Разделы

Телеком Цифровизация

Как наладить производство телеком-оборудования в России и обеспечить отрасль кадрами

CNews продолжает серию публикаций, посвященных проекту Стратегии развития отрасли связи РФ. Документ был подготовлен Минцифры и направлен на утверждение в Правительство России, о главных направлениях развития отечественной телеком-отрасли и ключевых вызовах мы писали ранее. В материале идет речь о телекоммуникационном оборудовании, информационной безопасности, исследованиях и разработках, а также о развитии кадрового потенциала и нормативном регулировании отрасли. 

Телекоммуникационное оборудование

Объем российского рынка ТКО (телекоммуникационного оборудования) сейчас превышает 1 трлн руб., что составляет 1,5% от мирового рынка. Потребление сетевого ТКО, используемого операторами связи для построения сетей связи, в России составляет 450 млрд руб. ежегодно, из них на ТКО для мобильной связи приходится около 250 млрд руб.

Остальные технологии связи формируют рынок в 200 млрд руб., в 550 млрд руб. оценивается пользовательское ТКО (конечное абонентское оборудование, включая телефоны, смартфоны, оборудование IoT и др). Ведомственные сети связи обслуживают менее 5 млн пользователей, и ежегодные затраты государственных органов на ТКО сейчас на уровне в 100 млрд руб.

Импорт ТКО в Россию составляет 80% в сетевом оборудовании и более 96% в пользовательском оборудовании. Общий объем экспорта российского ТКО в 2021 г. составил порядка 33 млрд руб. Крупнейшие потребители российского ТКО за данный период: Казахстан (4,5 млрд руб), Узбекистан (4,3 млрд руб), Турция (3,8 млрд руб), Беларусь (2,9 млрд руб). В основном, в зарубежные страны экспортируется оборудование для фиксированных сетей связи: Ethernet-коммутаторы, маршрутизаторы и DWDM.

В законодательстве появится понятие доверенного ТКО

Согласно данным ЕРРРП (Единый реестр российской радиоэлектронной продукции) на апрель 2023 г., существует 1,56 тыс. позиции отечественного ТКО. Из них абонентское оборудование представляет собой 515 позиций, оборудование для сетей фиксированной связи — 512 позиций, вспомогательное оборудование (кабельная продукция, телекоммуникационные шкафы, источники бесперебойного питания, антенны, системы контроля и управления доступом, устройства оповещения и сигнализации) — 410 позиций. Оборудование для сетей мобильной связи — 58 позиций, измерительные комплексы — 44 позиции, радиолокационное оборудование — 25 позиций.

ТКО для спутниковых сетей связи на рынке на текущий момент представлено на базе отечественного ПО, сборка которого производится в России, частично с использованием отечественной ЭКБ (элементной компонентной базы), но при этом оно отсутствует в ЕРРРП. В 2022 г. в реестре присутствуют 37 наименований российской ЭКБ, которые потенциально могут использоваться для разработки ТКО.

Зависимость ТКО от зарубежной ЭКБ близка к 100% и определяется отсутствием отечественных разработок специализированной ЭКБ, отсутствием фабрик для их производства, а также ограничением доступа к иностранным фабрикам

При производстве ТКО применяются массовые, стандартизированные и взаимозаменяемые компоненты (микросхемы динамической и флеш-памяти) и специализированные устройства (элементы радиотракта, пакетные процессоры, управляющие контроллеры и фотонные интегральные схемы для ВОЛС, или волоконно-оптических линий связи), которые требуют размещения заказа непосредственно у производителя ЭКБ, не находятся в широком обороте и попадают под жесткий экспортный контроль.

В 2022 г. отрасль связи с толкнулась с санкционными ограничениями в части поставок оборудования, ПО, с блокированием доступов к его обновлению. Также были зафиксированы попутки получения несанкционированного доступа к управлению оборудованием, из-за чего понадобилось отключить эксплуатируемое иностранное оборудование от ИТ-систем технической поддержки производителей ТКО из недружественных стран и создать «стабилизированные версии».

