Разделы

Техника Цифровизация Инфраструктура

На рынке фототехники наступает "цифровой бум"

Еще два-три года назад львиная доля продаж фототехники приходилась на аналоговые камеры, а цифровые аппараты занимали небольшую нишу гаджетов люксового класса. По мере распространения технологии, снижения цен на устройства и развития соответствующей сервисной инфраструктуры «цифра» начала заметно теснить позиции привычной «пленки». Продажи цифровой фототехники в мире бурно растут, и российский рынок развивается в соответствии с общим трендом.

Период активного роста на рынке цифровой фототехники фактически только что наступил — увеличение поставок в Европу более чем на 100% аналитики отметили в 2002 году. До этого цифровые фотокамеры не пользовалась особой популярностью у потребителя — в первую очередь ввиду дороговизны оборудования и услуг печати. Кроме того, покупателей смущало качество снимков, которое несколько уступало тому, что обеспечивали стоившие дешевле пленочные камеры аналогичного класса. Ситуация менялась по мере совершенствования фототехники и усиления маркетингового стимулирования со стороны вендоров. Продажи цифровых фотоаппаратов начали расти, в немалой степени благодаря параллельному расширению многочисленных сервисов по обработке и печати цифровых снимков.

Постепенное смещение потребительского фокуса с аналоговой на цифровую фототехнику подстегивалось производителями не только цветных принтеров для распечатки фотографий, но и домашних ПК. Как подчеркивают эксперты, покупке цифровой камеры, как правило, предшествует апгрейд домашнего ПК клиента. Подобная зависимость роста продаж цифровой фототехники от числа пользовательских компьютеров на рынке пока будет сохраняться. В настоящий момент средний показатель распространения домашних ПК в Западной Европе составляет 34%, и к 2007 году, предположительно, превысит 40% (данные IDC). Соответственно, прогнозируется, что рост продаж цифровой фототехники будет идти примерно такими же темпами.

Рост данного рынка также стимулирует развитие новых технологий, ориентированных на совместимость продуктов разных вендоров. Например, PictBridge — стандарт, представленный на рынке в 2002 году, в результате соглашения между ключевыми игроками — Canon, Fujifilm, HP, Olympus, Seiko Epson, Sony. Данная технология позволяет напрямую распечатывать снимки с камеры на принтер, без подключения к ПК. Эта возможность максимально «освободиться» от привязанности к ПК считается сейчас стратегически важной для дальнейшего продвижения цифровых камер.

Мировой рынок: «цифра» обгоняет «аналог»

В период с 1997 по 2002 гг., по оценкам GfK, на мировом рынке прослеживалась устойчивая тенденция к росту объема продаж цифровых фотокамер (в 10 раз) на фоне уменьшения продаж аналоговых аппаратов. Так, доля продаж цифровых камер от общего объема продаж фототехники составила в 2002 году в США 38%, в Европе — 32%, а в Японии — 66% (т.е. в два раза больше, чем в среднем по миру).

Продажи фототехники, млн. шт.

Продажи фототехники, млн. шт.

Источник: GfK-Россия, 2002 г.

При этом в одиннадцати странах Европы объем продаж фототехники за последние три года характеризуется падением доли компактных камер с 34 до 21% (в стоимостном выражении — с 14 до 7%), зеркальных камер — с 7 до 4% (в стоимостном выражении -с 17 до 6%). В свою очередь, доля цифровых фотокамер за тот же период выросла до 52–57% (в стоимостном выражении — до 55–81%).

В целом же в 2002 году объем поставок цифровой фототехники в Европу, по оценкам IDC, превысил 8 млн. шт. и составил $3.4 млрд. К концу 2004 года, как прогнозирует IDC, этот показатель удвоится — до 16 млн. шт. Затем на рынке наступит некоторое затишье, темпы роста продаж снизятся. К 2007 году ожидается, что объем рынка возрастет до 20 млн. шт.

Как отмечает IDC, начиная с 2002 года, потребительский фокус смещается с 1 мегапиксельных аппаратов в сегмент 2-х мегапиксельных. Далее, в 2003 году наступает «эпоха» 3-х мегапикселей. Этот вариант камер до сих пор остается самым популярным в мире. Аппараты данного класса позволяют получать снимки 10х15 такого же качества, какое обеспечивает аналоговая — относительно «продвинутая» — «мыльница». При этом цены на них заметно понизились и стали вполне доступны для рядового покупателя. До 60% продаж фототехники в Восточной Европе в 2002–2003 гг., по оценкам GfK, приходилось на аппараты с матрицей 3–4 мегапикселей. Помимо этого, с прошлого года начинает постепенно повышаться спрос на цифровые фотокамеры с более высоким разрешением (от 5 мегапикселей). Внимание потребителя здесь также в немалой степени привлекло снижение цен со стороны производителей.

