Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе Маркет

Государство и бизнес: инновации для завтра

Мероприятие «CNews Forum 2013: Информационные технологии завтра», организованное CNews Conferences 14 ноября, проводится уже в шестой раз. В этом году в ее рамках прочитано более 110 докладов. На пленарном заседании выступили как вендоры, так и заказчики – представители госсектора и бизнеса, которые рассказали об основных трендах и представили свое видение ближайшего будущего в сфере информационных технологий.

В ближайшее время окажутся востребованными такие технологии, как «базы данных как сервис», средства обработки больших данных и облачные решения. Со всем этим согласился и Сергей Мацоцкий, председатель правления IBS. Он сослался на исследования Gartner, где отмечено, что к 2016 г. размер рынка решений и услуг для аналитики «больших данных» составит $50 млрд, а объем ИТ-затрат, связанный с новыми задачами в этой сфере, превысит $230 млрд. При этом Сергей Мацоцкий подчеркнул, что Россия вполне может стать серьезным игроком в области Big Data, благо что имеется достаточное количество молодых специалистов с качественным инженерным или научным образованием.

Возможно, на российском рынке появится ИТ-интегратор нового типа – специализирующийся на технологиях Big Data, использующий иной метод организации проектов, обеспечивающий другую скорость изменений. «И тут мы на равных с коллегами с развитых рынков. Нам предстоит построить и осознать новые бизнес- и технологические модели. Мы получили шанс занять достойное место среди мировых инноваторов. Надеюсь, мы его не упустим», – заключил Сергей Мацоцкий.


Сергей Мацоцкий: Россия должна не упустить шанс стать серьезным игроком в сфере Big Data

Тема инноваций для населения и в докладе Евгения Жуланова, основателя и учредителя группы компаний InMedia. Сегодня интернет в той или иной форме используется более чем половиной жителей России – из 116 млн россиян во всемирную паутину с компьютеров, ноутбуков, смартфонов и планшетников заходит свыше 66 млн человек. Достаточно активно информационные технологии внедряются в предприятия госсектора и образование.


Евгений Жуланов, основатель и учредитель Группы компаний InMedia: Ученикам и учителям должны быть доступны интерактив, доставка контента, «облачно»-игровая форма обучения

В ассортименте холдинга InMedia, (он состоит из четырех основных компаний — «РосТелеКонтент» доставляет контент на мобильные устройства, Skypark специализируется на электронной дистрибуции и облачных хранилищах, Bradbury создает платформу для видеотрансляций и Enaza выпускает интерактивный контент), есть ряд небезынтересных решений, куда входят и электронные учебники, и обучающие игры, и продукты для доставки контента. Компания разработала онлайн-редактор для создания мультимедийных книг для широкого спектра мобильных устройств. «Мы первыми сделали подобное решение», – заявил Евгений Жуланов.

Помимо образования, технологии InMedia применяются в видеомедицине, на транспорте, а также в сфере компьютерных развлечений. Так, одно из направлений деятельности компании – это «стриминг» (потоковая трансляция видеокартинки) современных игр, нередко требующих быстрых процессоров и видеокарт, на любые устройства от телевизоров до смартфонов.

Как сами компании могут повысить уровень своей инновационности? По мнению Николая Прянишникова, президента Microsoft в России, начать перестройку нужно с коммуникационной среды бизнеса и перейти к использованию самых разных способов взаимодействия как с сослуживцами, так и с клиентами и партнерами. Использование технологий соцсетей в рамках организации – серьезное подспорье бизнесу.


Николай Прянишников, президент Microsoft в России: 66% ИТ-руководителей считают, что совместная работа – залог успешных инноваций

По оценкам Николая Прянишникова, свыше 70% компаний уже применяют хотя бы один инструмент социальных коммуникаций, свыше полутора миллиардов человек имеют по аккаунту в соцсетях и около 20% в первую очередь хотят получить ответ именно через соцсеть, а не каким-то иным способом.

Социальные сети в корпоративных системах повышают эффективность бизнеса (источник: Microsoft Россия, 2013)

Среди тех преимуществ, которые дают соцсети компаниям, можно выделить координацию совместной работы, упрощение поиска информации и в конечном итоге рост производительности. В конце своего выступления Николай Прянишников напомнил о продукте Microsoft Yammer, который позволяет организовывать корпоративные социальные порталы и интегрируется с другими решениями компании, включая SharePoint, Office, Dynamics CRM и Lync. По его словам, суммарный объем инвестиций Microsoft в R&D на сегодня составит $18 млрд без учета приобретения инновационных компаний.

ИТ для государства

Вторая часть ИТ-форума была посвящена ИКТ в госструктурах. Развиваются различные ведомства и регионы отнюдь не равномерно. Одни — лидеры в сфере информатизации, другие серьезно отстают. Алексей Кулешов, вице-президент компании ОТР, детально рассмотрел все проблемы информатизации предприятий госсектора. По его мнению, главный сдерживающий фактор – децентрализация и декоординация ИТ-управления. О необходимости ответственного за государственную информатизацию CIO говорится уже давно, однако пока этого не произошло, поэтому федеральные и региональные структуры постоянно сталкиваются с дублированием функций, что приводит к росту затрат на реализацию проектов, срывам сроков и бюджетов, зависимости ИТ-систем от их разработчиков или внедренцев.


Алексей Кулешов, вице-президент ОТР: По нашей методике оценки, лишь у 2-х федеральных органов власти из 30-ти уровень зрелости ИКТ-инфраструктуры отличен от нуля

Алексей Кулешов предложил процессный подход к управлению государственными ИТ, который предполагает принятие стандартов для проектного управления, информационных систем, сопровождения, в целом для ведомственной технической политики, а также для выработки требований к квалификации сотрудников.

