Разделы

Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Повысить эффективность производства – не дороже нового станка? Опыт IBS

О плюсах автоматизации управления производством и процессами эксплуатации оборудования заговорили сравнительно недавно, около пяти лет назад. Сегодня рынок решений класса MES (Manufacturing Execution System) и EAM (Enterprise Asset Management) активно растет, следуя потребностям всех отраслей промышленности и позволяя повышать производительность труда, а соответственно, и доходы предприятий. Антон Филиппов, директор департамента автоматизации производства IBS, в интервью CNews рассказал о выгодах внедрения специализированных решений, успешных российских проектах и перспективах развития данного направления в нашей стране.

CNews: Как вы оцениваете потенциал промышленной автоматизации и техобслуживания и ремонтного обеспечения (ТОРО) в России?

Антон Филиппов: Официальные данные, в частности Минэкономразвития и Росстата, указывают на то, что российская экономика в этом году не продемонстрирует бурного роста. В отдельных отраслях, таких как, например, добыча и переработка полезных ископаемых, рост будет, но он не компенсирует низкие доходы в несырьевых отраслях. В прошлом году эксперты IDC предсказывали рост ИТ отрасли на 12–17 %, но затем цифры были скорректированы в меньшую сторону. Полагаю, в ближайшем будущем рост рынка остановится на 5–10 % в год. Однако это все равно положительная динамика, несмотря на общий фон стагнирующей экономики.

Если говорить о таком сегменте, как управление производством, думаю, показатель роста также равен примерно 5 %. Этот вывод мы сделали, опираясь на данные, опубликованные в открытых источниках, и на исследования собственной маркетинговой службы. Кроме этого, вендоры демонстрируют положительную динамику: объемы продаваемых лицензий растут, правда, ненамного, всего на 2–10 %, но тем не менее это движение вверх.

CNews: С чем связан спрос на системы управления производством?

Антон Филиппов: В России исторически крайне низкий уровень производительности труда. Согласно данным Росстата, по объему ВВП наша страна находится на 12 месте, а по доле ВВП на душу населения – лишь на 41-м. В одном из выступлений Президент упоминал о таких факторах спада российской экономики, как «крайне низкая эффективность и производительность труда». После вступления России в ВТО оказалось, что нам очень тяжело конкурировать с открытым рынком, так как себестоимость нашей продукции очень высока, но мы вынуждены соглашаться на цену, которую готов платить рынок. Именно поэтому у нас есть основания говорить о том, что в технологии управления производством сегодня будут инвестировать. Возьмем, например, государственную компанию, которая должна обеспечить себестоимость, скажем, военной техники – так, чтобы она не была запредельной. Этого можно добиться снижением расходов на производство, оптимизацией производственных процессов, увеличением производительности труда.


На Пермском приборостроительном предприятии компания IBS реализовала первое в России внедрение платформы SAP MES: весь цикл одного из производств автоматизирован и существует в едином информационном пространстве

Если говорить о сегменте ТОРО, то и здесь мы можем полагать, что спрос будет расти. Существует огромный пласт компаний, для которых эксплуатация – основной вид деятельности. Один из наших заказчиков – «Газпром трансгаз Уфа» – транспортирует 25 % всего газа, который добывает «Газпром». Это сотни километров труб, большое количество компрессорных станций и других объектов. «Газпром трансгаз Уфа» не может позволить себе не справляться с задачами, которые ставит головная компания, причем процессы должны выполняться максимально эффективно. У нас было два совместных проекта, один из которых касался управления эксплуатацией. Перед IBS стояла конкретная задача: разработать систему управления надежностью оборудования на базе SAP. В результате мы создали решение, которое не только решает необходимые задачи предприятия, но и за счет поддержки мобильных технологий: на планшетах руководителей предприятия отображаются необходимые данные о состоянии оборудования и работах на том или ином участке, финансовые данные по затратам на ТОРО, помогает им видеть весь процесс, оперативно и обоснованно принимать необходимые решения.


Антон Филиппов: Нефтегазовая отрасль – одна из фокусных для IBS. Есть крупные проекты в сфере транспорта и логистики, пищевой, металлургической промышленности, на предприятии приборостроения

Второй проект для компании «Газпром трансгаз Уфа» заключался в разработке Системы диспетчерского управления. Он был завершен совсем недавно, в 2013 году. Мы создали большую и сложную систему, управляющую большим хозяйством. Система контролирует режимные данные и технологические параметры объектов, ведет журнал диспетчерско-технологической информации, формирует балансы газа и рассчитывает его запасы в трубопроводах, регистрирует все события, происшествия, указания сотрудникам. Данный проект получил высокую оценку руководства предприятия.

CNews: В каких отраслях у IBS наработана особенно обширная экспертиза в области управления производством?

Антон Филиппов: Исторически сложилось, что одной из фокусных для IBS является нефтегазовая отрасль. Я уже упоминал выше компанию «Газпром трансгаз Уфа». В 2013 году мы закончили разработку шаблонного решения управления бизнес-процессами ТОРО для двух нефтеперерабатывающих заводов – Московского (МНПЗ) и Омского (ОНПЗ). Недавно стартовали два больших проекта по направлению техобслуживания и ремонта оборудования в еще одной крупной нефтехимической компании.

Кроме того, мы выполнили ряд проектов по направлениям PLM (Product Lifecycle Management; управление жизненным циклом) и MES для госкорпорации «Росатом». Сейчас мы реализуем проект по разработке моделей процессов технического обслуживания, ремонтов и сквозных процессов оперативной эксплуатации систем и оборудования АЭС для «Росэнергоатом».

Крупные проекты в сфере транспорта и логистики мы ведём в «РЖДстрой» и «Аэрофлот». Весной 2013 года мы закончили тиражирование на все региональные подразделения и ввели в промышленную эксплуатацию автоматизированную систему управления техническим обслуживанием, ремонтом и эксплуатацией основных фондов предприятия «РЖДстрой» (АСУ ТОРОиЭ). Сейчас в рамках развития системы выполняется проект тиражирования проектного решения АСУП СМР, которое позволит осуществлять контроль наличия исходно-разрешительной и проектной документации, детальное планирование строительно-монтажных работ, управление материально-техническим обеспечением, а также построить прозрачный процесс управления субподрядными организациями.

В «Аэрофлоте» мы реализовали проект по созданию «Монитора руководителя». Это решение позволяет руководству авиакомпании в режиме реального времени получать показатели по организации, в том числе данные о состоянии воздушных судов. Это уникальная разработка, на которую IBS и «Аэрофлот» в конце прошлого года получили патент.

Один из наших новых проектов по направлению PLM – модернизация средств проектного управления для одного из дочерних обществ компании «Росгидро», «Ленгидропроекте».

В пищевой отрасли мы осуществили интересный проект совместно с международной компанией Efes Rus: мы помогли адаптировать и перенести на российскую почву их решение на платформе SAP Plant Maintenance. Можно сказать, что теперь при нашем участии производятся не только бензин и топливо, но еще и пиво.

Кроме этого, у нас есть проекты и в металлургической отрасли: несколько лет назад наши специалисты внедрили на металлургическом заводе «Электросталь» систему управления производством (MES), которую мы сейчас сопровождаем.