Унификация технологий оказания услуг на основе пакетных сетей передачи данных ведет к потреблению полного набора сервисов на одном пользовательском устройстве с использованием трех технологий доступа для сетей фиксированной связи (ВОЛС), ПРТС, или подвижной радиотелефонной связи (4G, 5G, 6G), спутниковой связи (низкоорбитальные группировки). Все реализуемые в телекоммуникационных сетях услуги (ТВ- и радиовещание, выделенные линии и т.п.) переведут в услуги пакетных сетей передачи данных до 2035 г.

Также прогнозируется рост объема рынка программно-определяемых сетей (SDH) к 2027 г. в 10 раз (по сравнению с 2021 г., с $555 млн до $5,2 млрд) и конвергенция технологий вычислительной техники и ТКО. Соответственно, ТКО будет развиваться в направлении программно-определяемых сетей, и в связи с этим критически важна совместимость действующего ПО с архитектурой, программируемой ЭКБ. При этом большая часть программного стека написана для закрытых x86 и ARM-архитектур, что делает неизбежным их использование на первом этапе развития ТКО с последующей поддержкой портирования стека на открытые архитектуры.

Происходит разделение монолитных решений на стандартизированные модули и блоки, позволяющие операторам связи собирать решения из модулей и блоков различных производителей ТКО, и, как следствие, развивать концепцию открытых сетевых технологий (ОСТ). Решения на базе ОСТ будут основными для архитектуры сетей 5G Advanced и 6G, разделение монолитных проприетарных решений на отдельные программные или аппаратные модули снижает порог входа на рынок для новых разработчиков ТКО и стимулирует инновации. Также преимуществом ОСТ является применение программно-определяемой архитектуры, что позволяет обеспечить гибкость технологического решения (большинство модернизаций осуществляется за счет изменения настроек ПО, без сопутствующей модернизации аппаратного обеспечения или с расширением типовых готовых решений).

Стратегия предполагает следующие меры поддержки: софинансирование расходов отечественных разработчиков на разработку оборудования; предоставление льготных кредитов: российским производителям оборудования — в целях формирования складских запасов компонентов для производства оборудования, и операторам связи — для приобретения отечественного оборудования в рамках заключенных долгосрочных контрактов. Также операторам связи предлагают компенсировать льготные кредиты для приобретения отечественного оборудования в рамках заключенных долгосрочных контрактов. Компенсируют также часть превышения стоимости поставляемого российского оборудования над стоимостью аналогов, которое везут из зарубежных стран. Одним из источников финансирования может стать введение утилизационного сбора на телекоммуникационное оборудование.

Технологический суверенитет в отрасли связи

В законодательстве появится понятие доверенного ТКО, соответствующее установленным уполномоченным органом требования по безопасности информации. Переход на использование в сетях связи ТКО только отечественного производства станет возможен в случаях, когда на российском рынке будет представлена отечественная конкурентоспособная продукция, способная заменить ТКО зарубежного производства без ухудшения качества предоставляемых услуг связи.

Авторы Стратегии используют понятие технологический суверенитет — он подразумевает наличие в стране (под национальным контролем) критических и сквозных технологий собственных линий разработки и условий производства продукции на их основе, которые помогают государству и обществу реализовывать национальные интересы и цели развития.

Технологический суверенитет обеспечивается в двух основных формах: исследование, разработка и внедрение критических и сквозных технологий; производство высокотехнологичной продукции, основанное на указанных технологиях. Технологический суверенитет в отрасли связи (ТСС) — это способность государства обеспечить управляемость сетями электросвязи и всеми пользовательскими устройствами (включая любые приборы, которые формируют электрический сигнал и передают информацию), которые находятся в пределах территории России.

Технологический суверенитет в фиксированной, мобильной и спутниковой связи

Уровень по видам продукции на основе критических технологий, сценарий целевой/перспективный, ед.