Еще одну характерную проблему информатизации госвласти обрисовал Иван Громов, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга. Подводя итоги проекту электронного правительства в северной столице, он отметил, что в процессе эксплуатации обнаруживались ошибки в проектировании инфраструктуры. Они привели к отказу в работе всей системе при высоких нагрузках. Первый такой серьезный сбой произошел 1 марта 2013 г. после запуска услуги «Запись в школу» – за 10 минут с начала работы к сервису обратилось около 30 тыс. человек и он оказался недоступен. Второй – в сентябре 2013 г. при более 2000 обращений в ЭДО МФЦ с различных мобильных устройств.


Иван Громов, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга: Мы нацелены на портальные решения. Посещение МФЦ – излишняя трата времени гражданина

Решением этих проблем стало увеличение числа серверов в кластере, добавление кэширующих серверов, реструктуризация RAID-массивов, а также перевод клиентских движков на фреймворк JQuery и библиотеку CSS Twitter Bootstrap. Дальнейшие планы правительства Санкт-Петербурга связаны с наращиванием числа услуг и одновременно с упрощением процедуры регистрации и доступа к личным кабинетам, а также с решением такой непростой задачи, как популяризация электронных услуг среди населения. При этом, в 2014 г. скорость ввода новых услуг возрастет – на запуск новой услуги потребуется в среднем 2 дня. В следующем году Иван Громов пообещал рассказать о реализации проекта информатизации территориальных подразделений города.

Алексей Кулешов также рассказал, что для госпроектов характерна сдача в эксплуатацию «сырых» систем, не прошедших нагрузочные тестирования. «Они падают сами и «роняют» все вокруг», – заключил он.


CNews TV о CNews Forum 2013. Когда взлетит электронное правительство России?

К категории госорганизаций-лидеров в сфере информатизации относится Федеральная налоговая служба (ФНС), обслуживающая сегодня свыше 140 млн налогоплательщиков в более чем 2100 офисах. Цели, которые поставила перед собой ФНС, – это переход полностью на электронное обслуживание налогоплательщиков, – успешно решаются.

Как отметила Татьяна Матвеева, начальник управления информационных технологий Федеральной налоговой службы, процесс стартовал в 2002 г. В то время в электронном виде можно было сдать лишь налоговую декларацию. В прошлом году число юридически значимых электронных документов возросло. Так, появилась возможность обмениваться обращениями, письмами налоговых органов, заявлениями о ввозе товаров, уведомлениями о гарантии, счетами фактуры, организовывать информационные рассылки, записываться на прием в инспекцию и др.


Татьяна Матвеева, начальник управления информационных технологий Федеральной налоговой службы: Налоги можно уплатить даже из космоса – именно так и поступил космонавт Павел Виноградов, в мае этого года оплативший с борта МКС земельный налог за подмосковный участок

Осенью прошлого года, кроме того, открылся личный кабинет налогоплательщика для физических лиц, в 2013 г. появился новый личный кабинет налогоплательщика юрлица, а кроме того, упростилась регистрация частных предпринимателей, которым теперь не нужно покупать довольно дорогие ЭЦП.


Индекс удовлетворенности граждан качеством обслуживания налоговых органов (источник: ФНС, 2013)

В целом, как отмечает Татьяна Матвеева, налогоплательщики высоко оценивает электронные сервисы ФНС. Конечно, до заветных трех-четырех девяток еще далеко, но 75,6% (доля электронных обращений от общего числа заявок) по итогам 2012 г. – тоже достаточно высокий результат. Она также заметила, что население быстро привыкает к хорошему. Сегодня, если заявленный электронный сервис не работает, например по причине сбоя, граждане сразу начинают жаловаться президенту, минуя сервисную службу. Всего за последние полтора года ФНС осуществила более 2,5 млн электронных платежей на 2 млрд руб.


CNews TV о CNews Forum 2013. Алексей Попов: УЭК привяжет электронную карту к мобильному телефону

В начале 2012 г. был инициирован проект «Электронный парламент», и в рамках форума Максут Шадаев, советник председателя Государственной Думы России, отчитался о его успехах и неудачах. При появлении финансирования в 2013 г. началась реализация принятой в прошлом году программы. К настоящему времени на интернет-портале Госдумы появилась подробная информация о деятельности каждого депутата, включая стенограммы выступлений, тексты внесенных законопроектов, результаты поименного голосования, а также сведения о проводимых в парламенте мероприятий, сведения о доходах, командировках депутатов и др.


Максут Шадаев, советник председателя Государственной Думы России: Только в ЖКХ уровень информатизации ниже, чем в законодательной власти

Одновременно с этим начал работать сервер видеотрансляций заседаний парламента. До конца этого года планируется оснастить конференц-залы, где проходят заседания парламентских комитетов и комиссий, средствами видеосвязи, и тем самым полностью видеофицировать парламент.

Причем, доступ ко всему контенту до конца 2013 г. ожидается не только со стационарных компьютеров, но и с мобильных устройств. Поскольку, по словам Максута Шадаева, 95% депутатов пользуются Apple iPad, то в первую очередь мобильное приложение появилось для этой платформы. Максут Шадаев развеселил аудиторию, рассказав о жалобе других 5% депутатов на дискриминацию по признаку используемой ОС. Аналогичное по функционалу решение для Google Android с возможностью просмотра всех внесенных и рассмотренных законопроектов появится буквально в считанные месяцы. В следующем году будет усовершенствована электронная общественная приемная – так, в первом квартале 2014 г. на сайте появится информация о графике приема населения каждым депутатом, возможность записи на прием, а также средства для дистанционной видеосвязи. Эти меры, как отметил Максут Шадаев, позволят сэкономить до 10 млн евро в год.