Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения

Евгений Васильев: HRM-системы сейчас особенно актуальны

Российский рынок HRM-систем можно назвать относительно молодым. Особенно активно он рос и развивался в 2007 и начале 2008 года. Кризис спровоцировал некоторый спад, однако определенное количество компаний не отказалось от проектов, понимая, что в результате внедрения они достигнут большей эффективности. О потенциале рынка, перспективах его развития и правильном подходе к внедрению систем управления человеческим капиталом CNews рассказал Евгений Васильев, коммерческий директор компании Molga.

CNews: Как вы оцениваете российский рынок HRM-систем? На каком этапе он находится? Можно ли назвать его сформировавшимся?

Евгений Васильев: Мы уже можем говорить о том, что за последние два года рынок уже сформировался. Сейчас на нем работает достаточное количество конкурентных компаний, внедряющих HRM-системы.

Особенно показательным в этом плане можно считать начало 2008 года, когда системы управления персоналом заинтересовали многие крупные российские торговые сети. Данная тенденция вполне объяснима: в то время отечественные ритейлеры расширялись и осуществляли большую экспансию в разные регионы РФ. Безусловно, это требовало больших операционных затрат. В свою очередь, к середине года компании приступили к анализу и, соответственно, задумались об эффективности кадрового менеджмента.

Сейчас у HRM-решений есть перспективы на российском рынке, и я вижу здесь большое будущее.

CNews: Какие компании из каких отраслей являются основными потребителями HRM-систем?

Евгений Васильев: Первыми потребителями HRM-систем были российские нефтяные предприятия. Очевидно, что в то время нельзя было говорить о сформировавшемся рынке: в России существовало лишь 5-6 компаний, которые серьезно занимались внедрением систем управления персоналом.

В настоящее время, кроме нефтяных компаний, HRM-системами заинтересовались отечественные крупные розничные сети, энергетические предприятия, ТЭК. Хотелось бы отметить, что большой потенциал в этом плане имеют производственный и public сектор.

CNews: На ваш взгляд, повлиял ли кризис на рынок? Сократилось ли количество проектов?

Евгений Васильев: Сейчас, в условиях кризиса, компании изменили отношение к HRM-системам. Как я уже говорил, начало 2008 года ознаменовалось бумом в этой области: резко возросло количество компаний, стремящихся внедрить системы управления персоналом. При этом некоторое число компаний изначально не укладывали данные проекты в свою стратегию и не представляли, что они получат на выходе. И в результате часть организаций отказалась от проектов.

В свою очередь, те компании, которые понимали, что внедрение HRM- системы ведет к инфраструктурному изменению, а значит, к повышению производительности труда и, соответственно, эффективности компании, ввели данные проекты в ранг стратегических и продолжают их в текущих условиях.

HRM - Human Resource Management - управление трудовыми ресурсами (человеческим капиталом).
HCM - Human Capital Management - аббревиатура, используемая SAP в качестве названия модуля управления персоналом.

На мой взгляд, кризис имеет и позитивную роль, поскольку компании задумались об эффективности - прежде всего, своих сотрудников. А только простым сокращением персонала этого не добиться. Во время кризиса человеческий капитал становится еще более значимым, нежели даже в условиях стабильного роста. Поэтому очень важно уметь правильно оценить эффективность сотрудников в увязке с ключевыми показателями компании и оставить в штате людей, представляющих наибольшую ценность в компании. Любой владелец и управленец понимает это очень хорошо. Поэтому, повторюсь, что направление HRM стало сейчас очень востребованным, и я могу сказать, что оно не будет менее актуальным. Только наоборот.

В итоге выиграют те компании, которые будут иметь наиболее эффективный и способный к инновациям персонал.

Я могу сказать, что данная тенденция не является чисто российской. Сейчас во всем мире направление HRM очень востребовано.

CNews: Как HRM-системы могут повысить эффективность?

Евгений Васильев: Здесь есть три важных компонента, которые, на наш взгляд, приводят к успеху. И мы стараемся объяснить это заказчикам, поскольку в успехе заинтересованы и они, и мы.


Евгений Васильев: В условиях кризиса компании изменили отношение к HRM-системам

Первый шаг – унификация. Это достаточно сложный, но необходимый этап, позволяющий оптимизировать процессы и привести их к единым правилам. Затем следует собственно автоматизация. Третий, заключительный шаг – централизация. Сейчас многие крупные компании идут в этом направлении. Распространенная на сегодняшний день форма централизации называется shared service – внутренний аутсорсинг или объединенный центр обслуживания. Централизация в совокупности с предыдущими двумя стадиями даст максимальный управленческий и экономический эффект. Эти этапы должны гармонично дополнять друг друга, поэтому очень важно рассматривать их как единое целое. Следуя этим принципам, можно увеличить производительность труда по некоторым операциям в десять и более раз и получить возврат инвестиций менее, чем за год.

Сейчас наша компания отходит от традиционных схем внедрения. У нас уже есть готовые решения, а также отработанная методология внедрения, включающие как национальную специфику, так и лучшие практики. При работе с заказчиком мы предлагаем опробованные решения, которые мы корректируем в зависимости от специфики бизнеса клиента. Затем мы применяем наши разработки к информационной системе и делаем необходимые утвержденные заказчиком изменения. Такой подход, применяемый компанией Molga, позволяет сделать реализацию проекта максимально быстро и эффективно и дает заказчику дополнительную ценность.

CNews: Какова доля SAP на рынке HRM?

Евгений Васильев: Современных аналитических отчетов нет, но по моим оценкам, SAP сейчас занимает более 50% российского рынка HRM-систем. На мой взгляд, лидерство данного решения вполне оправданно. В свое время компания выбрала правильную стратегию в России: она инвестировала в локализацию. Клиента, решающего, какую систему внедрять, в первую очередь интересует, есть ли в ней стандартная поддержка российского законодательства. Это очень важный момент. Затем компания смотрит, насколько это опробовано, как осуществляется поддержка. И в следующую очередь ее интересует расширяемость, многофункциональность. Сейчас по сути дела SAP конкурирует с отечественными компаниями в сфере того, насколько быстро и адекватно реагирует поставщик на происходящие в стране изменения. Я могу сказать, что SAP – один из немногих западных поставщиков, которым удалось решить эту проблему.