Цифровизация в транспортной отрасли столкнулась с теми же проблемами, что и рынок ИТ в целом. Санкции привели к необходимости перестройки логистических цепочек, затраты на транспортировку выросли, сократить их можно только путем оптимизации. Для этого нужны современные цифровые инструменты от российских разработчиков. Государство активно стимулирует создание таких инструментов. Уже началось тестирование национальной транспортной платформы. Задачи цифровизации становятся неотъемлемой частью национальных проектов.
Национальная транспортная платформа
В 2023 г. главной задачей российской транспортной отрасли была переориентация транспортных потоков с Запада на Восток. Причина — падение объема торговли со странами ЕС на 60% и рост на 20% с Китаем. На таком фоне количество перевозок внутри страны в 2023 г. выросло на 51% по сравнению с 2022 г., а за ее пределы — на 21%. При этом по причине резкого изменения логистических цепочек существенно увеличилась стоимость услуг по перевозке, хранению и обработке грузов.
И государство, и бизнес прикладывают значительные усилия для стабилизации ситуации. Одно из важных направлений — внедрение современных ИТ-решений, помогающих оптимизировать логистические цепочки, отслеживать перемещение грузов, упростить и ускорить оформление необходимой документации.
В апреле 2023 г. появилась информация, что в России планируется создать Национальную цифровую транспортно-логистическую платформу (НЦТЛП), в состав которой войдут государственные информационные системы, цифровые сервисы и библиотека нормативных документов, используемые при организации перевозок. Ожидается, что благодаря платформе средняя скорость доставки товаров увеличится до 15%, а объем грузоперевозок вырастет до 12%. Также НЦТЛП позволит обмениваться данными со странами АСЕАН, БРИКС, ШОС и ЕАЭС.
Тестирование платформы началось 1 августа 2024 г. и продлится до 1 июня 2025 г. Оператор цифровой платформы — Минтранс России, разработчик — подведомственный Ситуационно-информационный центр. Одна из целей — внедрение электронного документооборота на всех этапах грузоперевозок, которые ведутся автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным транспортом. Также будет апробирована выдача разрешительных и товаросопроводительных документов через механизм «одного окна». Еще на платформе должны появиться цифровые профили участников рынка и заработать сервис предоставления информации о движении грузов. В 2025–2026 гг. на НЦТЛП планируют разместить еще восемь сервисов, а начало опытной эксплуатации намечено на I квартал 2027 г.
Частью национальной транспортной платформы станет запущенная еще осенью 2022 г. государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). В ее разработке участвовали ФНС, Минцифры и МВД России. В 2023 г. с помощью ГИС ЭПД можно было в электронном виде оформлять 6 типов документов, в том числе транспортные накладные и путевые листы.
В 2023 г. в ГИС ЭПД работали 11 операторов. Стартовал пилотный проект по электронному оформлению мультимодальных перевозок с участием РЖД, FESCO и ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». В ходе проекта отрабатывается возможность заказать доставку груза в режиме одного окна с привлечением разных видов транспорта — автомобильного, железнодорожного, водного и авиаперевозок. На первом этапе тестируется цепочка «автомобильный — железнодорожный транспорт», для этого необходимо подключить автоматизированную систему «Электронная транспортная накладная» РЖД к ГИС ЭПД. На следующем этапе на базе Владивостокского морского торгового порта будет отрабатываться подключение еще одного звена — морского транспорта.
Еще один сервис НЦТЛП — электронная очередь в трех пунктах пропуска через государственную границу — заработал 1 сентября 2023 г. Речь идет о самых загруженных пограничных пунктах: Забайкальск на границе с Китаем, Бугристое на границе с Казахстаном и Чернышевское на границе с Литвой. С 1 марта 2024 г. у граждан России появилась возможность записаться в очередь через портал госуслуг, а у иностранцев — через ГИС ЭПД.
В апреле 2023 г. было подписано соглашение об отслеживании грузовых перевозок в ЕАЭС с помощью электронных навигационных пломб. Однако пока его реализация тормозится — с мая по сентябрь минувшего года такие пломбы использовались только в ходе 200 перевозок: 76 автомобильных и 124 железнодорожных. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) рассчитывает, что массовое применение технологии начнется в 2024 г.
