Спецпроекты

На страницу обзора
Как развивается российский рынок PIM-систем?

Как развивается российский рынок систем для централизованного управления данными о товарах, Product information management systems или PIM, и что уже умеют отечественные решения, рассказали консультант компании Compo по внедрению крупных e-commerce проектов Руслан Ишмаметов и руководитель отдела PIM-систем компании Compo Павел  Жук. Эффекты от применения PIM оценил представитель клиента Compo 一 Андрей Шишкин, технический директор компании X-Com.

Павел Жук, Руслан ИшмаметовCompo

CNews: Каким торговым компаниям нужна PIM-система?

Руслан Ишмаметов: Система безусловно нужна крупным компаниям, у которых десятки тысяч товарных позиций (SKU) и оборот более 500 млн. руб. в год. В таких компаниях зачастую уже существует такая роль как контент-менеджер, для которой и необходим профессиональный инструмент PIM система.

В средних компаниях с количеством SKU условно до 10 000 и оборотом до 500 млн. руб., товарным контентом обычно занимаются либо в отделе закупок, либо администратор интернет-магазина, либо вообще кто-то в бухгалтерии, кто вносит номенклатурные позиции в 1С. Такие компании работают с товарами в экселе, системе администрирования сайта, бухгалтерских системах, но не в PIM, из-за чего несут потери за счет низкого качества данных, большого числа ошибок в описании товаров, плохо управляемых процессов.

Руслан Ишмаметов, Compo: Система безусловно нужна крупным компаниям, у которых десятки тысяч товарных позиций (SKU) и оборот более 500 млн. руб. в год

Однако есть сценарий, при котором и для небольших компаний решения класса PIM будут очень востребованы. Например, в компании ассортимент в 100 SKU, но он продается на 3 маркетплейсах. В этом случае у компании будет уже 4 каталога: свой каталог, отдельный каталог для каждой площадки со специфичным описанием товаров в каждом. В таком случае справляться с управлением товарным контентом без PIM будет проблематично.

CNews: Какие функции PIM вы можете назвать основными?

Павел Жук: У PIM-систем две ключевые функции. Во-первых, они предназначены для сбора, хранения и дистрибуции информации о товаре. С помощью PIM-системы информация о товаре передается в различные каналы продаж в формате этих каналов. Ведь у разных торговых площадок карточки товаров выглядят по-разному.

Информация о товаре 一 это наименование, характеристики, краткое и детальное описания, фото и видеоролики, сертификаты и вообще любая информация про товар. Информация поступает из различных ИТ-систем компании, потому что, как правило, хранится на различных ресурсах. Например, стоимость и характеристики 一 в Excel-таблицах или «1С», фото и видео 一 на «Яндекс.диске».

Во-вторых, PIM-система позволяет автоматизировать работу отдела контента и наладить прозрачный процесс по заполнению карточек товара в соответствии с эталонами. Видно, как и кем заполнялась карточка, сколько карточек заполнено за день. Это важно для распределения ответственности в описаниях товаров и установки KPI для редакторов.

Павел Жук, Compo: Важно до старта проекта определить те KPI, которых хочет достигнуть компания

CNews: PIM-системы какого типа представлены на российском рынке?

Руслан Ишмаметов: По типу лицензии есть коммерческие и open-source решения. По типу установки есть облачные решения и on-premise - ПО по подписке, on-premise 一 ПО, которое устанавливается на сервера компании.

Отдельно можно выделить самописные решения, когда компании пишут решения исключительно под собственные требования. Также функционал PIM может быть реализован в виде модуля к ERP системе, например, в 1С есть хороший функционал по управлению номенклатурой.

CNews: Какие тенденции на российском рынке PIM-систем вы можете выделить в 2023 году?

Руслан Ишмаметов: Само внедрение PIM-системы 一 это тенденция последних лет. Клиенты начали интересоваться управлением контентом о товаре, мы видим это по возросшему числу запросов на пилотирование и внедрение нашего решения Compo PIM.

Одновременно мы видим, что решениями этого класса начинают интересоваться не только крупные компании, но и малый и средний бизнес. Это связано с развитием торговли на маркетплейсах, как мы говорили ранее.

Еще одна тенденция 一 начинают развиваться российские PIM-системы. 2-3 года назад на российском рынке присутствовали только западные PIM-системы.

Павел Жук: Крупные оптовые компании доросли до цифровизации. Последние 3 года они хотят стать нишевыми b2b-маркетплейсами. Раньше они работали через оптовые интернет-магазины, в которых продавали только собственные товары. Сейчас они создают маркетплейсы, в которые присутствуют и собственные товары, и товары конкурентов. Таким компаниям необходима PIM-система для управления мастер-каталогом, в котором задаются шаблоны карточек товаров и агрегируется информация о товарах.

Таким примером может быть проект крупной металлургической компании. Изначально он был b2b интернет-магазином продукции компании. Потом они открыли доступ к торговле на своей площадке и другим поставщикам.

