Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения

Энергетики делают выбор между ИТ-аутсорсингом и инсорсингом

В течение последнего года многие российские энергокомпании, еще совсем недавно находившиеся в подчинении единой структуры, определявшей стандарты ИТ-взаимодействия игроков, переходили под контроль новых владельцев. Зачастую их взгляды на "правильную" ИТ-стратегию приобретенной компании не совпадали с ее прежними ИТ-ориентирами. О том, какие изменения претерпят "пути информатизации" в энергетике, а также что за ИТ-решения и чьими силами будут внедряться, говорили участники круглого стола "ИКТ в энергетике: пути после РАО ЕЭС", организованного CNews Conferences и CNews Analytics.

В непростые кризисные времена, когда компания ограничена в средствах на информатизацию, выбор ее стратегии ограничивается не слишком широкими возможностями: наиболее пессимистичным сценарием при этом является полное "замораживание" ИТ-деятельности, самым радужным – возможность браться только за быстрые и дешевые проекты.

По оценке CNews Analytics, выбор в пользу проектов, дающих быстрый и очевидный эффект, является для компаний, хоть и сложным, но более предпочтительным вариантом. В связи с этим растет важность правильного подхода энергетиков к управлению проектами. Все проекты есть смысл планировать таким образом, чтобы с определенной стадии они могли бы быть заморожены – до изменения экономической ситуации в лучшую сторону. Что касается долгосрочных проектов – есть смысл разбить их на небольшие этапы, для каждого из которых необходимо определить контрольные точки оценки эффективности сделанных работ.

О том, что сегодня не самые простые времена для информатизации энергетики, говорили в рамках круглого стола CIO крупных энергетических компаний. Руководитель дирекции по ИТ ОГК-6 Андрей Моничев отметил, что сегодня рынок свободной торговли пока не дает энергетикам зарабатывать: большинство компаний работает в минус. Отношения между компаниями регулируются долгосрочными договорами. В этой ситуации роль ИТ-директора в формировании стратегии информатизации отечественных энергокомпаний, по его мнению, не стоило бы преувеличивать. "В целом, ИТ - это сервисная служба; и не всегда в энергетической компании роль ИТ-директоров является столь же определяющей, как, например, в телекоме, - отметил он. – Поэтому о путях развития ИТ в энергетике есть больший смысл говорить на уровне бизнеса, а не на уровне ИТ".

Директор по ИТ СО ЕЭС "ОДУ Центра" Сергей Дятлов отметил, что в энергетической отрасли сегодня наблюдается "кризис выбора путей". "Российская энергетика находится в том состоянии, когда РАО ЕЭС уже нет, а влияния Минэнерго как регулятора мы пока не наблюдаем, - посетовал он. - Пока еще не ясно, куда собираются нас вести". Г-н Дятлов называет сложившуюся ситуацию очень сложной: генерация продана, собственники поменялись. Но в генерирующих компаниях был построен работающий бизнес, имеющий четкую структуру и ресурсы, и фактор смены собственника не окажет решающего влияния. "В генерации сложилось четкое понимание: ИТ необходимы для того, чтобы строить и создавать конкурентные преимущества. Что касается мономольных структур, таких как сети или системный оператор, - то здесь "непонятностей" с использованием информационных технологий больше, - убежден он. – Сегодня говорить пока можно только о том, что было сделано в этих компаниях, о планах говорить преждевременно". Впрочем, г-н Дятлов надеется, что 2009 год – несмотря на создавшуюся ситуацию с экономикой – даст ответ на вопросы о том, как дальше будет развиваться отрасль, какова будет роль информационных технологий в этом развитии. А пока, по мнению г-на Дятлова, медленное "расползание" компаний в разные стороны начинает негативно сказываться на работе ИТ-инфраструктуры в отрасли. "У нас начинаются первые "пограничные" проблемы: зачастую диспетчер, который курирует ИТ в системном операторе, не знает, в какую именно структуру звонить, чтобы найти ответственного за то, что "канал упал", - отмечает он. – Качество предоставления услуг не должно зависеть от процессов перекомпоновки рынка: все должно работать на то, чтобы у людей были свет и тепло. И ИТ-специалисты энергетических компаний - не последние люди в обеспечении этого процесса".

