Разделы

Цифровизация Инфраструктура

«Газпром нефть» рассказала об ИТ-стратегии компании

В середине сентября в Санкт-Петербурге компания «Газпром нефть» провела первый в своей истории ИТ-форум, в рамках которого удалось собрать в одном зале ключевых ИТ-поставщиков, партнеров и сервис-провайдеров компании. В ходе форума была представлена стратегия ИТ-развития корпорации.

Формат «ИТ-форума» сочетал программные обращения первых лиц «Газпром нефти», конференцию с выступлениями представителей ведущих глобальных и отраслевых ИТ-лидеров, а также круглые столы по проблематике ИТ в основных направлениях деятельности компании – разведке, добыче, переработке нефти и сбыте нефтепродуктов.

Партнерство как основа

Мероприятие открыл заместитель генерального директора по организационным вопросам «Газпром нефти» Виталий Баранов. Он отметил, что основной целью конференции является выработка механизмов взаимодействия между «Газпром нефтью» и экспертами рынка для формирования открытой и инициативной позиции со стороны ведущих игроков: интеграторов, вендоров, консалтинговых компаний, производителей аппаратного и программного обеспечения. «Несколько лет назад, когда я начал курировать ИТ-функцию в «Газпром нефти», я решил лично познакомиться с партнерами по ИТ, автоматизации и связи, с которыми мы работаем. Более того, хотелось, чтобы наши встречи стали регулярными, – сказал Виталий Баранов. – А теперь мы впервые встречаемся в формате форума. Мы пригласили лидеров не только российских, но и мировых технологических компаний. Наша основная цель – прозрачность и эффективность ИТ функции в компании. Мы считаем очень ценным тот опыт, который вы накопили при работе с другими заказчиками. И поэтому мы призываем вас занять проактивную позицию – приходить к нам и предлагать, рассказывать о ваших решениях».

В своем выступлении Виталий Баранов особо подчеркнул партнерскую основу взаимодействия «Газпром нефти» с присутствующими на форуме компаниями. «Прежде всего, это бизнес, и в этом плане ваши знания и предлагаемые решения – залог нашей эффективности, – отметил он. – Но для нас немаловажно, чтобы эта деятельность была эффективна и для ваших компаний. Мы предлагаем взаимовыгодное сотрудничество, ведь для провайдеров услуг – это возможность выстроить долговременное взаимодействие с перспективным и заинтересованным заказчиком».

Константин Кравченко, начальник департамента информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций (CIO) «Газпром нефти», изложил планы и задачи развития информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций в нефтекомпании. Он сообщил, что построение долгосрочной стратегии развития ИТ в отрасли происходит с применением лучших передовых практик в рамках существующих мировых тенденций в области ИТ. «В свое время мы разработали и сформировали ИТ-стратегию «Газпром нефти» до 2014 года, – сказал Константин Кравченко. – В данный момент мы находимся в процессе ее активной реализации, а через год с небольшим эта стратегия будет выполнена. В декабре мы планируем начать разработку новой стратегии на период с 2015 до 2020-х гг., – так называемой «Стратегии ИТ 15-20».

Роль ИТ повышается

Мы отдаем себе отчет, что ИТ – это тот сегмент, которого десяток лет назад в ТЭК практически не было, а сейчас эта «отрасль в отрасли» уже стоит десятки миллиардов долларов, заметил Константин Кравченко. ИТ помогают компании эффективно вести бизнес. И действительно, роль информационных технологий в работе современной многопрофильной нефтедобывающей компании трудно переоценить. Возросшая конкуренция в отрасли вкупе с постепенным истощением разведанных запасов нефти приводят к такой ситуации, когда просто качать «черное золото» из скважины по старинке не получается и необходимо вовлекать в разработку трудноизвлекаемые запасы. Только современные технологии помогут повысить экономическую эффективность добычи, одновременно сократив техногенное воздействие на окружающую среду.

С неразведанными запасами – свои проблемы. Дело в том, что классическая разведка в сочетании с математическим моделированием может дать лишь приблизительный ответ на вопрос о том, перспективна ли скважина: слишком значимо влияние качества исходной информации, достаточно высока возможность погрешности в расчётах. В недалеком прошлом, когда вся нефтедобыча была в руках государства, а труд геологов стоил относительно недорого, тысячи суровых бородатых мужчин бродили по стране с рюкзаками, занимаясь геологоразведкой – и по меркам того времени качество исследований было высоким.

