WCM-рынок повально мигрирует на MS SharePoint 2010

Интеграция Документооборот Бизнес-приложения Софт
мобильная версия
, Текст: Михаил Демидов
Решение Microsoft SharePoint за прошедшие три года с момента выхода версии 2007 года заняло достаточно серьезные позиции на рынке СЭД/ECM. За рубежом этот продукт установлен почти в половине компаний, при этом его популярность только увеличивается. Новая версия MS SharePoint 2010 должна закрепить этот успех – по данным аналитиков, ее планируют внедрить или уже внедрили около 90% компаний.

По данным недавнего опроса компании Metalogix Software (разрабатывает инструменты для миграции систем управления корпоративным контентом на MS SharePoint), 90% существующих пользователей продукта Microsoft SharePoint 2007 мигрируют на версию 2010 года, при этом 41% уже перешли сразу на новую версию, а 59% планируют перейти на SharePoint 2010 до конца 2011 года. По оценкам экспертов компании, в мире сейчас насчитывается 100 млн пользователей этого продукта из более чем 17 тыс. организаций. Российские эксперты рынка СЭД в основном выражают общее согласие с результатами этого исследования, однако сомневаются в том, что в срезе отечественных реалий MS SharePoint 2010 смог получить такую распространенность.

Роман Щемелев, менеджер по продукту SharePoint Server корпорации Microsoft в России, отмечает, что в нашей стране темпы обновления несколько ниже по ряду объективных причин. Во-первых, SharePoint Server 2007 был сертифицирован на соответствие требованиям ФСБ и ФСТЭК, в том числе федеральному закону № 152-ФЗ "О персональных данных". SharePoint Server 2010 пока не имеет подобных сертификатов, что сдерживает его применение в государственных и "окологосударственных" структурах. Вторая причина состоит в том, что в России получили широкое распространение партнерские решения на основе SharePoint - например, по организации документооборота. Партнерам, по мнению специалиста, требуется некоторое время, чтобы перевести свои решения на новую платформу, а это также замедляет процессы обновления в существующих заказчиках. Тем не менее представитель Microsoft полагает, что до конца 2011 года миграцию на SharePoint 2010 осуществят не менее 60% корпоративных заказчиков. Дмитрий Семенюк, менеджер по продуктам ЭОС, отмечает, что при миграции на новую версию компании стараются задействовать все функции решения. Как правило, это компании, плотно работающие в SharePoint, и они заинтересованы в развитии своих порталов с помощью новых возможностей. Оставшиеся 10% пользователей используют SharePoint мало, и им достаточно настроенного портала, отмечает господин Семенюк. Он связывает также использование старой версии с работой прикладных программ на базе SharePoint 2007 и еще не переведенных на SharePoint 2010, а также с различными подходами в лицензировании (включающих и не включающих возможность перехода на SharePoint 2010).

Сергей Якимчук, руководитель центра компетенции MS SharePoint компании TerraLink, называет три основных причины, которые повлияли на такой большой процент компаний, перешедших или переходящих на новую версию продукта от Microsoft. Во-первых, по его мнению, это связано с довольно низкой стоимостью миграции: "Действительно, большинство заказчиков SharePoint - это современные компании с хорошо развитой ИТ-инфраструктурой. Переход на новый SharePoint для них не болезненный дорогостоящий проект с разрушением ранее созданного и неясными перспективами, а вполне плавный и адекватный переход. Новая версия содержит неплохие средства для автоматической миграции контента, и даже доработки, потребовавшие программирования, переносятся довольно просто. Большое количество решений с 2007 версии на 2010 переводятся вообще без открытия Visual Studio, но даже для сложных случаев уже есть разработки третьих фирм, снижающих стоимость миграции". Во-вторых, считает господин Якимчук, сам продукт вызывает достаточно большой эффект как для специалистов по SharePoint, так и для других специалистов по ECM, поскольку Microsoft закрывает с помощью SharePoint довольно большой сегмент этого рынка. В-третьих, специалист отмечает у SharePoint 2010 наличие поддержки всех актуальных и современных платформ (поддержка браузеров FireFox и Safari, планшетов iPad, коммуникаторов на базе Google Android и т.д.), что ведет к успеху среди пользователей. Он предполагает, что 10% компаний, которые не проводят миграцию на новую версию, не делают это потому, что только начинают планировать бюджет на 2011 год. "Я довольно часто сталкиваюсь с проблемой присутствия довольно старого MS Office 2003 на большом количестве рабочих станций. SharePoint 2010 дает компаниям способ "перескочить" через версию, переведя и подготовку самих документов в интернете. Думаю, это было бы названо одним из серьезных преимуществ для миграции. Думаю, что 80% компаний, внедривших 2007 версию, готовы к переходу на 2010. Исключения составляют внедрения с нарушением методологий, глубокой кастомизацией и т.д.", - подытожил эксперт.