Темпы роста ИКТ-затрат в энергетике, %

  2003 2004 2005 2006 2007 2008*
Всего 32,06 66,36 89,54 16,05 62,54 6,84
АО 2,44 57,50 88,79 -39,24 141,45 -10
ПО 59,33 106,56 13,17 91,27 47,84 -5
ИТ-обучение -18,96 27,98 54,41 203,15 -30,5 10
ИТ-услуги (кроме услуг связи и обучения) 104,75 55,40 110,76 40,68 63,83 20
Темпы роста внутренних ИТ-затрат -38,40 206,80 48,43 174,76 -3,18 25
Темпы роста затрат на телеком. услуги 107,54 50,54 133,31 21,65 46,95 15
Темпы роста ИТ-затрат (без телеком. услуг) 17,39 71,80 76,35 13,82 69,18 3,82
Темпы роста затрат на суммарные внешние ИТ-услуги 93,60 54,37 109,00 44,43 59,25 19,79

*прогноз

Источник: CNews Analytics, 2008

Управляющий директор компании "Сайнер" Максим Лесниченко также считает, что информатизация отрасли в настоящее время сталкивается с рядом препятствий. По его мнению, традиционно управленческие решения принимались только на уровне руководства энергообъектов. Именно "внизу" определяли, на что потратить кредиты, которые государством давало энергетикам. Значительная часть денег в результате расходовалась впустую или "расползалась по карманам". Но пришел кризис - и люди задумались об экономии. Сегодня понятно, что ИТ никому не будут нужны, если от них не будет отдачи. Г-н Лесниченко считает, что в энергокомпаниях "на местах" до сих пор сохранился "островок социализма". И пока ИТ находятся на последнем месте: главным "автоматизатором" на таких предприятиях является бухгалтерия, сквозных бизнес-процессов практически нет, структура компаний – функционально ориентированная, а не процессно-ориентированная, сетевые и сбытовые компании не используют общих методик. "В энергетике сегодня кризис управления, - убежден он. – Мы видим серьезный разрыв между стратегией управления и операционной деятельностью".

Решения, которые выбирают энергетики

Однако даже в меняющихся рыночных условиях специфика столь важной для населения и для экономики отрасли, как энергетика, остается неизменной. Здесь по-прежнему необходимы функциональные, надежные и защищенные ИТ-решения.

Руководитель департамента корпоративных продаж представительства ЕМС СМА России и СНГ Павел Эйгес остановился на ключевых целях, стоящих перед ИТ-менеджментом энергетической отрасли: это увеличение эффективности работы, безопасности и устойчивости энергосистемы. Здесь могут оказаться незаменимыми ИТ-системы для управления предприятием, технологическими процессами и основными фондами. Повышению скорости передачи информации и принятия решений должна способствовать автоматизация процессов подготовки, рассмотрения и согласования документов. Г-н Эйгес рассказал участникам круглого стола о преимуществах использования решений ЕМС для автоматизации документооборота в российской энергетической отрасли. Один из плюсов - принцип модульности, заложенный в предлагаемые системы. "Часто заказчик "методологически" не готов к автоматизации документооборота, - рассказал он. - В этом случае есть смысл использовать базовые настройки решения, а в дальнейшем функциональность может наращиваться в зависимости от потребностей каждого конкретного предприятия. Добавляя необходимые модули, можно в результате создать для каждого заказчика уникальную систему".

Г-н Эйгес также отметил, что для российской энергетики решения ЕМС практически стали корпоративным стандартом. Суммарное число автоматизированных рабочих мест ЕМС в отечественной энергетической отрасли достигает в настоящее время 20 тыс.

Так, например, в ФСК ЕЭС полностью автоматизирован документооборот, причем автоматизация опустилась на уровень рядовых сотрудников. А в холдинге МРСК реализованы основные бизнес-процессов в области делопроизводства. ТПР АСУД внедрено в 71 сетевой компании: в 13 компаниях – "до последнего пользователя", в 58 компаниях - до 20 рабочих мест. При этом количество подключенных на втором этапе данного проекта рабочих мест составило около 5 тыс.

Заместитель управляющего директора "Verysell Проекты" Леонид Куропатов также рассказал об опыте сотрудничества компании с российскими энергетиками. В числе заказчиков в секторе ТЭК он упомянул такие структуры, как "Тюменская энергосбытовая компания", СО ЦДУ РАО ЕЭС, "Инженерный центр ЕЭС", институт "Теплопроект". Интегратор также сотрудничал с некоторыми компаниями, входящими в ЛУКОЙЛ, "Газпром" и ТНК-BP.