4,2
2022 год
4 (<4)
2030 год
1,5 (<1,5)
2035 год
4,2
2022 год
3 (<3)
2030 год
1,5 (<1,5)
2035 год
в фиксированной связи
4,64
2022 год
4 (<4)
2030 год
1,5 (<1,5)
2035 год
4,64
2022 год
3 (<3)
2030 год
1,5 (<1,5)
2035 год
в мобильной связи
1,43
2022 год
1,5 (<1,5)
2030 год
1,5 (<1,5)
2035 год
1,43
2022 год
1,4 (<1,4)
2030 год
1,3 (<1,3)
2035 год
в спутниковой связи

Управляемость сетями электросвязи — это способность государства обеспечить: возможность разработки и производства отечественного ТКО на основе отечественных сквозных технологий либо наличие управляемых каналов поставок иностранного ТКО; техническое обслуживание ТКО, образующее сеть электросвязи, без обращения к другим государствам и формирования зависимости от них; управление сетью электросвязи и услугами на сети, при отсутствии доступа иностранных государств к системе управления ТКО и сетью электросвязи.

Управляемость пользовательским устройствами (ПУ) — это способность государства обеспечить: возможность разработки и производства отечественных ПУ на основе отечественных сквозных технологий либо наличие управляемых каналов поставок иностранных ПУ; техническое обслуживание ПУ, подключаемых к сетями электросвязи РФ, при отсутствии доступа иностранных государств к ним; управление услугами и доступом к контенту на ПУ без доступа иностранных государств к системе управления ПУ; контроль за подключением этих устройств, находящихся в границах России, к внешним сетям электросвязи, без использования электросвязи России.

Показатели уровня Технологического суверенитета в отрасли связи: менее 1,5 — высокий (серийное производство ТКО на уровне ведущих мировых производителей); от 1,5 до 4 — средний (мелкосерийное и единичное производство ТКО с недостаточным объемом технологического развития и производственных мощностей); более 4 — низкий (отсутствие производства (наличие опытных образцов) ТКО с недостаточным объемом технологического развития или производственных мощностей.

Перечень ТКО для технологии доступа «сети фиксированной связи» (ВОЛС), подлежащего разработке для достижения ТСС, состоит из семи позиций сетевого ТКО (XWDM, магистральные маршрутизаторы, MEN — агрегация/доступ, пограничный Ethernet-коммутатор, Ethernet-коммутатор ядра сети, Ethernet-коммутатор агрегации/предагерации/доступа, ЦРРС/радио-Ethernet/P2MP) и шести позиций пользовательского ТКО (PON ONU/ONT, Wi-Fi CPE, STB, терминалы IoT, IP-видеокамеры, P2PM CPE).

Перечень ТКО для технологии доступа «мобильные сети связи», подлежащего разработке для достижения ТСС, состоит из 7 позиций сетевого ТКО (2G/GSM, 4G/LTe-Advanced, 5G/IMT-2020, 6G/IMT-2027, 4EPC, 5GC, 6G Core) и двух позиций пользовательского ТКО (смартфоны, терминалы IoT).

Перечень ТКО для технологии доступа «спутниковые сети связи», подлежащего разработке для достижения ТСС, состоит из 11 позиций сетевого ТКО: модем спутниковый (центральный), бортовая приемо-передающая АФР Ka-диапазона (не менее 8 лучей с суммарной полосой пропускания не менее 1,5 ГГц), УЛБВ Ku/Ka-диапазона (мощностью полосой пропускания не менее 100 Вт), бортовая приемо-передающая АФР S-диапазона (не менее 4 лучей с суммарной полосой пропускания не менее 30 Мгц), АЦП (радиационно стойкий) с полосой пропускания не менее 200 МГц, ЦАП (радиационно стойкий) с полосой пропускания не менее 200 МГц, МШУ Ku/Ka-диапазона частот, преобразователи частоты понижающий/повышающий (Ku/Ka-, Ka/s- S/Ka-диапазоны), пассивное ретрансляционное оборудование Ku-,Ka-s,S- диапазона (в том числе коаксиальные и волноводные переключатели), комплект бортовой аппаратуры КИС (телекоммуникационного космического аппарата), генератор сигнала маяка Ka-диапазона). Также в перечне есть три позиции пользовательского ТКО: фиксированные терминалы спутниковой связи, модем спутниковый (абонентский), устройства ПРС для спутниковых сетей.

