Проекты

ГИБДД станет работать быстрее, качественнее и эффективнее

Интеграция Инфраструктура Внедрения
мобильная версия

Российские автоинспекторы получат новую информационную систему на основе СУБД InterSystems Caché. Ее главное достоинство – быстро- действие. Любой запрос, а их по всей федеральной системе ГИБДД набирается миллионы за день, будет обрабатываться в режиме реального времени.

Петербургская компания "Росби Информ Ко" и корпорация InterSystems объявили о старте проекта по разработке СТРАС ГИБДД РВ - "Специализированной территориально-распределенной автоматизированной системы Госавтоинспекции реального времени". Бюджет проекта составил почти 7 млн руб. Ожидается, что СТРАС ГИБДД РВ будет введена в эксплуатацию через 2 года.


Николай Зязин: Функционирование в реальном времени может серьезно изменить всю работу органов МВД

Разумеется, информационная система у автоинспекторов существовала и ранее. Однако в 2010 — 2011 годах произошли существенные изменения в нормативно-правовой базе МВД РФ, регламентирующей порядок сбора данных и использования информационных ресурсов внутри ГИБДД. В результате расширилась зона ответственности федеральной информационной системы (ФИС), и, как следствие, возросло количество пользователей ФИС, а также существенно увеличился объем обрабатываемой информации. Помимо прочего, не стоит забывать о необходимости постоянного развития существующего функционала. Все эти факторы вызвали острую потребность в модернизации ФИС, а фактически - в создании новой современной системы.

Тендер на модернизацию был объявлен в августе этого года. Из 8 претендентов конкурсная комиссия выбрала компанию "Росби", которая уже имеет богатый опыт сотрудничества с ГИБДД в области построения масштабных и распределенных баз данных. Сегодня новая система находится в стадии подготовки технического задания (ТЗ). При этом все разработки ведутся не за счет заказчика, а на средства подрядчика.

Три секунды на запрос

Более 15 лет компания "Росби" занимается разработкой информационных систем для ГИБДД (ранее - ГАИ). Идея создания федеральной информационной системы Госавтоинспекции родилась в 1995 году. Сегодня ФИС представляет собой четырехуровневую систему: федеральный уровень (центр - в г. Москва), межрегиональный уровень (9 межрегиональных центров, примерно соответствующих федеральным округам РФ), региональный уровень (количество субъектов РФ) и территориальный уровень (количество подразделений ГИБДД в каждом регионе). В 2000 – 2001 годах для разработки приложений на региональном и территориальном уровнях была выбрана платформа СУБД InterSystems Caché.

"Мы рассмотрели много СУБД, но окончательный выбор в пользу продукции InterSystems сделали потому, что производительность Caché как минимум на порядок превосходила лучший результат, показанный традиционными реляционными СУБД, и на два порядка - быстродействие таких файл-серверных СУБД, как Clipper, FoxPro", - рассказал Николай Зязин, генеральный директор "Росби".

В 2005 году "Росби" выиграла конкурс на разработку "Типовой региональной информационной системы" (ТРИС) ГАИ. Для ее создания также использовалась СУБД InterSystems Caché. Сегодня ежедневно этой системой пользуются тысячи полицейских в разных регионах России, в том числе и все региональные дежурные части ГИБДД .

К настоящему моменту в ФИС ГИБДД накоплены следующие информационные ресурсы: БД "Розыск ТС" — более 13 млн записей, БД "Автомобиль" — более 227 млн записей, БД "Водитель" — более 79 млн записей, БД "Административная практика" — более 160 млн записей, БД "ПТС" — более 27 млн записей. Ко всем этим данным обеспечен оперативный доступ на всей территории РФ, а в зоне покрытия операторов сотовой связи обеспечивается мобильный доступ. Иными словами, получить информацию, хранящуюся в ФИС ГИБДД, можно в любом месте, где работает сотовая связь.

Как отметили в "Росби", благодаря построению собственной единой системы телекоммуникационных каналов в МВД, сегодня появилась возможность создать ИТ-инфраструктуру качественно иного уровня. Особое внимание при создании СТРАС ГИБДД РВ будет уделено расширению функциональности приложений, предоставляемых сотрудникам ГИБДД. Новая система позволит также сократить срок реакции на запросы инспекторов - не более трех секунд, что важно как для пользователей системы, так и для граждан, которые обращаются в дорожную полицию. Например, гораздо быстрее и проще станет прохождение процедуры регистрации транспортных средств и получения государственных номерных знаков.