Схожей точки зрения придерживается и Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision. Он полагает, что многие западные предприятия покупают лицензии по модели Software Assuarance, позволяющей бесплатно переходить на новые версии продуктов по мере их выпуска. Плюс ко всему, миграция при использовании SharePoint только как инфраструктуры хранения (без создания приложений на его базе) не несет никаких рисков, а новая функциональность продукта при этом привлекает заказчиков. Оставшиеся 10%, по мнению господина Курьянова, это пользователи, имеющие развитые приложения на базе SharePoint, и для них миграция представляет более сложный процесс. Специалист замечает, что, в целом цифры свидетельствуют об успехе стратегии Microsoft и продолжающемся интенсивном проникновении SharePoint на рынок ECM. "Вероятно, что среди российских заказчиков процент мигрирующих был бы ниже, в основном, потому, что у нас существенно меньше заказчиков, пользующихся моделью Software Assuarance. Многие, чтобы купить дешевле, используют модель Open Value без подписок, - рассуждает Сергей Курьянов. - Кроме того, многие российские предприятия не испытывают еще острой необходимости в ряде новых функций, в частности, в поддержке социальных сетей и мобильных клиентов. Что касается миграции на новые версии пользователей технологий IBM и Oracle, то там цифры мигрирующих были бы значительно меньше, и в основном, потому, что глубина "прикладной обвязки" у пользователей этих технологий гораздо выше, чем у пользователей SharePoint". По словам эксперта, пользователей SharePoint действительно очень много, поэтому в среднем они мельче (по размеру бизнеса – прим. CNews), и миграция для малых предприятий - гораздо более простой процесс, чем для средних и тем более крупных.

Среди опрошенных CNews экспертов есть и несколько сторонников сдержанных оценок исследования Metalogix Software. Сергей Рыжиков, генеральный директор 1С-Битрикс, сомневается в их корректности. "Мне сложно поверить в то, что 41% компаний перевели свои приложения на новый SharePoint. Насколько я знаю, не все разработки выполненные SharePoint 2007 совместимы с 2010. Такой процент может означать, что клиенты не использовали SharePoint как таковой и не дорабатывали его. Этот факт просто формально подтверждает, что у этих компаний есть в наличии бесплатный SharePoint 2010", - предположил он.

По мнению Александра Невинчанного, директора направления базовых технологий Microsoft "Корус Консалтинг", процесс перехода на MS Sharepoint версии 2010 только начался в России: "Большинство клиентов, уже использующих предыдущую версию этой системы, ждут "обкатки" 2010, при этом относятся к новой версии со сдержанным интересом и присматриваются к ней, не принимая пока решения о переходе. Помимо этого, как правило, внедрение MS Sharepoint в каждом конкретном случае влечет за собой частные доработки системы. Поэтому переход на версию 2010 – это, фактически, старт нового проекта, на который требуются и финансы, и обоснование ИТ-департамента, и решение руководства". Специалист отмечает, что российские компании, которые переходят на MS Sharepoint с других портальных решений, например, 1С.Битрикс, конечно, уже ориентируются на версию 2010. "В целом, портал версии 2010 дает больше возможностей, но решающим фактором в пользу 2010 это является пока только для новых пользователей MS Sharepoint в России, в то время как пользователи версии 2007 используют те функции, которые уже имеются и вполне удовлетворяют их текущие потребности", - заключает господин Невинчанный. По оценкам Дмитрия Романова, директора по развитию технологий информационного менеджмента компании "АйТи", доля российских компаний, готовых сейчас к переходу на 2010 версию и собирающихся это сделать в течение ближайшего года существенно меньше, и отчасти это объясняется тем, что тиражные системы электронного документооборота на платформе ShareРoint пока еще не занимают значительной доли на российском рынке.