Цифровизация транспортной отрасли
Значительное число предприятий транспортно-логистической отрасли можно отнести к критической инфраструктуре России. Это означает, что перед ними стоит задача импортозамещения.
В транспортной отрасли создано 4 индустриальных центра компетенций (ИЦК), запущено 18 проектов. Так, по словам директора Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полины Давыдовой, в рамках отраслевого комитета «Транспорт» реализуются проекты на общую сумму в ₽19,1 млрд. Все решения создаются за счет собственных средств компаний. Заказчиками решений выступают 36 организаций. По состоянию на конец мая 2024 г. выполнена половина проектов, оставшиеся будут завершены до конца 2024 и в 2025 гг.
В рамках ИЦК «Авиационный транспорт» четыре проекта реализует «Аэрофлот», два из них практически завершены. По словам заместителя генерального директора по информационным технологиям «Аэрофлота» Антона Мацкевича, компания вложила в них более ₽10 млрд. В качестве примера он привел создание системы технического обслуживания и ремонтов на базе отечественных компонентов.
В рамках ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» восемь проектов реализует РЖД. По словам заместителя генерального директора по вопросам цифровой трансформации РЖД Евгения Чаркина, из них уже завершено два: созданы система «Электронная транспортная накладная» (ЭТРАН) и единая модель данных перевозочного процесса. Также компания работает над созданием системы по продаже билетов «Экспресс».
В ИЦК «Морской и речной транспорт» входит 11 компаний, но главную роль играет Росморпорт. Предприятию уже удалось заменить зарубежную систему управления движения судов на российское решение, сообщил заместитель генерального директора федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» Сергей Симонов.
ИЦК «Аэропорты» возглавляет международный аэропорт «Шереметьево». По словам заместителя генерального директора по информационным технологиям международного аэропорта «Шереметьево» Кирилла Алифанова, в рамках ИЦК уже разработано и внедрено в 54 аэропортах российское решение поиска багажа, в десятках точек используется система универсального доступа к стойкам регистрации ARCute.
По словам Александра Каушанского, генерального директора компании «Программный Продукт», сейчас информационные системы, которые используют компании транспортной отрасли, на 90% состоят из компонентов российского производства. К 2025 г. 100% значимых объектов критической информационной инфраструктуры будут функционировать на основе отечественных решений, тем более что технологии, которые отвечают всем требованиям, уже представлены. Для управления инфраструктурой используется только отечественный софт. «Единственное, где санкции как-то сказались, — это необходимость мигрировать с SAP на 1С, но это и так планировалось делать, так что потребовалось только слегка ускорить процесс», — говорит он.
Что ждет ИТ на транспорте в будущем
В ноябре 2023 г. была утверждена новая редакция «Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли в России до 2030 г.». Из предыдущего варианта исключили уже реализованные проекты и добавили новый — по обеспечению информационной безопасности на объектах критической информационной инфраструктуры. Также в новой редакции сделан упор на использование искусственного интеллекта (ИИ) в самых разных проектах — «Беспилотные логистические коридоры», «Автономное судовождение», «Беспилотные авиационные системы», «Бесшовная грузовая логистика», «Зеленый цифровой коридор пассажира».
В мае 2024 г. стало известно, что в ближайшее время запустят еще два национальных проекта, имеющих непосредственное отношение к транспорту. В нацпроекте «Эффективная транспортная система» будет 8 федеральных проектов по направлениям транспорта. Так, в рамках федерального проекта по цифровизации планируют создать государственную информационную систему транспортно-экономического баланса, которая позволит определять «узкие» места инфраструктуры, анализировать фактические и прогнозные объемы грузо- и пассажиропотоков. В свою очередь, разрабатываемая Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа будет направлена на снятие избыточных административных барьеров для участников рынка, а также увеличение эффективности использования транспортной инфраструктуры.
В нацпроекте «Инфраструктура для жизни» — 6 федеральных проектов, связанных с дорожным хозяйством. В частности, предусмотрено использование цифровых технологий для снижения уровня ДТП и обеспечения граждан общественным транспортом на востребованных маршрутах.
Таким образом, похоже, что государство видит в цифровизации транспорта важнейший инструмент преодоления логистических проблем и намерено серьезно инвестировать в это направление. Теперь дело за российскими ИТ-компаниями — им предстоит в кратчайшие сроки создать полноценные цифровые инструменты.