Особая гордость разработчиков - возможность гарантировать максимально быстрый доступ к любой информации, то есть, как называют ее сами сотрудники "Росби" "работу в реальном времени". "Функционирование в реальном времени может серьезно изменить всю работу органов МВД. Одно дело, когда имеется некий центральный узел в регионе, и с помощью тонких клиентов пользователи обращаются к нему. Здесь проблем больших не возникает. Другое дело, когда создана многоуровневая система с большим количеством промежуточных серверов, в которой необходимо реплицировать данные. Результат - весьма вероятна существенная задержка в обработке данных. То есть, с момента возникновения данных – например, об угоне автомобиля – до попадания их в ФИС проходит около суток. А за такое время злоумышленники успеют надежно спрятать угнанную машину", - сказал Николай Зязин.

Работа в реальном времени

Чтобы получить представление о том, какие массивы данных приходится обрабатывать органам дорожной инспекции, приведем только некоторые цифры по Северо-Западному региону. В среднем одно отделение ГИБДД в Санкт-Петербурге проводит в день 150 операций по регистрации автомобилей. Иногда эта цифра (опять же по одному отделению) достигает 400 операций в день. И это только операции постановки автомобилей на учет. Всего же по всем операциям, к примеру, только в одни сутки (в феврале 2011 года) в Санкт-Петербургских отделениях ГИБДД было произведено 220 тыс. 890 запросов. Очевидно, что интенсивность запросов неоднородна в течение дня – в рабочие время она значительно больше, в обеденный перерыв снижается, а ночью – относительно небольшая. Поэтому для оценки, насколько "реальное" время демонстрирует база данных, лучше оперировать показателем максимальной интенсивности. Даже при самых больших нагрузках информационная система должна функционировать как часы. Так вот, измеренная максимальная интенсивность в северной столице составила восемь запросов в секунду. Но восемь запросов – это всего лишь один город, пусть и очень большой. Для всей же страны, этот показатель возрастает многократно.

Кроме того, один запрос совсем не обязательно означает только одну единственную операцию. "Структуры МВД работают не в вакууме, они должны взаимодействовать с другими ведомствами, - комментирует Николай Зязин. – Например, некоторые запросы требуют связи с заводом-изготовителем автомобиля, с таможней, и даже Интерполом – если речь идет об угнанном за границей автомобиле".


Защищенное мобильное устройство с постоянным доступом в интернет необходимо инспекторам ГИБДД

Как считают специалисты "Росби" и InterSystems нужного быстродействия удалось достичь благодаря использованию промышленной объектной СУБД InterSystems Caché, которая за долгие годы эксплуатации зарекомендовала себя как продуктивный, высокопроизводительный, надежный и масштабируемый инструмент создания важнейших приложений.

Боевая машина инспектора

Наконец, нужно рассказать о мобильных решениях для СТРАС ГИБДД РВ. Ведь инспектор работает в "чистом поле", у него не всегда есть возможность сесть за персональный компьютер. А "пробить по базе" информацию, например, о том, не числится ли остановленный для проверки автомобиль в розыске, необходимо.

В ходе презентации проекта Николай Зязин особенно подчеркнул, что мобильный доступ – одно из важнейших требований: "онлайн везде, где это возможно". В создаваемой информационной системе есть два варианта мобильного решения. Одно из них - это некий клиент, который устанавливается на мобильное устройство – смартфон, КПК, ноутбук с GPRS-доступом, - и при необходимости обращается к базам данных по каналам сотовой связи. В этом случае конфигурация мобильного устройства должна удовлетворять жестким требованиям по защите передаваемых данных.

Второе решение – патрульный автомобиль, оснащенный специальным программно-аппаратным комплексом на базе бортового компьютера. Подобные автомобили уже существуют, они работают в дорожных инспекциях Санкт-Петербурга, Москвы, Белгорода, Калуги, Рязани, на очереди - Мурманск, Калининград и т.д.

Этот компьютер автоматизирует и максимально облегчает деятельность инспектора, оставляя ему больше времени на выполнение своих непосредственных обязанностей на дороге. Упомянутый комплекс осуществляет поиск по всем базам, получает всю необходимую информацию и позволяет быстро и удобно оформить протокол или постановление. Кроме всего прочего у водителя есть возможность оплатить штраф прямо на месте – при помощи банковской карточки.

Кстати сами инспекторы встретили передвижной комплекс в патрульном автомобиле с большим энтузиазмом – он существенно облегчил работу, избавив сотрудника ГИБДД от излишней писанины.

Сергей Филимонов / CNews