Распределение номенклатуры ЭКБ, используемой в ТКО по топологическим нормам: 10 типов цифровых и цифро-аналоговых компонент (серверные микропроцессоры общего назначения и чипсеты, микропроцессоры приложений общего назначения (системы-на-кристалле), процессоры обработки сигналов (baseband, LTE/5G, WiFi/BT), сетевые процессоры/контроллеры, динамическая память, статистическая память, постоянная перезаписываемая память (Flash), постоянная стираемая память (EEPROM), микроконтроллеры, приемники ГНСС) с техническими процессами от 28 до 180 нм; пять типов аналоговых компонентов (управление питанием, мощные RF-транзисторы, усилители мощности, операционные усилители, генераторы опорной частоты) с техпроцессами от 65 нм.

Информационная безопасность

Обеспечение кибербезопасности инфраструктуры связи России включает в себя следующие инициативы: поэтапный переход на доверенные решения (в том числе операционные системы), соответствующие национальным требованиям по информационной безопасности и сертифицированные ФСТЭК (Федеральная служба технического и экспортного контроля) и ФСБ (Федеральная служба безопасности); введение норм использования в отрасли связи ПО, созданного в соответствии со стандартом безопасной разработки и соответствующего требованиям по информационной безопасности.

Также среди инициатив — установление требований по проведению непрерывной оценки защищенности предприятий и организаций отрасли связи; создание юридически значимых механизмов оценки последствий компьютерных инцидентов, вызванных компьютерными атаками; проработка условий для развития системы страхования рисков информационной безопасности (ИБ) в отрасли связи, не ухудшающей уровень ее информационной безопасности.

Также запланировано: расширение взаимодействия научных организаций с участниками отрасли связи, разработчиками ТКО, ПО и средств защиты информации, в том числе криптографических; поэтапное замещение иностранных средств защиты информации, в том числе криптографических, на доверенные средства, сертифицированных в соответствии с российских законодательством.

Предполагается внедрение системы фильтрации компьютерных атак в сетевом трафике при оказании услуг связи, в том числе использующих технологии искусственного интеллекта; развитие отраслевого центра ГосСОПКА (Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак), включая систему раннего предупреждения об угрозах информационной безопасности; внедрение технологии квантового распределения ключа на основе отечественного оборудования в интересах государственных и крупных корпоративных потребителей, а также апробация и внедрение постквантовых методов криптографической защиты информации в сетях связи. Планируется и продвижение положений национальных стандартов России в международные и межгосударственные стандарты для их последующего применения на абонентских устройствах.

Из инициатив по ИБ, которые ранее включили в проект Стратегии, но затем убрали из нее, стоит отметить: реализацию на базе автоматизированной системы обеспечения безопасности российского сегмента сети интернет ограничения сканирования российских информационных систем из-за рубежа; создание доверенного сервиса проведения аудита ИБ, корректности настроек сертификатов безопасности сайтов, DNS и почтовых серверов; создание информационной системы о страновой принадлежности (гео-IP локация) сетей связи, операторов связи как на территории России, так и за ее пределами; реализация механизма проверки корректности маршрутизации с использованием РАНР (реестр адресно-номерных ресурсов Рунета), в том числе на основе инфраструктуры открытых ключей (RPKI), и обеспечение его использования операторами связи.

Также ранее были запланированы следующие меры: обеспечение интеграции разнородных сетей электросвязи без нарушения свойств безопасности и снижения уровней защиты информации; обеспечение операторами связи защиты сигнального трафика с применением средств защиты информации, соответствующих требованиям ФСБ; внедрение в телекоммуникационное оборудование и средства защиты информации функций взаимодействия с оборудованием защиты сигнальных сетей и с ГосСОПКА; обеспечение функционирования защищенного сегмента взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) отрасли связи.

Исследования и разработки

Россия занимает пятое место в мире по масштабам занятости в науке, десятое — по объему ее финансирования, 41-е — по доле внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте. В 2022 г. доля средств в ВВП, направленных на развитие науки в России, составила 0,99% Объем внутренних затрат на исследования и разработки в России за 2022 г. достиг $47,6 млрд.

Внутренние затраты России на исследования и разработки в области информационно-телекоммуникационных систем в 2021 г. составили 99,6 млрд руб., из них средства государственного бюджета — 57 млрд руб., средства предпринимательского сектора — 40,3 млрд руб., прочие средства — 2,3 млрд руб.

