на 20-40%, 1,5 млрд студентов в 188 странах перешли на дистанционное образование, а в корпоративном сегменте множество компаний ускорили свои планы по цифровизации. ИТ стали фокусом не только для отдельных компаний. Они теперь являются приоритетным направлением развития экономики в целом, в том числе российской. Поэтому если говорить об уроке, который извлекли компании, то он таков: лучше построить эффективную цифровую среду для своего бизнеса сегодня, чем заниматься этим завтра, когда обстоятельства заставят это делать в авральном режиме.

Джонатан Спарроу: ИТ теперь являются приоритетным направлением развития экономики в целом

Что касается Cisco, то компания прикладывает максимум усилий, чтобы помочь нашим заказчикам и партнерам адаптироваться к «новой нормальности». С начала марта мы предлагаем в России бесплатные лицензии на наше решение для удаленной работы Cisco Webex. Этим предложением воспользовались десятки российских вузов, организовавших с нашей помощью удаленное обучение. Также мы бесплатно оснастили несколько десятков больниц по всей стране сетевым оборудованием: маршрутизаторами, коммутаторами и точками доступа. В этой акции приняли участие, например, учреждения системы здравоохранения из Башкирии, Тюменской области, ведомственные больницы. Как известно, в отделениях, занимающихся лечением COVID-19, существуют «зеленая» и «красная» зоны, коммуникации между которыми затруднены. Необходимо наладить эффективный обмен информацией (например, результатами исследований), а также предоставить возможность болеющим людям, к которым нет физического доступа, связаться с родственниками. Предоставленное компанией Cisco оборудование помогает больницам справляться с этими задачами, а также способствует развертыванию телемедицинских сервисов.

CNews: Какие ИТ выйдут на первые роли на перманентной основе, а не только в самые критические моменты?

Джонатан Спарроу: Мне не кажется, что пандемия задаст какие-то принципиально новые тренды в мире ИТ. Она, как я уже сказал, ускорила цифровую трансформацию, придала импульс существовавшим ранее трендам. Однако однозначным фактом сегодня становится то, что у любой, даже самой далекой от ИТ компании, должна быть интернет-витрина. Если вы не представлены в цифровом мире, ваша способность приобрести клиентов заметно уменьшается.

Очень востребованным, в том числе в России, оказалось удаленное образование. Думаю, не за горами массовый переход на гибридную модель, в которой учебные заведения внедрят электронные системы управления обучением, системы онлайн-уроков и распределения домашнего задания, удаленное анкетирование.

Когда мы говорим о том, что корпорации бросились развивать свои системы удаленной работы, важно отметить, что это тоже не какой-то принципиально новый подход, а вынужденное наращивание тех мощностей, которые уже были у организаций — например, кластеров VPN. Cisco, к слову, с середины марта по середину апреля активно наращивала вычислительные мощности в дата-центрах Webex. Вместе с тем, очевидна тенденция к большей автоматизации и роботизации предприятий. Это происходит, потому что потенциальный новый режим изоляции не должен оказать влияния на производственные процессы. В глобальном масштабе ставка на роботов и сокращение зависимости от дешевой рабочей силы может привести к очередному перераспределению производственных площадок — они могут вернуться в высокоразвитые страны.

Наконец, по мере нашего погружения в диджитал, увеличивается масштаб киберпреступности и, соответственно, растет спрос на средства защиты от кибератак.

Также важно отметить, что многие крупные компании пересмотрели способ организации рабочих мест в своей бизнес-модели. После пандемии они оставили на постоянной «удаленке» часть своих команд.

Государство переходит в цифровой формат взаимодействия вместе с бизнесом. В Татарстане и Азербайджане стартовали проекты по предоставлению ряда госуслуг в онлайн-режиме. А Москве мы реализовали проект «Мобильный чиновник». Конечно, ИТ-прогресс зависит от региона, администрации, таланта местных специалистов, и все же многие готовы меняться.

CNews: Что сейчас препятствует наращиванию темпов цифровизации российского бизнеса и госсектора?

Джонатан Спарроу: Самым большим сдерживающим фактором на пути к новой реальности является регуляторика — это хорошо заметно, например, в области удаленной медицины, электронного документооборота. Там, где меньше регуляторных барьеров, внедрение инноваций проходит быстрее. Кроме того, все отрасли бизнеса должны развивать свою внутреннюю инфраструктуру. Если этого не делать, можно в конечном итоге довести компанию до банкротства.