По той же логике развиваются и крупные розничные компании. Мы внедряли PIM Compo в розничной компании, которая торгует товарами для детей. Изначально компания продавала через собственный интернет-магазин, то есть была единственным поставщиком товаров. Потом руководство решило открыть маркет-плейс, у компании появилось 150 новых поставщиков, ассортимент расширился на 60 000 SKU.

Благодаря внедрению PIM, на 78% сократилось время выхода товара на витрину (time to market), в среднем товар появляется в течение часа. Поставщики сами загружают свои товары, видят статистику продаж. Маркетплейс обеспечил 12% продаж от всего объема интернет-продаж компании.

Пускай не все компании четко понимают, как работает маркетплейс, но все хотят попробовать привлечь покупателей с помощью маркетплейса и нарастить выручку. Конечно, получится у единиц. В случае универсальных маркетплейсов были десятки попыток, сейчас остались несколько известных площадок. Так же будет и с нишевыми маркетплейсами.

CNews: Как изменилась динамика спроса на PIM Compo?

Руслан Ишмаметов: Мы видим удвоение количества запросов на PIM. Это связано в целом с повышенным интересом к цифровизации, цифровым каналам продаж и соответственно к специализированным ИТ-инструментам, каким является PIM. С другой стороны импортозамещение оказывает также влияние на спрос. Компании вынуждены заменять уже внедренные зарубежные решения на отечественные. Также развитие торговли на маркетплейсах подогревает спрос на PIM. Мы ожидаем кратного увеличения спроса на PIM Compo.

Что дает внедрение PIM

CNews: Как измеряется эффект от внедрения PIM?

Павел Жук: Во-первых, хочется отметить видимый для клиента - покупателя результат работы PIM - это подробная карточка товара со всеми необходимыми атрибутами для принятия решения о покупке клиентом. Для этого нужна работа как в PIM, так и над самой витриной.

Руслан Ишмаметов: Вообще, у нас есть целая методология, как можно оценивать эффекты от внедрения PIM. Мы поделили показатели на 4 типа: экономия на разработке, увеличение продаж, эффекты на операционные процессы; повышение адаптивности предприятия.

Мы проанализировали 5 крупнейших проектов внедрения Compo за последние 12 месяцев и увидели, что с помощью PIM системы компании улучшили 11 бизнес-показателей, перечислю некоторые из них. Увеличились конверсия в корзину и средний чек, LTV. Сократились количество возвратов, время выхода нового товара на витрину, издержки: в 4 раза меньше времени уходит на работу с контентом каталога; в 3 раза меньше времени и ресурсов требуют различные настройки системы; в 2 раза уменьшилось количество контент-редакторов.

Андрей Шишкин: Я представляю компанию X-Com, мы торгуем компьютерным и промышленным оборудованием уже 25 лет, и 20 из них мы продаем большую часть товаров через собственные интернет-магазины, всего у нас около 700 000 SKU. Одновременно мы поставляем под заказ специфичное оборудование.

Мы создали самописную PIM-систему для работы с товарным контентом, которая была частью ИТ-ландшафта компании. Решение устарело — не позволяло решать новые задачи и не масштабировалось.

Мы обратились в Compo за решением проблемы. Нам требовалось создать новую систему, которая позволила бы поставщикам напрямую заводить информацию о товарах. Это очень важно по двум причинам. Во-первых, некоторые наши поставщики за месяц добавляют до 20 000 новых SKU. На обработку такого объема информации у нас уходило до двух месяцев, а сейчас она попадает на витрину за неделю. Мы сократили свои трудозатраты и ускорили время появления товара на витрине.

Во-вторых, мы сократили влияние человеческого фактора на описание товара, то есть уменьшили количество ошибок в карточке товара. Например, речь о поставке специфичного оборудования, которое идет 3 месяца. Цена ошибки очень велика 一 у заказчика срывается проект, он идет в суд. Сейчас ответственность за правильное описание лежит на поставщике. Часто это производитель, и никто лучше него не знает возможности оборудования. Кроме того, PIM позволяет увидеть, кто сделал ошибку в описании.

Другая задача, которую мы решили. У нашей компании несколько визуально независимых интернет-магазинов, на которых карточки товаров выглядят по-разному. Нам требовалась возможность управлять описанием и размещением товаров с учетом особенностей всех сайтов и при этом в едином информационном поле. Например, на одном сайте для одного и того же товара показываются только основные характеристики, на другом 一 только технические, на третьем только картинки, а на четвертом товар не показывается вообще.

Также с помощью PIM мы создали логические связи между товарами и теперь подсказываем, какие сопутствующие товары могут пригодиться. Самый простой пример 一 к этому ноутбуку отлично подойдет именно это мышка. Технических связей между товарами десятки тысяч. Мы создаем связи не только с помощью ИИ, но и сами 一 если по товарной позиции небольшой объем продаж, например сервера покупают не каждый день.