По публикационной активности российских авторов в области ИКТ в научных изданиях, индексируемых Scopus, Россия в 2021 г. заняла девятое место в мире. Удельный вес работ авторов из России в общемировом числе публикаций в области ИКТ, индексируемых в Scopus, составил 2,9%, количество публикаций — 17,7 тыс.

Магистральная инфраструктура РФ

Темпы роста пропускной способности магистральной инфраструктуры, обеспечивающей трансграничную передачу данных через территорию страны, в сравнении с 2022 г., %

Сценарий целевой
Сценарий перспективный
171%
190%
2030 год
400%
450%
2035 год

По патентной активности отечественных разработчиков в области ИКТ Россия в 2020 г. заняла 15-ю позицию в мировом рейтинге. Число патентных заявок на изобретения в этой области, поданных российскими заявителями в 2020 г., составило 2,4 тыс. единиц, при этом из них на изобретения в области телекоммуникаций пришлось 377, цифровой связи — 260, на базовые коммуникационные процессы — 263. Вопреки мировым тенденциям, области, связанные с ИКТ, не входят в сферу специализации российских исследователей и разработчиков.

Стратегия предполагает следующие инициативы: проведение исследований для созданий и внедрения в РФ технологий и стандартов связи 6G; разработку технических заданий на создание перспективных образцов отечественного телекоммуникационного оборудования; создание специализированных инженерных школ для разработки перспективного телекоммуникационного оборудования; проведение комплексных исследований влияния электромагнитного излучения на живые организмы и разработку требований к размещению и эксплуатации сетей 4G/5G/6G с целью рационального и научно обоснованного снижения требований к допустимым нормам электромагнитного излучения средств сотовой связи.

Первоначальный вариант Стратегии также предполагал создание к 2035 г. четырех новых отраслевых исследовательских технопарков, применяемых НИИ, вузами и бизнесом в целях оптимизации процессов исследований, разработки новых технологических и научно-технических решений, производства средств связи. Но от этой инициативы решили отказаться.

Кадры

Общее количество сотрудников, работающих в организациях отрасли «Электроника, радиотехника и системы связи» (УГСН-11) на конец 2020 г, составляло 9,15 тыс. человек, из них ИКТ-специалистов — 1,76 тыс. человек. В сравнении с 2019 г. отмечается рост численности на 6,1% занятых в профессиях, связанных с интенсивным использованием ИКТ. Общее количество специалистов этого профиля на предприятиях отрасли связи, исходя из текущей тенденции, в 2030 г. составит около 3,1 тыс. человек.

В 2020 г. общая численность молодых специалистов в отрасли, которым было до 39 лет, составляла 67% от общего числа ИКТ-специалистов, в то время как количество специалистов в возрасте старше 60 лет достигало порядка 3% от общего числа сотрудников этого профиля.

По состоянию на 2022 г. в России функционируют 146 образовательных организаций высшего образования и 266 учебных организаций с контингентом по линии СПО (среднее профессиональное образование), где по УГСН-11 обучается 109,1 тыс. человек. Выпуск специалистов по УГСН в 2022 г. составил 21,2 тыс. человек при приеме в 33,54 тыс. человек. Выпуск специалистов по УГСН-9 «Информатика и вычислительная техника» в 2022 г. достиг 84 тыс. человек при приеме в 184,3 тыс. человек. Исходя из этого, выпуск с профильной для отрасли связи УГНС 11 занимает лишь 20,2% от общего выпуска специалистов сферы ИКТ.

Организации отрасли ощущают острую и стабильную нехватку квалифицированных кадров, которая только усугубляется на фоне растущего спроса на услуги отрасли

Опрос, проведенный среди организаций отрасли связи и образовательный организаций, показал, что 65% опрошенных заявляют об острой потребности в специалистах отрасли. О нехватке специалистов высшего уровня квалификации говорят 58% компаний, специалистов среднего уровня квалификации — 37%.

Дефицит кадров усугубляется в том числе и тем, что на глобальном уровне отрасль развивается крайне динамично, услуги и оборудование в этой сфере перманентно совершенствуются. Сотрудники, участвующие в передовых проектах по разработке, продвижению и развитию услуг отрасли, востребованы по всему миру.

