Разделы

Цифровизация Инфраструктура

RCNTEC: Представьте, что вы строите ЦОД на Луне

Компания RCNTEC («Арсиэнтек») появилась на российском рынке ИТ всего несколько лет назад. Однако за плечами ее специалистов уже более тысячи реализованных проектов по всему миру. О самых необычных и сложных проектах, «бесчеловечном» ЦОДе и о том, как геймифицировать рабочий процесс с пользой для бизнеса, в интервью CNews рассказал генеральный директор RCNTEC Денис Нештун.

CNews: Вы говорите, что RCNTEC — необычный стартап с более чем 20-летней историей. Что это значит — ведь компания появилась только в 2013 году — и чем вы необычны?

Денис Нештун: Давайте начнем с названия компании. RCNTEC расшифровывается как Resilient Сloud and Network Technologies, то есть «отказоустойчивые облачные и сетевые технологии». Это не только наша сфера деятельности, но и наш образ мышления. Мы сами «отказоустойчивы» и очень быстро адаптируемся к любым изменениям на рынке. Сам факт появления RCNTEC был оперативным ответом на новую стратегию компании «Лукойл». В 2013 году нефтяная компания в лице своей «дочки» «Лукойл-Информ», в которой до этого времени работала большая часть наших сотрудников, решила выводить непрофильные активы, чтобы повысить эффективность и улучшить отчетные показатели. В связи с этим «Лукойл» начал искать компании, которым мог бы передать сопровождение сетей связи и ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг. После долгих исследований мы приняли решение создать свою компанию и забрать в нее сотрудников, которых собирались вывести из штата. В новой компании мы с нуля сформировали очень интересную команду HR, которая организовала переход людей в RCNTEC быстро и комфортно для сотрудников. У нас был очень скачкообразный рост: мы появились в августе 2013 года, в ноябре начали массовый прием людей, и в январе у нас было уже около тысячи человек.

Выделившись в отдельную структуру, мы многое изменили: стиль, условия работы людей. Наши сотрудники получили возможность работать удаленно. Каждый четко знает свои обязанности, сферу ответственности, понимает, с кем и в каком формате нужно контактировать, чтобы решить те или иные вопросы. Мы облегчили горизонтальные контакты. Команды, которые раньше были локализованы, мы превратили в глобальные — у каждой такой команды есть руководитель, который ей управляет, и сотрудники, которые физически находясь в разных регионах, слаженно работают вместе. Мы считаем, что такая организация позволяет нам наладить творческий процесс.

CNews: Что еще изменилось в работе компании после ее выделения в самостоятельную структуру?

Денис Нештун: Главное отличие, наверное, в том, что в составе «Лукойл-Информа» вся работа выполнялась в интересах одной структуры, перед нами стояла задача оказывать услуги одному конкретному заказчику. Сейчас же мы вышли на рынок как самостоятельная компания — и у нас возникли другие задачи. Во-первых, нам необходимо привлекать большее количество клиентов. Во-вторых, сейчас у нас есть возможность реализовывать те наработки, которые появились у наших сотрудников за то время, когда мы еще были в составе материнской компании, и превращать их в реальные продукты. И это здорово — многие творческие люди только сейчас, в новой компании, в новом формате работы смогли раскрыться и начать делать что-то более масштабное интересное и открывающее новые перспективы.

CNews: Какие продукты сегодня в «копилке» RCNTEC?

Денис Нештун: О каждом продукте можно очень долго говорить. Наверное, самый красивый визуально продукт — это система виртуальных офисов SOCOCO. В этой системе мы сами живем с июня 2014 года.