"Сегодня отрасли в целом необходимы эффективные ИТ-решения, ведь рынок обеспокоен проблемами эффективности, - считает г-н Куропатов. – Например, поскольку российский рынок энергосбыта не уникален, и качественно не отличается от европейского – энергетикам есть смысл присмотреться к готовым западным решениям". В качестве примера он привел систему iOPT, разработанную австрийской компанией iRM (подразделение американской OpenLink) и существующую на европейском рынке с 1992 года. iOPT – готовое решение, интеграция которого сводится к настройке системы. Внедрение обычно занимает не более 5-6 месяцев, осуществляется силами 3-5 бизнес-аналитиков вендора и 1-2 специалистов заказчика, а поддержку готового решения могут вести 1-2 ИТ-сотрудника.

Данное решение (локализацию которого "Verysell Проекты" в настоящее время завершает) может применяться как оптовыми, так и розничными сбытовыми компаниями. Г-н Куропатов отметил, что iOPT стоит дороже отечественных разработок, но, по опыту европейских энергетиков, окупается за год.

Менеджер по развитию бизнеса Fujitsu Siemens Computers Николай Гришин рассказал об особенностях построения отказоустойчивых решений на примере проекта по созданию ЦОД МРСК Центра. По его словам, заказчику была необходима единая высоконадежная платформа для обеспечения требуемого уровня доступности. Решение должно было обеспечить возможность масштабирования с учетом роста количества пользователей и внедрения новых решений SAP, а также обеспечивать резервное копирование данных. В данном проекте было использовано решение для динамического ЦОДFlexFrame for SAP 4.1. Говоря о ключевых характеристиках предлагаемого компанией решения, г-н Гришин отметил масштабируемость, возможность централизованного управления, отказоустойчивость по схеме N+1 для всех систем SAP, а также возможность создания катастрофоустойчивого решения.

Глава представительства BMC Евгений Кривоносов отметил, что рост сложности используемых ИТ-решений в энергетике привел к изменению роли ИТ-подразделений: сегодня они знают, какие бизнес-задачи стоят перед компанией, в каких форматах требуется предоставлять информацию бизнесу. На первый план, по его мнению, выходит обеспечение гибкости ИТ-процессов предприятия. Это возможно только с помощью интегрированного решения, объединяющего в себе средства доступа к информации, управления рабочими процессами и системы автоматизации. Таким фундаментом для управления ИТ-услугами является решение BMC Atrium. В нем сочетается хранилище общих данных с интерфейсами пользователя и средствами создания отчетов, что позволяет вовремя получать доступ к нужной информации. Такая тесная интеграция дает возможность внедрять процессы, выполнение которых осуществляется в реальном времени, что, в свою очередь, позволяет экономить время и средства организации при решении проблем, связанных с предоставлением услуг. По словам г-на Кривоносова, базовые технологии BMC Atrium предназначены для гетерогенных ИТ-сред и совместной работы с существующими операционными и управленческими ИТ-решениями.

ИТ-перестройка набирает обороты

В ходе круглого стола своим опытом проведения реструктуризации ИТ-направления поделились CIO крупнейших отечественных энергетических компаний. Директор по ИТ "Мосэнерго" Валентин Грязнов рассказал о переводе модели ИТ-поддержки компании из инсорсинговой в смешанную. По его словам, до лета прошлого года в компании использовалась практически чистая инсорсинговая модель ИТ-поддержки. Это было сопряжено с постоянным ростом расходов на содержание и развитие ИТ. Однако качество оказания услуг при этом не менялось. Руководство компании было недовольно бессистемностью затрат и качеством ИТ-поддержки. В свою очередь, акционеров не устраивало отсутствие отдачи от инвестиций в ИТ-проекты.

По мнению г-на Грязнова, основные причины "неуправляемости" качества оказания ИТ-услуг состояли в том, что уровень формализации процессов управления не соответствовал сформировавшимся потребностям компании в ИТ-услугах. Кроме того, отсутствовала адресная ответственность и единая система критериев оценки работы ИТ-подразделений. Не были задействованы в "Мосэнерго" и современные механизмы управления ИТ. "Крайне важно, что бизнес сам признал приоритетность развития ИТ-направления компании, - считает г-н Грязнов. - ИТ-шникам не пришлось убеждать топ-менеджмент компании, что для решения бизнес-задач необходима качественная ИТ-поддержка".