Стратегия предполагает: внесение изменений в программы подготовки специалистов отрасли связи в образовательных организациях среднего и высшего образования с учетом предложений операторов связи, разработчиков и производителей ТКО; проведение добровольной профессионально-общественной аккредитации и рейтингования образовательных программ и программ подготовки кадров для отрасли.

Также планируется разработка и внедрение механизма возмещения затрат организациям в отрасли в случаях оснащения ими отечественными ТКО и ПО образовательных организаций, проведение образовательных мероприятий и реализация НИР (научно-исследовательские работы), ОКР (опытно-конструкторские работы) и других проектов в сотрудничестве с образовательными организациями; упрощение привлечения к преподавательской деятельности сотрудников предприятий отрасли.

Цифровой кодекс

На сегодняшний день в России отсутствует самостоятельное определение отрасли связи. Определение отрасли связи охватывает только осуществление деятельности по оказанию услуг связи. Модель государственного регулирования этого сектора построена на регулировании отдельных сетей связи, развернутых и эксплуатируемых с использованием некоторых ресурсов (радиочастотного спектра, спектра нумерации и т.п.).

Государственное регулирование отрасли связи в РФ носит разрешительный характер. Возмездная деятельность в этом секторе экономики требует обязательного получения соответствующей лицензии на каждый вид услуг связи. При этом лицензии выдаются не на обобщенный вид услуг (например, телефонной связи), а на те, что предоставляются по определенной технологии или в определенном масштабе сетей связи (местной телефонной/междугородней и международной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи и т.п.).

В отношении госрегулирования отрасли можно отметить характерные проблемы: методы государственного регулирования применяются на основании установления нормативным правовым актом конкретного вида услуг связи; применяется отождествление товарного рынка с тем или иным конкретным видом услуг связи; в вопросах регулирования субъектов естественной монополии не принимается во внимание появление новых технологий.

Осложняет ситуацию наличие большого числа нормативных правовых актов, их запутанность и низкое качество юридической техники, а также их бессистемное и непредсказуемое изменение. Кроме того, имеет место несвоевременное принятие нормативных правовых актов или решений, существенно влияющих на развитие отрасли и внедрение новейших технологий.

Также представляется не вполне обоснованной чрезмерная детализация услуг связи при лицензировании деятельности, так как базируется она не на конечной ценности для потребителей услуг связи (например, передача голосовой информации, сигналов теле-ридаоканалов и т.п.), а на классификации технологий излучения, масштаба сетей связи, передачи или приема информации.

Кроме того, вызывают опасения следующие тенденции: рост контрольных и надзорных функций отраслевых регуляторов (Роскомнадзора); передача регулирующих функций подведомственным организациям и их подрядчикам; возложение на операторов связи натуральных обязанностей под предлогом решения как вопросов безопасности, так и социальных вопросов регионального и федерального значения. В частности, на операторов возлагаются обязанности, связанные с регулированием смежных отраслей, которые лежат вне сферы их деятельности (такие, как блокировки в интернете).

Действующие отраслевые нормативные правовые акты не в полной мере соответствуют динамике развития российских сетей связи: аналоговые сети заменяются цифровыми, происходит конвергенция услуг связи в рамках одной сети связи — они, по факту, становятся мультисервисными.

Наметился тренд на разделение крупных операторов связи на инфраструктурных (владельцы инфраструктуры связи, которые не взаимодействуют с конечными пользователями) и виртуальных операторов связи (используют существующую инфраструктуру других субъектов отрасли связи для оказания своих услуг конечным пользователям). Перечисленные тенденции требуют пересмотра и оптимизации существующего механизма лицензирования в отрасли связи.

Интенсивное внедрение интернета, массовое распространение мобильных устройств и цифровых технологий приводят к тому, что технологические платформы обмена информацией и распространения контента становятся новой конкурентной средой для традиционных способов получения и распространения информации, товаров и услуг. Границы между традиционными телекоммуникационными и новыми цифровыми решениями стираются. Появляются новые виды отношений в ИКТ сфере, которых не было в период активного формирования действующей нормативной правовой базы.

Оптимальным видом законодательного акта, позволяющим сформировать стройную взаимоувязанную систему отраслевых правовых норм, является Цифровой кодекс, обеспечивающей комплексное регулирование развития и использования ИТ и инфраструктуры связи.