Джонатан Спарроу: Cisco прикладывает максимум усилий, чтобы помочь нашим заказчикам и партнерам адаптироваться к «новой нормальности»

Но важно понимать, что цифровизация — это не только удаленная работа. В американской прессе пишут, что вскоре произойдет глобальная трансформация университетского образования: будет несколько очень больших вузов, которые примут формат удаленное обучение, а студенты будут приезжать время от времени, но в основном получат образование дистанционно. Конечно, важную роль тут играет поддержка государства, и я рад, что Россия финансирует и стимулирует программу цифровой трансформации своей экономики достаточно активно.

«Залог успеха — комплексный подход к планированию»

CNews: Если говорить в целом о темпах цифровизации в России, то здесь многие эксперты и наблюдатели отмечают некоторую суетливость отечественных компаний и государства. Согласны ли вы с ними? Или же можно сказать, что цифровизация идет в хорошем рабочем режиме, а глобальных успехов нужно только подождать?

Джонатан Спарроу: С последними месяцами все предельно понятно: пандемия случилась неожиданно абсолютно для всех, поэтому многие вынуждены были суетиться и внедрять ИТ хаотично. Однако некая поспешность и отсутствие четкой ИТ-стратегии было характерным для некоторых российских компаний и до пандемии. Проблема в том, что некоторые руководители инициировали и «драйвили» цифровые проекты просто ради процесса, без планирования, полагаясь на непроверенных технологических партнеров. К сожалению, иногда это происходит, и именно в таких случаях начинаются разговоры о завышенных ожиданиях от цифровой трансформации. Но это — не более чем болезнь роста. Бизнес «взрослеет», и вот такой непродуманный подход будет встречаться все реже.

Суть бизнеса в эпоху цифровизации осталась прежней — компаниям необходимо находить пути повышения прибыли, продаж, оптимизации расходов, выхода на новые рынки. Цифровые проекты и решения нашей компании помогают по всем этим направлениям. Залог успеха — комплексный подход к планированию, четкое понимание результата и плотное взаимодействие между бизнесом и ИТ. При таком подходе всегда можно оценить, насколько то или иное решение позволит повысить лояльность существующих клиентов, привлечь новых, автоматизировать рутинные операции и тем самым снизить расходы.

В целом, когда мы говорим о цифровой трансформации компаний и организаций, с технологической точки зрения к ней можно подойти, задав четыре основных вопроса: какие сетевые решения необходимы, как защитить данные, как технологии могут поддерживать взаимодействие сотрудников и какие приложения нужны для вашего бизнеса.

CNews: Как выглядит пример эффективной бизнес-стратегии? Какие компоненты обязательно должны в ней использоваться, а какие — не должны присутствовать ни в коем случае?

Джонатан Спарроу: Тут все очень индивидуально и зависит от масштабов организации и многих других факторов. Стратегия в классическом ее понимании работает не для всех компаний, так как мир слишком быстро меняется. Один из подходов, который мы исповедуем — «микро-пилотирования». Берется бизнес-процесс, проводится быстрый пилот с четкими критериями успеха. В случае положительного эффекта — масштабируется.

Если у вас B2C-компания, то у вас должна быть онлайн-витрина, необходимо организовать цепочку доставки ценности продукта до заказчика. Если вы работаете в B2B, то не могли не заметить тенденцию к организации инфраструктуры в облаках. Для любого бизнеса эти вещи должны быть частью стратегии.

Во время пандемии предприятия осознали, что сетевая инфраструктура — это не просто дополнение, а платформа, на которой компании ведут бизнес. Рестораны, которые вовремя об этом задумались и открыли дистанционную доставку заказов, чувствуют себя лучше, чем многие их конкуренты. Один из ключевых трендов крупного бизнеса — автоматизация процессов управления сетевой платформой. Это позволит перенаправить ресурсы ИТ-персонала с поддержки инфраструктуры на стратегическое развитие.

«Ключевой приоритет — предоставление заказчикам эффективных цифровых архитектур»

CNews: Какие технологии, по вашему мнению, будут доминировать в умах и в бизнес-практике в ближайшие 5 лет? На что нужно делать ставку сегодня, чтобы завтра не оказаться в числе проигравших?

Джонатан Спарроу: Цифровизация — это, в первую очередь, данные. Их нужно собирать, передавать, хранить и защищать. Поэтому мы делаем ставку на наши традиционные продукты: сетевую инфраструктуру (коммутаторы и роутеры) и решения для ЦОД и информационной безопасности.

Большие ожидания в России, как и во всем мире, мы связываем с принципиально новыми сетевыми решениями: Cisco DNA и Cisco SD-WAN. Это — одно из наиболее интересных направлений, представленных Cisco на глобальном уровне за последнее время. Если описывать их в двух словах, то это интеллектуальные сетевые системы, функционирующие на основе намерений (Intent-Based Networks), способные автоматически предотвращать киберугрозы, а также постоянно самообучаться и совершенствоваться.