SOCOCO позволяет вам организовать работу офиса так, что вы можете видеть его будто с высоты птичьего полета. На экране каждый человек представлен в виде аватара. Эти аватары перемещаются из одной виртуальной переговорной в другую, общаются между собой — и вы можете видеть, кто и где сейчас находится, чем занят. Вы можете «зайти» в любую комнату, где работают ваши коллеги, и присоединиться к беседе. Кстати, есть возможность запереть кабинет в виртуальном офисе, чтобы никто не мешал работе или переговорам. Как только вы заходите в какое-то виртуальное помещение, вы становитесь участником того, что там происходит: вы общаетесь с коллегами в видеочате, можете говорить с ними, видеть, что они демонстрируют на экранах своих компьютеров и показывать им свой рабочий стол. При этом они и вы можете быть друг от друга на расстоянии тысяч километров. Например, сотрудники RCNTEC находятся более, чем в 50 регионах России и в других странах. Некоторые из них уезжали, например, в Таиланд и работали оттуда несколько месяцев. При этом никакого отличия с точки зрения того, как они выполняли свои обязанности, не было. Зато им становилось комфортно.

СNews: Как выглядит виртуальный офис на экране компьютера?

Денис Нештун: По-разному. В зависимости от вашего предпочтения, виртуальный офис может выглядеть как космический корабль или, например, находиться на берегу моря. У одной из наших компаний-клиентов много филд-инженеров. Они попросили создать для них дизайн виртуального офиса, в котором есть грузовички. Если команды физически выезжают в «поле», то, чтобы всем показать, что они находятся где-то на выезде, они пересаживаются в виртуальные комнаты-грузовички и там продолжают общаться с коллегами. Некая геймификация происходит. Когда на каком-нибудь совещании с клиентами я открываю наш виртуальный офис, у всех одна реакция: «О, какая интересная новая стратегия!».

Такими «игрушками», как SOCOCO, надо пользоваться, надо пробовать. Мы начали использовать виртуальный офис в RCNTEC и больше не смогли от него отказаться.

CNews: Как проходит рабочий день в виртуальном офисе?

Денис Нештун: Когда вы приняли решение работать из дома, вы попадаете на работу невероятно быстро. Проснулись, открыли ноутбук — вы на работе. С этого момента люди видят, что вы доступны. Работая в виртуальном офисе, вы работаете там, где вам удобно, не стоите в пробках по пути на работу. Мы тут посчитали: ежедневно на дорогу из дома в офис и обратно каждый сотрудник тратит около трех часов, в нашем офисе в Москве порядка 150 человек, из них больше половины почти всегда работают из дома. Получается, что благодаря виртуальному офису в месяц наши сотрудники экономят почти 5 тысяч часов личного времени и могут потратить его на семью, свои увлечения, а, может, и на работу. Понимаете, когда компания заставляет сотрудников работать по четкому графику, то люди, как говорится, трудятся с 9 ч до 18 ч. В виртуальном офисе эта грань, когда начинается и когда заканчивается рабочий день, у многих размывается. Мы все-таки работу своих сотрудников стараемся организовывать так, чтобы они ориентировались на цели, а не на процесс.

CNews: Чем SOCOCO отличается от того, что уже представлено на рынке?

Денис Нештун: Тем, как все визуализировано. Сотрудники, которые работают в виртуальном офисе, чувствуют себя так же, как если бы они находились в физическом офисе рядом с коллегами. Ни один другой продукт, ни одно другое решение не дает ощущения того, что вы находитесь рядом с командой, но при этом работаете там, где вам удобно быть в данный момент.

CNews: Какие еще продукты предлагает RCNTEC?

Денис Нештун: Еще один наш интересный продукт — система хранения данных Resilient Cloud Storage. Мы представили ее в прошлом году. История появления системы необычна. У нас возникла необходимость построить для себя отдельное облако, и мы стали искать подходящие нам решения. Облака, как вы знаете, должны бесконечно масштабироваться. Но мы поняли, что ни одна из технологий, представленных на рынке в тот момент, не давала нам возможность расти так, как мы бы того хотели. Мы провели очень много различных экспериментов и исследований на эту тему и сформировали комплекс решений, который позволил нам построить такую систему. Как только мы это сделали для себя, заказчики, с которыми мы работали, заинтересовались и сказали: «Хотим такое же». И мы решили «завернуть» созданное нами решение в «коробку» и начать продавать его как самостоятельный полноценный продукт.