Россия: пленка медленно «сдает позиции»

На российском рынке продажи цифровой фототехники пока только начинают «набирать обороты». Отечественный пользователь не спешил отказываться от привычных пленочных аппаратов ввиду все тех же причин, которые ранее тормозили развитие и мирового рынка «цифры». Во-первых, из-за недостаточного уровня развития сопутствующего сервиса был осложнен процесс печати снимков. Во-вторых, дороговизна оборудования и услуг печати. В-третьих, уровень распространения домашних ПК в России пока ниже, чем в Европе — а как указывалось выше, фактор наличия домашнего компьютера считается одним из определяющих при покупке цифровой камеры.

В итоге, GfK отмечает рост продаж аналоговой фототехники на российском рынке на 15% за 2001–2003 гг. Таким образом, Россия обгоняет в этом секторе Польшу, Чехию и Венгрию. Характерно, что в отличие от других европейских стран, доля зеркальных камер падает, а продажи компактных аппаратов увеличиваются. Данная тенденция объясняется, помимо ценовой привлекательности, легкостью в использовании и доступностью сервисных услуг.

При том, что по продажам цифровых камер за отчетный период 2001–2003 года Россия занимает довольно скромное место в европейском рейтинге, отечественный сектор опережает другие страны по темпам роста — по оценкам GfK, этот показатель составил 223%. Основные изменения в динамике продаж произошли в конце 2002 года, «взрыв» продаж пришелся на апрель-май 2003 года. Стимулирующим фактором стало существенное расширение ассортимента на рынке, расширение модельного ряда, снижение цен и предоставление сопутствующих услуг.

По оценкам Olympus*, объем продаж цифровых камер этой марки в России по итогам 2003 года вышел на уровень таких стран, как Чехия и Голландия. В бизнесе компании, 50,8% оборота которой в 2003 году приходилось на продажи пользовательской фототехники, это означает пятое место, при том, что в 2002 году российский сегмент находился только на седьмом. Всего же за период с 1999 года до настоящего момента оборот Olympus в России вырос на 532%. Эксперты компании прогнозируют, что в 2004 году отечественный рынок может вырасти до показателей Испании и Италии, а к 2005 году, возможно, выйдет на уровень потребления цифровой фототехники Германии и Великобритании.

Российские дистрибьюторы, подтверждая тенденцию бурного роста этого сектора, приводят свои оценки. По комментарию Василия Черкасова, руководителя направления цифрового фото компании «Алион», на протяжении последних трех лет наблюдается ежегодное трехкратное увеличение объемов продаж цифровых камер (в натуральном выражении). Ожидается, что подобные темпы роста будут сохраняться в течение ближайших двух-трех лет, а затем несколько замедлятся.

Рынок цифровых фотоаппаратов в России (в тыс. шт.)

Рынок цифровых фотоаппаратов в России (в тыс. шт.)

Источник: компания «Алион», 2004 г.

Показатели продаж второго полугодия 2003 года у «Алион» более чем на 50% превысили результаты первого. При этом объем продаж цифровой фототехники за 1 квартал 2004 года превысил показатели 3 и 4 кварталов 2003 года. Эксперты компании отмечают, что рост рынка, как и на Западе, пока стимулируется активными продажами 3-х мегапиксельных камер низшего и среднего ценовых уровней. На долю этих аппаратов, по итогам 1 квартала 2004 года, приходится до 43% от общего объема продаж «Алион». Для сравнения, доля 5-ти мегапиксельных камер составляет 17%, 6-ти мегапиксельных — менее 1%.

Продажи цифровой фототехники, 1 кв. 2004

Продажи цифровой фототехники, 1 кв. 2004

Источник: компания «Алион», 2004 г.

Наиболее продаваемыми «цифровыми» брендами в бизнесе «Алиона» на протяжении последних полутора лет, как отмечает Василий Черкасов, являются Olympus, Konica Minolta и Nikon.

Бурный рост продаж цифровой фототехники в России, по различным экспертным оценкам, в ближайшие годы будет сохраняться. Правда, о скорой замене аналоговых камер цифровыми (которую прогнозируют, например в США) говорить пока не приходится. Дальнейшее развитие этого рынка будут стимулировать такие факторы, как расширение ассортимента, динамика цен, увеличение числа домашних ПК и наличие у пользователя соответствующей периферии для работы с «цифрой», а также развитие цифровой печати.

Готовится обозрение:

Цифровые фотокамеры в России  Цифровые фотокамеры в России

Срок публикации: сентябрь 2004 г.

Контакты: Мария Попова
Электронный адрес
аналитик CNews Analytics, 363–11–11


*Данные были приведены на 2-ой Ежегодной Фотоакадемии, организатором которой выступает компания «Алион».