Также нам представляется достаточно перспективным наше аналитическое направление. Как вы знаете, недавно мы приобрели аналитическую компанию AppDynamics — разработчика систем для мониторинга приложений. Именно приложения сегодня составляют основу многих бизнесов, и, предлагая уникальные возможности мониторинга их производительности, AppDynamics помогает оптимизировать их работу и повысить качество обслуживания клиентов.

Кроме того, конечно, важно отметить решения для удаленной и совместной работы. Последние месяцы показали, что такие платформы — краеугольный камень современного бизнеса. Даже когда все карантинные меры закончатся, удаленная работа все равно останется с нами. И я рад, что наша платформа Cisco Webex с ее высоким уровнем безопасности и действительно уникальным функционалом является мировым флагманом в этой области.

CNews: Джонатан, вы не раскрываете данные по финансовой деятельности компании. Но если говорить в целом, то видите ли вы укрепление ваших позиций в России?

Джонатан Спарроу: Видим. Пару недель назад наша страна даже получила внутреннюю награду Cisco как один из наиболее успешных рынков года. И это при том, что из-за пандемии мы многое делали бесплатно, потому что в такое время в первую очередь нужно помогать друг другу. Например, терминалы из нашего офиса мы отдали больницам, бесплатно распространялись лицензии Webex, мы продлили сроки кредитования и оплат для партнеров.

CNews: В чем секрет вашего успеха?

Джонатан Спарроу: У такого успеха три причины. Россия — технологически ориентированная страна, общая среда располагает к прогрессу. Вторая — наша команда: для меня большая честь быть ее лидером. Я работал во множестве международных компаний и могу с уверенностью утверждать, что команда Cisco — лучшая из них. И третья причина — наша культура. Есть такая американская пословица: «культура ест стратегию на завтрак». Многое в бизнес-стратегии зависит от внешних факторов, которые вы не контролируете: пандемия, макроэкономический спад, падение цен на нефть и снижение стоимости рубля. Но ваша корпоративная культура неизменна, вы можете быть уверены, что она вам послужит, несмотря на любые внешние потрясения. Мы ценим наших клиентов и партнеров, мы с ними всегда и во всем честны и открыты. Они это знают и ценят, что в конечном счете стимулирует наш бизнес к росту.

Джонатан Спарроу: Из-за пандемии мы многое делали бесплатно, потому что в такое время в первую очередь нужно помогать друг другу

Ну и, конечно, наш успех — это закономерное следствие применения лучших на рынке продуктов. Наши решения для цифровой трансформации востребованы абсолютно во всех индустриях. Если вы посмотрите на различные прогнозы относительно того, какие технологические области будут наиболее актуальными ближайшие годы, то все аналитики предсказывают рост важности сетевых архитектур, больших данных, облаков, беспроводных технологий. Cisco обладает мощнейшими компетенциями во всех этих инновационных направлениях, что позволяет нам оставаться уверенными в наших возможностях в России.

CNews: Какие технологии и отдельные продукты пользуются наибольшим спросом в России?

Джонатан Спарроу: Это, с одной стороны, решения, которые помогают выстроить эффективные коммуникации, например Cisco Webex. С другой стороны, наши клиенты стремятся обновить свою сетевую инфраструктуру, используя последние инновации в этой области — Cisco SD-WAN, Cisco DNA и точки доступа. Очень востребовано оборудование для передачи данных внутри ЦОД и решения в области безопасности. Например, рынок демонстрирует растущий спрос на такие решения для дата-центров, как Cisco ACI и Cisco HyperFlex. При этом большинство наших решений базируются на одной из самых мощных в отрасли интеллектуальных систем информационной безопасности — Cisco Talos. Отмечу, что практически все эти архитектуры работают на основе технологий искусственного интеллекта и машинного обучения.

Cisco DNA (Digital Network Architecture) представляет из себя портфель продуктов, который позволяет нам строить сети передачи данных. Все инновации, которые мы начали внедрять четыре года назад, сейчас показывают устойчивый рост: кампусные, глобальные сети, аналитика с помощью глубокого машинного обучения, ИИ, продукция для ЦОД, которая позволяет строить сетевую часть, различные серверные платформы для развертывания приложений. Все это пронизано сквозной безопасностью. Большой растущий сегмент — это приложения в области collaboration, которые позволяют нам удаленно общаться.