СNews: Чем интересна созданная вами СХД?

Денис Нештун: Наша технология позволяет с минимальными инвестициями установить систему хранения и начать ее наращивать очень маленькими кусочками с детально прогнозируемой стоимостью. В классических решениях это сделать нельзя, потому что, если вы наращиваете систему маленькими объемами, то вам катастрофически неудобно всем этим управлять, а, если хотите, чтобы у вас была цельная система, которой можно управлять, то вынуждены тратить огромные инвестиции для того, чтобы сделать начальную инсталляцию. В нашем случае стартовые инвестиции очень маленькие, и после этого ваше облако растет плавно и равномерно по мере возникновения потребностей.

Таким образом, вы можете очень просто и быстро получить для своей компании такое же по масштабируемости облако, какое построили и используют, например, Google, «Яндекс», Yahoo или Mail.ru. У всех этих компаний за долгие годы сформировались решения, которые позволяют им эластично масштабироваться. Мы, создавая систему, в первую очередь, организовали ее таким образом, чтобы наши клиенты могли получить ту же пользу, те же бенефиты, которые имеют большие облачные провайдеры.

CNews: Сегодня актуален вопрос информационной безопасности. Вы работаете в этой сфере?

Денис Нештун: Да, информационной безопасностью мы также занимаемся. Мы создали сервис двухфакторной аутентификации AUTH.AS. Концепт не новый, для повышения уровня безопасности этим многие пользуются: банки, почтовые провайдеры в интернете. Но мы реализовали это лучше других. Несколько лет назад мы внедряли подобный (чужой) сервис в «Лукойле». Пришлось потратить, наверное, год на то, чтобы устранить все недостатки, с которыми мы столкнулись в процессе. После этого мы решили разработать свой собственный сервис, в котором не было бы подобных проблем и где процесс обеспечения безопасности, часто неудобный для пользователей, стал простым и комфортным. Мы сделали легко масштабируемую систему, которую просто подключить за очень короткое время, и где безопасность повышается благодаря использованию в качестве дополнительного фактора мобильных телефонов или специальных устройств. Когда мы пользуемся логином и паролем для входа в какую-то систему, у нас кто-то их может подсмотреть — и зайти в систему под нашей учетной записью. Когда мы добавляем еще один фактор — телефон, который генерирует специальные переменные пароли, — то даже если кто-то узнал ваш логин и пароль, зайти в систему он не сможет, потому что ему нужно обладать еще и вашим телефоном. Использование одновременно двух этих факторов очень сильно повышает безопасность.

Наша система работает не только с мобильными телефонами. Мы разработали приложение под «умные» часы Apple Watch. Оно позволяет генерировать одноразовые пароли просто взглядом на часы. При этом мы создали приложение еще до того, как гаджет официально начали поставлять в Россию — мы очень гибко и быстро стараемся подстраиваться ко всем появляющимся на рынке новым технологиям и адаптировать их под наши продукты, делая их еще удобнее.

CNews: Какая сфера деятельности составляет наиболее крупную долю вашего бизнеса?

Денис Нештун: Безусловно, проектирование и обслуживание систем телекоммуникации и связи, центров обработки данных. Это то, чем наши инженеры занимались последние 20 лет. Созданные ими системы обеспечивают связью территории протяженностью в тысячи километров. Это десятки тысяч объектов, которые обслуживаются и работают в круглосуточном режиме, поддерживая бизнес-процессы крупных компаний с оборотом в десятки миллиардов долларов. Это очень большая ответственность. Мы стараемся разрабатывать наши системы таким образом, чтобы их было удобно и легко эксплуатировать и обслуживать.