Целевые показатели

К 2030 г. отрасль РФ должна обеспечить подключение к сети интернет 98% домохозяйств и социально-значимых объектов, расположенных в населенных пунктах с численностью от 10 тыс. человек, со скоростью подключения не менее 1 Гбит/с. Доступ в сеть интернет для домохозяйств станет коммунальной услугой наравне с электричество и теплоснабжением. Подключение к сети домохозяйств в малых населенных пунктах с низкоэтажной застройкой будет осуществляться на «последней миле», в том числе с использованием беспроводного широкополосного доступа.

Сотовым операторам к 2035 г. за счет проведения конверсии будет выделено суммарно 800–900 МГЦ частот в диапазонах 470 МГц — 6 ГГц и 2–3 ГГц частот в диапазонах 6 — 30 ГГц. На территориях, покрытых сетями 5G, будет проживать 50–60% населения. Средняя скорость доступа в интернет для пользователей услуг мобильной связи составит 100–125 Мбит/с.

Радиочастотный спектр в РФ

Объем дополнительного РЧС, выделенного для совместного динамического использования в разных диапазонах, накопительным итогом, МГц

600 МГц
2030 год
800 МГц
2035 год
600 МГц
2030 год
900 МГц
2035 год
в диапазоне 470-6000 МГц; сценарий целевой/перспективный
1500 МГц
2030 год
2000 МГц
2035 год
1500 МГц
2030 год
3000 МГц
2035 год
в диапазоне 6-30 ГГЦ; сценарий целевой/перспективный

Развитие магистральной инфраструктуры связи будет определять необходимость обеспечивать передачу постоянно возрастающих объемов трафика. Основными драйверами роста станут: подключенный транспорт, цифровое производство, видеопотоки «умного» города, пользовательское видео в разрешение 4K и 8K, VR- и AR-приложения для массового потребителя, онлайн-игры. Потребуется кратное увеличение суммарной пропускной способности магистральных линий (включая трансграничные переходы), а также развитие отечественной сети доставки контента.

Стоящие перед Россией стратегические задачи пространственного развития, создания новых транспортно-логистических путей, кратного увеличения емкости магистральной инфраструктуры связи с ее модернизацией на базе отечественного оборудования приведут к необходимости пересмотра принципов планирования и развития магистральных каналов связи.

Развитие магистральной инфраструктуры связи будет проектироваться с использованием соответствующей генеральной схемы сетей связи, с одной стороны, как инструмента оптимизации расходов отрасли на развитие инфраструктуры, а с другой — как средства взаимоувязки и достижения синергетического эффекта при совместном развитии инфраструктуры связи и других пространственно-распределенных линейных инфраструктур. Пропускная способность магистральной инфраструктуры, обеспечивающей трансграничную передачу данных через территории России, увеличится с 7 Тбит/с в 2022 г. до 35–38 Тбит/с в 2035 г.

Количество подключений к сетям передачи данных, разветвленность таких сетей, разнородность требований отдельных абонентов к параметрам передачи данных (к требованиям по ширине полосы пропускания добавятся требования по задержке) приведут к необходимости массового перехода на технологию сетевой виртуализации и программно-конфигурируемых сетей с открытой архитектурой и возможностью встраиванию сетевых приложений, а к 2035 г. — к массовому внедрению технологий искусственного интеллекта для управления сетями связи.

К 2030 г. на орбиту Земли будет функционировать отечественная низкоорбитальные спутниковая группировка, позволяющая обеспечить широкополосный доступ к сети интернет в отдельных регионах, а также передачу сообщений с мобильного телефона в адрес экстренных служб — на территориях с отсутствующим или недостаточным покрытием сетями сотовой связи. Группировка будет насчитываться 770–924 космических аппаратов.

Негеостационарная спутниковая система РФ

Размер российской многоспутниковой НГСО-системы широкополосного доступа с глобальным покрытием аппаратов, выведенных на низкую негеостационарную орбиту, сценарий перспективный, шт.