Сегодня работать так же, как это было в семидесятые годы прошлого века, невозможно. Прежде всего, из-за того, что неразведанных месторождений и перспективных территорий сильно поубавилось. Но главное – изменилась сама бизнес-модель: менеджер, принимающий решение и дающий команду «бурить – не бурить», в прямом смысле отвечает за свое решение деньгами, а иногда и работой. Бурение – удовольствие недешевое, как и любой процесс в «нефтянке», и тратить время и деньги впустую ни одна компания, какая бы богатая она ни была, позволить себе не может. Поэтому люди, отвечающие за геологическую разведку, должны быть уверены в перспективности месторождения. Одним словом, как сказал выступивший на форуме вице-президент компании IBM Джон Брэнтли, «работать по-старому нам больше не позволят».

Однако здесь могут помочь информационные технологии. Имеющийся на сегодня инструментарий позволяет учесть необходимый объём данных и на основании анализа существующей статистики подскажет научно обоснованное решение GO/NO-GO, нивелируя влияние субъективных качеств конкретного сотрудника. Передовые технологии, в совокупности носящие название «интеллектуальная разработка месторождений», могут существенно облегчить труд геологов и повысить экономическую эффективность как разведки запасов нефти, так и разработки и эксплуатации уже существующих месторождений. Тема «интеллектуального месторождения» и «умной скважины» рефреном звучала в выступлениях директора по продаже высокотехнологичных решений компании Emerson А. Ванюкова и директора по высокотехнологичным решениям и консалтингу Honeywell В. Дозорцева.

Разноплановый инструментарий

Являясь вертикально-интегрированной компанией, «Газпром нефть» осуществляет сразу несколько видов деятельности. Различные бизнес-подразделения компании занимаются разведкой и добычей нефти, переработкой сырья, оптовой и розничной торговлей нефтепродуктами. Нетрудно заметить, что описанные выше процедуры – добыча нефти с одной стороны и, например, реализация нефтепродуктов – с другой, являются совершенно разными бизнес-процессами, имеющими свою специфику. В этом отношении департамент ИТ является одним из связующих звеньев между различными подразделениями. Безусловно, это обстоятельство накладывает свою специфику на отношения ИТ и других бизнес-блоков. Вопросы информационной интеграции различных бизнес-структур и производственных процессов, а также развитие соответствующего инструментария осветил в своем выступлении вице-президент SAP AG Рольф Шуманн.

Необходимо также учитывать, что «Газпром нефть» – динамично развивающаяся компания, осуществляющая, в том числе, и территориальную экспансию. «Мы – молодая компания, которая растет не только эволюционно, но и революционно – путем покупок и поглощений», – комментирует Константин Кравченко. В этом плане большим вызовом к ИТ становится вопрос интеграции вновь приобретенных активов, в том числе зарубежных, в существующую ИТ-инфраструктуру компании. И, наконец, такие факторы, как географический размах и огромное число работников, также отнюдь не упрощают задачи, стоящие перед ИТ. Возможностям современных технологий в деле повышения корпоративного духа и укрепления единства персонала территориально разобщенных транснациональных компаний был посвящен доклад руководителя направления бизнес-решений Microsoft Ирины Астигеевич.

Задачи сформулированы

В целом задачи, стоящие перед предприятиями топливно-энергетического комплекса в области развития информационных технологий, были сформулированы относительно недавно, и нередко случается что интеграторы и реселлеры успешно работающие в других отраслях, в сущности, мало знают о них.

«Мне часто приходится слышать слова поставщиков о том, что "мы не знаем, что вам предлагать, мы не понимаем, кто вы, и в чем заключаются ваши ИТ-потребности", – говорит Константин Кравченко. – На этом форуме мы сами делаем первый шаг, рассказывая вам о наших нуждах, потребностях и задачах. Сегодня в этом зале представлены консультанты, интеграторы, вендоры, операторы связи. Одним словом, сформировано полноценное экспертное сообщество, которое в состоянии обсудить те задачи, которые перед нами стоят, и выступить со встречными предложениями».

Константин Кравченко подчеркнул, что цель руководства «Газпром нефти» в рамках данного форума – мотивировать партнеров на проявление инициативы, наладить с ними проактивное взаимодействие. Мы заинтересованы в этом сотрудничестве, – сказал Константин Кравченко в заключение встречи. – Сегодня мы хотели бы сообща понять, что нас ждет дальше, вместе заглянуть за горизонт».

Юрий Белов