CNews: Кто пользуется продуктами RCNTEC?

Денис Нештун: Самое крупное направление, которое мы обслуживаем, — это нефтяная и газовая промышленность. Конечно, мы продолжаем оказывать услуги «Лукойлу». Одновременно огромное количество проектов мы реализуем в сфере образования, медицины, работаем с государственными, муниципальными органами власти, банками. Есть очень интересные проекты с природоохранными организациями, например, с компаниями, которые занимаются охраной леса.

CNews: Какие продукты RCNTEC наиболее востребованы?

Денис Нештун: Очень активно сейчас идет работа по внедрению виртуальных офисов. Мы показываем SOCOCO клиентам, и никто не остается равнодушным. На системы хранения данных также большой, просто взрывной спрос. В сфере аутсорсинга у нас идет активная работа с крупными организациями, поскольку у нас есть многолетняя экспертиза и колоссальный практический опыт поддержки систем, что очень важно для компаний, готовых отдавать на аутсорсинг работы в ИТ-сфере. По двухфакторной аутентификации реализуем сейчас очень интересные проекты. Думаю, через некоторое время на рынке будет большой спрос на этот сервис, потому что мы адаптируем его под системы, в которых клиенты уже работают, чтобы им было удобно.

CNews: Сколько всего проектов в «копилке» RCNTEC?

Денис Нештун: Количество сосчитать непросто. Есть проекты, которые уже завершены, есть те, что находятся в стадии долгой разработки. Есть также активные проекты, которыми мы занимаемся сейчас и от которых ожидаем результатов в ближайшее время. В список завершенных проектов входят все те, которые мы делали в составе «Лукойл-Информа», а их тысячи: оборудование узлов связи для клиентов, организация рабочих мест, создание информационных систем и центров обработки данных. Например, один из наших крупнейших проектов — система терминального доступа. В ней ежедневно работает около 30 тысяч человек, причем около 10 тысяч из них — одновременно.

Были очень интересные проекты построения центров обработки данных. Несколько лет назад «Лукойл» решил построить ЦОД за пределами России. В качестве локации была выбрана площадка в Швейцарии. Задача состояла в том, чтобы построить полноценный ЦОД, в который в случае какой-то катастрофы в регионе можно перенести информационные системы. Но у нас не было сотрудников в Швейцарии. Нужно было либо создавать там полноценную команду, которая могла локально все это поддерживать, либо применить творческий подход. Мы выбрали второй путь. Когда я ставил задачу инженерам, то сказал: «Представьте, что то, что мы строим, находится на Луне — вы туда не доедете за какое-то короткое время. А потому все нужно организовать так, чтобы любые поломки, которые вы способны себе вообразить, можно было исправить удаленно». И мы это реализовали. С тех пор, как в 2010 году мы запустили этот ЦОД в эксплуатацию, у нас не было ни одного экстренного выезда. Мы между собой в шутку называем этот ЦОД «бесчеловечным».

Если рассказывать про долгоиграющие проекты, то одним из наиболее важных можно назвать централизованную систему мониторинга, которая позволяет нам следить за состоянием и работоспособностью всей инфраструктуры, всех информационных систем. С ее помощью мы всегда точно знаем, что у нас работает, что не работает, как давно произошел сбой, и кто отвечает за его устранение. Сегодня наша система функционирует так, что в большинстве случаев заказчики просто не замечают, что у них что-то ломается, потому что мы успеваем обнаружить и починить это раньше. Этот проект один из самых интересных, потому что как концепция он применим не только в сфере ИТ. В такие системы можно загружать любые бизнес-данные, и они будут вам показывать абсолютно любые процессы, где есть какая-то зависимость друг от друга.

CNews: Расскажите о самых сложных проектах, которые вам приходилось реализовывать?

