Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Как ИТ-решения делают строительный рынок прозрачнее и эффективнее

Эффективное взаимодействие органов власти и застройщиков – залог нормального развития рынка недвижимости. Ключевое значение в этой области сегодня приобретает автоматизация государственных услуг и функций.

«В 2013 г. наша компания перевела в электронный вид все ключевые услуги, которые оказываются в Москве в сфере градостроительства, – говорит заместитель генерального директора группы «Системы и Проекты» Денис Буторин. – В рамках проекта мы выполнили множество технологических задач. Так, для госэкспертизы создана система онлайн-загрузки проектной документации и хранилище данных со структурированным хранением документов по объектам различных типов. Также определен единый формат предоставления чертежей и строительных смет, чтобы решить проблему версионности».

Заказчиком этих работ для Стройкомплекса города Москвы выступил Департамент информационных технологий (ДИТ), который определяет политику информатизации столичных органов власти. Победителем тендера на автоматизацию бизнес-процессов в сфере строительства стала группа «Системы и Проекты».

Москва перешла на электронные госуслуги

На базе систем IRM Doc и IRM TDRM компания перевела в электронный вид выдачу разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию, заключения о соответствии (все три услуги предоставляются Мосгосстройнадзором); проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (предоставляется Мосгосэкспертизой), а также утверждение градостроительного плана земельного участка (предоставляется Москомархитектурой).

«Для перехода на электронный сервис была значительно модернизирована деятельность органов власти», – рассказывает куратор Стройкомплекса в ДИТ Михаил Мишаков. – Одна из самых сложных услуг – экспертиза. В первую очередь из-за объема загрузки данных в систему, ведь каждая стройка сопровождается сотнями томов документации. Для обеспечения работы экспертов были закуплены широкоформатные мониторы и принтеры, интерактивные доски, обновлен компьютерный парк, а также расширены каналы связи. В дальнейшем планируется внедрить поддержку 3D-форматов и работу с BIM-моделями».

Теперь застройщикам не надо тратить время на хождение по инстанциям, все заявки принимаются удаленно через московский Портал госуслуг – pgu.mos.ru. Минимизирован перечень документов, которые необходимо предъявить при заявке – остальную документацию профильные ведомства запрашивают в рамках межведомственного взаимодействия.

Кликните, чтобы увеличить

Электронная форма позволяет обойтись без единого визита к чиновникам и на более поздних этапах. Например, при получении экспертизы можно дистанционно контролировать ход оказания услуги через личный кабинет, передать дополнительную документацию или узнать о готовности заключения.

С планшетом и принтером – на стройплощадку

«Для обеспечения достоверности, конфиденциальности и юридической значимости документов внедрены механизмы работы с электронной подписью (ЭП)», – рассказывает Денис Буторин. – Это заверение подаваемой проектной документации, заключение договоров на проведение экспертизы двусторонним подписанием ЭП. А в сводном заключении экспертизы стоят электронные подписи всех экспертов, которые участвовали в процессе проведения».

«Отдельно стоит упомянуть о мобильном приложении. Теперь сотрудники Мосгосстройнадзора выезжают на объекты, вооружившись планшетами и мобильными принтерами. С помощью этих девайсов инспектор может оформлять документы (акт проверки, предписание, протокол), а также получать доступ ко всей проектной документации прямо на строительной площадке. Кроме того, в сфере надзора внедрены технологии электронного взаимодействия с организациями, эксплуатирующими инженерные и коммунальные сети (водопровод, электросеть и т.п.), для сбора актов и справок, требуемых для ввода объекта в эксплуатацию. Все это должно значительно облегчить работу застройщикам», – считает представитель интегратора.

Трудности восприятия

Основная цель автоматизации госуслуг – повышение прозрачности и оперативности бизнес-процессов между государством, застройщиками и инвесторами. Однако практика показывает, что игроки рынка пока не спешат переходить на безбумажное взаимодействие. Тому есть несколько причин. С одной стороны встречаются технические трудности, вроде отсутствия у заявителя ЭП или другого программного обеспечения. Но некоторые компании сознательно предпочитают действовать по старинке, обхаживая кабинеты различных инстанций. В ходе таких визитов застройщики, как правило, пытаются добиться увеличения технико-экономиче¬ских показателей своих проектов.

«Перевод госуслуг в электронный вид позволяет, прежде всего, минимизировать временные издержки. А в строительстве экономия времени напрямую влияет на саму стоимость объекта. Помимо этого, снижаются административные барьеры и коррупционные риски, возникающие при личном общении с чиновниками», – подчеркнул руководитель столичного Департамента градостроительной политики Сергей Левкин.

По его словам, Москва продолжит курс на активную информатизацию отрасли. В новом году некоторые услуги (разрешения на строительство и на ввод, выдача ЗОС) будут предоставляться исключительно в электронном виде, как для «бюджетников», так и для коммерческих застройщиков. В Стройкомплексе надеются, что со временем преимущества электронной формы станут очевидны всем участникам рынка – благо, что уровень информационных систем позволяет безболезненно отказаться от бумажных согласований.