622
2030 год
924
2035 год

К 2035 г. на основе указанной спутниковой группировки с использованием средств мобильной и фиксированной связи будет создана гибридная сеть связи, обеспечивающая бесшовную интеграцию и непрерывную сетевую связанность. Сеть обеспечит покрытие услугами связи, широкополосного доступа к сети интернет и резервного цифрового вещания всей территории страны, включая федеральные и региональные автомобильные дороги, арктическую зону и трассу Северного морского пути. Также к 2035 г. на геостационарную и высокоэллиптическую орбиту будут выведены 17–21 спутник связи и вещания.

Орбитальная спутниковая группировка в РФ

Созданные и выведенные на орбиту российские космические аппараты связи и вещания на ГСО, шт.

Сценарий целевой
Сценарий перспективный
0
2022 год
10
10
2030 год
17
19
2035 год

В 2035 г. в каждом домохозяйстве, подключенном к российскому сегменту интернета, в среднем будет использоваться около десяти подключенных устройств. Такие устройства станут основными потребителями услуг сети: доля трафика ЦОД–ЦОД и ЦОД–«умное» составит до 70% в общем объеме трафика. Таким образом, основные требования к параметрам сети во многом будут определяться требованиями технических решений, а не потребностями человека.

Доступ в интернет

Домохозяйства РФ с широкополосным доступом к Сети, %

86%
2022 год
97%
2030 год
98%
2035 год

Рост объема передаваемого трафика и количества подключенных устройств приведет к росту требований в части надежности, минимизации задержек и пропускной способности сети. Это, в свою очередь, потребует изменения архитектуры построения сетей в сторону «выноса» небольших и средних центров обработки данных на периферию сети, ближе к пользователям (в том числе размещение в непосредственной близости к базовым станциям сотовой связи). Доля выполняемых такими центрами обработки данных «граничных» вычислений к 2035 г. составит до 30% от общего объема вычислений в ЦОД.

К 2030 г. до 80% аудитории телерадиовещания одновременно будет активно использовать отечественные платформы видеоконтента, предоставляющие ТВ-услуги с качеством лучше, чем в эфирном ЦТВ, а также сервисы, предоставление которых в настоящее время невозможно организовать с помощью эфирного ЦТВ (Full HD, 4K, интерактивное ТВ, видео по запросу, доступ к архиву и т.д.).

Это, в свою очередь, приведет к росту спроса на абонентское оборудование отечественного производства. Также будет полностью высвобожден и переиспользован радиочастотный спектр, используемый в настоящее время для доставки аналогового и цифрового ТВ и радио. Резервирование возможности доставки контента ТВ-вещателей до аудитории будет осуществляться с использованием отечественной низкоорбитальной спутниковой группировки.

В 2035 г. в связи с внедрением и развитием систем «умного города» основными потребителями услуг беспроводной широкополосной связи станут системы управления транспортом (в том числе беспилотным), системы безопасности, сервисы здравоохранения и отрасли развлечений. Удовлетворение потребностей этих и других потребителей будет осуществляться с использованием технологии 5G (и, частично, 6G) на основе отечественного оборудования и с возможностью создания выделенных сегментов сети для безопасного и надежного взаимодействия объектов критических инфраструктур и служб безопасности.

Уровень надежности (коэффициент готовности) в сетях фиксированной связи увеличится с 0,99 в 2022 г. до 0,9999 к 2035 г. Уровень технологического суверенитета на основе критических технологий в мобильной и фиксированной связи к 2035 г. составит не менее 1,5, в области спутниковой связи — не менее 1,3–1,5.

Доля урегулированных в пределах установленного периода инцидентов информационной безопасности и мошеннических действий от общего числа зарегистрированных инцидентов в отраслевом центре ГосСОПКА (TelconCert) составит 80–95%. 40 операторов связи будут иметь полис страхования от киберрисков.

К 2035 г. Россия поднимется с девятого (в 2022 г.) до пятого места по удельному весу в общем числе статей в области ИКТ в изданиях, индексируемых в международных базах данных. По удельному весу в общем числе заявок на получение патента на изобретения, поданные в мире в области ИКТ, Россия за этот же период поднимется с 15 до 10 места. В рейтинге Speedtest Global Index Россия должна вырасти с 85 до 50 места, в рейтинге GSMA Mobile Connectivity Index — с 38 до 25. 80 отраслевых основных образовательных программ пройдут профессионально-общественную аккредитацию к 2035 г.

Игорь Королев