Было решено, что "Мосэнерго" перейдет на смешанную модель. На первом этапе проекта была выведена на аутсорсинг техническая поддержка пользователей. По словам г-на Грязнова, на текущий момент на обслуживание внешним сервисным организациям переданы поддержка 3 448 рабочих мест, регламентные работы, ремонтные работы и поддержка БД Oracle. В результате - при неизменном ИТ-бюджете - были освобождены ресурсы на развитие за счет снижения затрат на содержание персонала. Экономия на данном этапе составила 30%. Компании удалось избежать массового сокращения – сотрудники были трудоустроены в штат компании-аутсорсера. Эта компания обслуживает и других заказчиков, но не конкурентов-энергетиков. А безопасность взаимодействия регулируется соглашением о конфиденциальности. Главными преимуществами от перевода ИТ-специалистов "Мосэнерго" в штат внешней сервисной организации стали оптимизация уровня загрузки высококвалифицированных специалистов и возможность выбора специалиста требуемой квалификации для работы в необходимом режиме.

Г-н Грязнов отметил, что в будущем "Мосэнерго" предполагает перейти к процессной модели управления ИТ. А пока – даже на фоне кризиса – компания не отказывается от ранее запланированного внедрения SAP: меняется только набор внедряемых модулей.

Андрей Моничев напомнил участникам круглого стола, что импульс реформированию ИТ во всех энергетических компаниях дало РАО ЕЭС, создав стандарты взаимодействия ИТ и бизнеса в энергетике. Он отметил, что реализованный в ОГК-6 проект реформирования ИТ и создания единой информационной системы начиналcя в 2005 году с создания концепции развития до 2008 года. В числе основных итогов "ИТ-реформ" в компании г-н Моничев отмечает создание единой сервисной структуры управления и предоставления ИТ-услуг, построение ИТ-инфраструктуры, которая обеспечивает совместную работу подразделений и филиалов компании, а также ключевых партнеров ОГК-6 в соответствии с требованиями информационной безопасности и отраслевых регламентирующих документов. В компании были стандартизированы бизнес-процессы – благодаря внедрению корпоративной информационной системы. Создан единый центр обработки и анализа данных. На основе построенной единой корпоративной сети передачи данных работает система ВКС для крупных строек и объектов наблюдения.

По словам г-на Моничева, стандартизация и централизация бизнес-процессов в сфере ИТ позволила, значительно увеличив объем предоставляемых ИТ-услуг, сохранить затраты на уровне 2006 года. Сократилось по сравнению с этим периодом и количество собственного ИТ-персонала (с 232 до 195 человек). В настоящее время на стадии завершения находятся проекты по созданию единой системы кадрового учета и расчета заработной платы, системы аналитической отчетности и бизнес-анализа, системы бизнес-планирования, внедряются решения по управлению закупками, запасами и логистикой, сбытовой деятельностью, финансовыми потоками. Кроме того, начат проект по созданию системы мониторинга эксплуатации и управления ремонтами и техобслуживанием.

По прогнозам CNews Analytics, невзирая на то, что энергетический рынок находится в настоящее время на перепутье и испытывает негативное влияние экономического кризиса, до 2014 года российские энергокомпании будут проявлять устойчивую потребность в эффективных ИТ-инструментах управления. Участники энергетического рынка будут сосредоточены на задаче оптимизации деятельности посредством информационных технологий. Готовность к активной информатизации приведет к наращиванию ИТ-расходов, которые будут направлены, в первую очередь, на повышение эффективности бизнеса, обеспечение безопасности и устойчивости бизнеса. Большая доля ИТ-бюджетов будет расходоваться на развитие внутренних ИТ-служб. Именно выбор в пользу создания мощных и полнофункциональных внутренних ИТ-подразделений должен будет обеспечить гарантии надежности ИТ-инфраструктуры и технологической безопасности.

Элеонора Ершова / CNews


Презентации участников круглого стола

Презентация Евгений Кривоносов, BMC Software. BMC Software
Презентация Павел Эйгес, EMC. Электронный документоборот и архив в энергохолдингах
Презентация Николай Гришин, Fujitsu Siemens Computers. Динамическая инфраструктура для ERP систем
Презентация Леонид Куропатов, "Verysell Проекты". Решение iOPT OpenLink для трейдинга и оптимизации на российском оптовом рынке электроэнергии и мощности
Презентация Максим Лесниченко, "Сайнер". Роль ИТ в построении системы управления
Презентация Владимир Матюхин, Федеральное агентство по информационным технологиям. Общероссийский государственный информационном центр для оказания государственных услуг на федеральном, региональном и муниципальном уровне
Презентация Моничев, ОГК-6. Система управления ИТ в ОГК-6
Презентация Валентин Грязнов, "Мосэнерго". Перевод модели ИТ-поддержки "Мосэнерго" из инсорсинговой в смешанную
Презентация Мария Попова, CNews. Актуальные ИТ-задачи энергетики в период неопределенности
Презентация Скачать все презентации (архив)