Помимо всего перечисленного, у нас еще есть услуги для поддержки клиентов. Это технологические консультанты, которые помогают нашим заказчикам планировать ИТ-стратегию, делают дизайн решения, внедрения, помогают в операционном обслуживании сети, поиске проблем и их оптимизации. Эта часть бизнеса испытывает высокий рост. Также у нас есть подразделение, отвечающее за customer experience, — оно помогает заказчикам лучше узнать наши продукты. Бывает, что компания не знает функциональность нашего оборудования в деталях, а потому использует только базовые функции. Мы помогаем сделать этот опыт более глубоким и полезным, подсказываем, как использовать функциональность по максимуму.

CNews: Как меняются с течением времени приоритеты бизнеса Cisco в России?

Джонатан Спарроу: Ключевой приоритет остается неизменным — предоставление нашим заказчикам наиболее эффективных цифровых архитектур для сбора, защиты, анализа данных и, конечно же, надежных сетевых инфраструктур для их передачи. Однако с течением времени действительно приходится вносить некоторые коррективы. Так, например, мы стремимся увеличить долю софта в структуре наших продаж — это общемировой вектор в Cisco.

Глобальные приоритеты не так часто меняются. Сейчас Cisco развивает не только оборудование, но и софт и подписку. Также мы смотрим на национальные проекты и компании, которые будут играть большую роль в их реализации: «Сбербанк», «Ростелеком». Достаточно внимания уделяем работе с ключевыми партнерами.

CNews: Счет успешным кейсам Cisco в России идет на сотни. Но наверняка среди них есть истории, которые вам особенно запомнились ввиду сложности стоявших задач или использованию особенных подходов?

Джонатан Спарроу: Действительно, у нас очень много успешных внедрений в России во всех отраслях и областях экономики. Среди последних наших публичных проектов — усиление корпоративной безопасности «Райффайзенбанка» при помощи решения Cisco ISE, построение ИТ-инфраструктуры за Полярным кругом в поселке нефтедобытчиков для «Зарубежнефти», развертывание системы мониторинга в московском отеле «Аструс» с использованием базовой станции Cisco LoRaWAN.

CNews: Джонатан, время от времени в информационном поле всплывают истории, когда Cisco признает нелегальным оборудование под собственным брендом, поставленное той или иной компании. Вы можете, не касаясь конкретных случаев, пояснить для заказчиков, какое оборудование Cisco является легальным, у кого его приобретать и, напротив, чего следует избегать, чтобы не попасть на контрафакт?

Джонатан Спарроу: Товарный знак Cisco внесен в Таможенный Реестр Объектов Интеллектуальной Собственности (ТРОИС). В него также включены юрлица, получившие от правообладателя товарного знака право на его использование и таможенное декларирование. Соответственно юрлица, не включенные в ТРОИС, согласно таможенным правилам, не могут импортировать продукты Cisco. Далее, если Cisco обнаруживает на территории РФ продукты Cisco, которые не импортировались зарегистрированными в ТРОИС юрлицами, мы делаем вывод, что они оказались в стране в обход обязательных процедур и с вероятной неуплатой таможенных и налоговых сборов. Естественно, что если оборудование въезжало в РФ таким образом, мы не знаем, что еще могло произойти с ним и как это отразится на системной и информационной безопасности; имею в виду поддельные компоненты, системные закладки, бэкдоры и т.п. Разумеется, на такое оборудование не может предоставляться наше гарантийное или сервисное обслуживание. Чтобы избежать описанных рисков, необходимо покупать оборудование у официальных сертифицированных партнеров Cisco. Проверить поставщика на предмет авторизованности можно на нашем сайте.

CNews: Каких крупных анонсов можно ждать от компании в ближайшие месяцы?

Джонатан Спарроу: Мы не можем говорить о появлении каких-то новинок до официального представления, но один анонс я все же сделать могу. Мы все очень ждем, что в конце 2020 года на российском рынке наконец-то станет доступным решение Cisco Meraki. Это линейка включает в себя точки доступа Wi-Fi, специально разработанные для малого и домашнего бизнеса, управляемые из облака. Ведущий Wi-Fi в мире — революционное решение для России, в других странах его уже используют.

C помощью Meraki владельцы малого бизнеса смогут регулировать параметры использования своих сетей Wi-Fi, а предусмотренный в решении мастер установки позволит настраивать сети всего за несколько минут. Таким образом, в магазинах, ресторанах и кафе можно будет отделить трафик посетителей от корпоративного трафика, повышая тем самым уровень безопасности. При этом владельцы Meraki получат возможность устанавливать лимиты по использованию тех или иных приложений и запрещать своим клиентам доступ к нежелательным веб-сайтам. Для малых офисов с ограниченной полосой пропускания будет полезным функционал приоритизации различных видов трафика, что позволит исключить ситуации, когда потоковое видео тормозит передачу рабочей информации.

Юлия Лихачева