Денис Нештун: Таких много. Например, у нас был проект в Европе — мы переносили одну из информационных систем заказчика из Германии в швейцарский центр обработки данных. Проект шел уже несколько месяцев, к переносу было практически все готово, но за несколько дней до часа «Х» команда натолкнулась на проблему: один из ключевых отчетов в целевой точке, в которую мы собирались переносить систему, работал в несколько десятков раз медленнее. То есть, основной отчет, от которого зависел бизнес, вместо пары секунд генерировался около 30 минут. Разработчики системы попробовали это решить, но через некоторое время сдались, и весь процесс переноса оказался на грани срыва. Тогда мы собрали команду из своих экспертов — и за несколько дней мозгового штурма и исследований обнаружили, что при переносе был запланирован переход на новую версию системы управления базами данных Oracle. Но в этой новой версии, несмотря на все улучшения, некоторые настройки по умолчанию стали другими. И те оптимизации, на которые был рассчитан программный продукт, просто перестали работать. В результате, наши эксперты придумали, как все исправить и завершили проект в срок.

Другой пример. В 2007 году наш заказчик построил объект, который вошел в Книгу рекордов Гиннесса. Это самый северный в мире стационарный причал с отгрузочным терминалом, который находится в море на расстоянии более 20 километров от берега. К нему подходят танкеры — он загружает в них нефтепродукты. Мы проектировали на этом объекте систему связи, которая должна была обеспечивать работу автоматики так, чтобы в случае какой-либо аварии защитить море от возможного разлива нефти. Представьте: наливной терминал и берег связывает труба. Если с наливным терминалом что-то случается, то автоматика должна перекрыть подачу нефти от берега к терминалу. Спроектированная система связи включала два дублирующих друг друга вылета в разные точки на берегу и должна была переключаться в случае обрыва связи на одном из направлений. И все было хорошо, в тестах все работало, но, когда начались фактические отгрузки, стрела, поворачиваясь на 360 градусов, чтобы адаптироваться к танкеру с наиболее удобной стороны, перекрывала антенны. Когда перекрывается одна антенна, должна включаться передача данных через другую, и наоборот, что никак не должно было отражаться на общем процессе работы. Но нет. Необходимые на переключение доли секунды автоматика воспринимала как большие задержки, считала, что терминал вышел из строя — и блокировала задвижку на берегу. Таким образом, подача нефти прекращалась. Вместо четырех часов налив нефтепродуктов занимал 40 часов. Мы снова собрали группу экспертов, несколько дней анализировали и выяснили, что в системе автоматики были использованы протоколы отказоустойчивости, которые работали один поверх другого. С одной стороны, это повышало отказоустойчивость, а, с другой стороны, в нашем конкретном случае приводило к тому, что задержки становились слишком большими, и система отключала подачу нефти. Мы взяли на себя ответственность и в чужой системе поменяли настройки — отключили один из протоколов отказоустойчивости — и все стало работать.

CNews: Сложившаяся политическая и экономическая ситуация как-то повиляли на работу RCNTEC?

Денис Нештун: Конечно. У заказчиков в кризис возникает очевидное желание экономить деньги. Но когда заказчик начинает экономить, он начинает искать более эффективные решения для своего бизнеса. А мы как раз такие решения предлагаем. Поэтому для нас то, что сейчас творится на рынке, бум импортозамещения, который сейчас возник на фоне кризиса и политической нестабильности, наоборот, позволяет активнее предлагать и продвигать наши продукты. Они становятся более интересными не только благодаря своим технологическим особенностям, но еще и тому, что это российские разработки. Это сейчас популярно в стране. Так что всегда нужно смотреть на любую ситуацию положительно.

CNews: Как бы вы сформулировали свое главное правило для построения ИТ-бизнеса в России?

Денис Нештун: Знаете, не только в ИТ-бизнесе, но и в любом деле нужно стараться делать для других людей так, как ты сделал бы для себя. Это очень простой принцип.