Разделы

Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Группа ГАЗ: ERP для новой "Волги"

Для выпуска автомобиля Volga Siber на платформе Chrysler Группой ГАЗ в Нижнем Новгороде построено новое автосборочное производство полного цикла. Еще в начале проекта стало понятно, что помимо строительства производственных линий необходимо решение задачи создания информационной системы, отвечающей требованиям современного автомобилестроительного предприятия. Решить эту задачу взялась международная команда, куда вошли специалисты Группы ГАЗ, Infor, GMCS и Magna Steyr.

Второй ключевой задачей бизнеса стало планирование закупок комплектующих у поставщиков. Новый завод взаимодействует с тремя сотнями производителей, большинство из которых находится в Европе и Америке. Для налаживания процесса закупок совместно с Magna была создана специальная компания. Внедрение функциональности закупок стало одной из самых важных и трудоемких частей проекта, т.к. общение абсолютно со всеми поставщиками и производителями осуществляется заводом напрямую и от своевременности заказа на те или иные детали зависит ритмичность обеспечения автосборочного производства.

Работа с поставщиками напрямую влияет и на работу с дилерами. Как отметил Леонид Долгов, руководитель дивизиона "Легковые автомобили" Группы ГАЗ, ставилась принципиальная задача перейти от помесячного планирования производства автомобилей к возможности получать заказы от дилеров на конкретную модификацию и на их основе вносить корректировки в систему заказа комплектующих. Таким образом, предприятие будет производить и отгружать именно те машины, которые востребованы дилерами. В конечном итоге, по словам Леонида Долгова, завод планирует полностью перейти к производству на заказ.

Для быстрого решения задач, поставленных бизнесом, команда внедренцев пошла путем, традиционно используемым для внедрения системы Infor ERP LN. Проектной командой была разработана модель рабочих процессов и ролевые процессы, также были определены полномочия и разработаны ролевые инструкции для каждого сотрудника. Облегчило задачу то, что система Infor ERP LN включает в себя модель для предприятий автомобилестроения, созданную на основе опыта многих внедрений. Каждый бизнес-процесс этой референтной модели либо принимался на предприятии без изменений, либо подвергался доработке. Как отмечает Людмила Сокольская, "важным аспектом успешного внедрения стало то, что заказчик был готов к работе с использованием стандартных процессов референтной модели. Если и требовались изменения, они были минимальны, заказчик был готов подстраиваться под существующую в мире практику. Такая готовность во многом связана с тем, что предприятие новое, и на нем отсутствовали устоявшиеся процессы. Это позволило взять процессы референтной модели за основу, что значительно сократило сроки внедрения".


Леонид Долгов: У нас планов даже больше, чем возможностей их реализовать за определенное время

Заключительной фазой проекта стал запуск производства. Стартовый прогон был осуществлен в марте. ERP-система уже была готова работать и в момент выпуска пилотной партии автомобилей. В настоящий момент по мере расширения производства осуществляется окончательная доработка системы, уже находящейся в промышленной эксплуатации. Пользователи системы находятся не только в Нижнем Новгороде, но и в Детройте, и в австрийском Граце. Бумажный документооборот по возможности максимально исключен. Естественно, система еще нуждается в развитии, однако основной объем работ, необходимый для выхода на плановый объем производства, уже выполнен, и многие элементы являются уникальными для российского автомобилестроения. Поддержка системы осуществляется внедрявшей ее командой, однако сейчас на заводе создается служба, которая возьмет эти полномочия на себя.

ERP на любой случай

Что касается развития ERP-системы на новом заводе, то в замыслах руководства уже сейчас намечено довольно обширное расширение функциональности. "У нас планов даже больше, чем возможностей их реализовать за определенное время. В первую очередь мы бы хотели расширить функциональность в части продаж, формирования заказов. Будет полезна и CRM-система. Также в перспективе оптимизация процессов планирования себестоимости изделий, т.к. она должна быть для нас максимально прозрачной", - поделился планами Леонид Долгов.

Проект, реализованный в Группе ГАЗ, не стал единичным опытом внедрения ERP-системы на отдельно взятом предприятии. Разработки Infor и GMCS позволили создать прототип системы, который может быть использован для автоматизации любого предприятия группы, если такая необходимость возникнет. Система на данный момент внедряется еще на одном из заводов группы, а на автомобильном заводе "Урал", где уже используется Infor (Baan), идет проект миграции на новую версию системы Infor ERP LN c обновлением существующего решения в части процессов конвейерного производства и планирования. В роли внешних консультантов на этом проекте также выступают специалисты GMCS. Однако идти по пути стандартизации и перевода всех предприятий на единую систему Группа ГАЗ пока не намерена. Как отметил Владимир Капустин, "в динамичном бизнесе ничего не возможно сделать единообразно. Бизнес меняется, происходят слияния, поглощения, заключение стратегических партнерств, поэтому мы и не говорим, что нужно все предприятия "загнать" в одну систему. Если у бизнеса есть необходимость в современной информационной системе – мы ее внедрим".

Екатерина Толкачева / CNews