PIM помогает находить ошибки. Например, мы продаем 5000 ноутбуков. Аналитики выгружают их описания, анализируют и выявляют, что у двух ноутбуков одна техническая характеристика резко отличается от всех других. Результаты анализа передаются в отдел контента, который исправляет описание товара.

Андрей Шишкин, X-Com: Когда у производителя есть PIM, он в разы увеличивает скорость вывода своего продукта на рынок

Как будут развиваться российские PIM-системы

CNews: Как, с точки зрения заказчика, будет развиваться PIM?

Андрей Шишкин: 2 года назад мы попытались интегрироваться с PIM-системой HP, которой управлял подрядчик. Он отвечал за распространение контента о товарах HP в России. Оказалось, что контент вводится в систему с ошибками, и мы отключились от системы. Но стремление HP распространять контент о товарах 一 это тенденция.

Когда у производителя есть PIM, он в разы увеличивает скорость вывода своего продукта на рынок, гарантируя качественное описание. Это влияет на доверие к бренду. Имиджевые риски всегда ложатся на производителя, а не на продавца. Кроме того, производителю выгоднее самому зайти на маркетплейс, а не платить процент посреднику.

Например, производитель электроники размещает свой товар на 500 площадках. Завести одну карточку товара, по нашим оценкам, стоит 50 рублей. То есть с помощью PIM производитель экономит 25 000 рублей на одном товаре и ускоряет вывод товара на витрину.

Возможно, через 5-7 лет на рынке останется 2-3 полнофункциональные PIM-системы.

CNews: Как уход иностранных вендоров повлиял на развитие российских PIM-систем?

Руслан Ишмаметов: Как всегда можно по-разному оценивать те или иные события. С одной стороны открылись новые возможности по созданию собственных, российских решений PIM, появились новые клиенты, которым требуется заместить уже существующие работающие импортные решения. С другой стороны снижение конкуренции, отсутствие внешней экспертизы, общее состояние экономики и предприятий могут негативно сказаться на будущем PIM.

Выбирая решение, отечественным заказчикам необходимо учитывать тот факт, что все зарубежные решения, западные в первую очередь, могут завтра или послезавтра свернуть сотрудничество с Россией.

А в случае, если компании хотят сами хотят внедрять open-source PIM, потому что у них есть свои разработчики, то возникают другие риски. У них нет опыта в предметной области PIM, нет опыта разработки выбранного open-source-решения, нет методологии оптимизации процессов контент-менеджмента. В результате внедрение и кастомизация обходятся дороже, чем если бы они приобрели решение у российского вендора.

Compo PIM имеет широкий функционал, а также дополнительные модули:

  • мультилингвальность;
  • интеграция еще с тремя маркетплейсами России, (сейчас Compo интегрируется с Ozon, «Яндекс.Маркетом» и WB);
  • DAM-модуль, с помощью которого можно управлять изображениями и видеоконтентом о товаре.

Андрей Шишкин: Мы рассматривали Pimcore, но отказались от внедрения. По нашим оценкам, его доработка стоила бы дороже, чем создание и развитие собственного PIM.

CNews: Вы уже затронули тему развития российских решений. Какого еще функционала им не хватает?

Руслан Ишмаметов: Мы не можем говорить за весь рынок и все решения, но на примере своего решения можем поделиться планами разработки.

Мы планируем развивать функционал управления бизнес-процессами контент-менеджмента. Ролевая модель и распределение доступов у нас уже реализовано. Также есть настройка типового бизнес-процесса описания товаров. Сейчас мы хотим добавить визуальное редактирование бизнес-процесса (BPMN), чтобы администраторы могли создавать, редактировать, включать / выключать те или иные процессы контент-менеджмента.

Мы завершаем создание автоматических правил. Например, есть правило по обогащению описания товара синонимами. То есть роль контент-менеджера сведется к созданию правил и проверке их корректной работы.

Отдельное направление нашей работы интеграция PIM с внешними отраслевыми базами описаний товаров. Например, такие базы есть в электротехнике. Контент о товаре можно обогащать внешней информацией, например по штрих-коду, из международных баз данных, с помощью парсеров, API или другими способами. Пользователь сможет настроить автоматическую актуализацию информации о товаре внутри PIM из внешних готовых баз товаров.

До конца 23 года мы планируем выпустить "облегченную" версию нашего решения в виде облачной версии - SaaS. Для нас это выход на совершенно новую аудиторию малого бизнеса, которым PIM может работать с маркетплейсами...

Практика внедрения PIM

CNews: Почему PIM можно рассматривать как точку входа в цифровую трансформацию e-commerce?

Руслан Ишмаметов: По нашему опыту, все проекты в электронной коммерции начинаются с каталога товаров: какие у товаров свойства, как управлять каталогом, каким будут рубрикатор, атрибуты, фильтры и т.д. Поэтому с точки зрения бизнеса внедрение Compo PIM 一 это новый уровень развития электронной коммерции в каждой компании.

Нужно отметить, что у нас не совсем классический PIM, а полноценный MDM (управление всеми данными) для торговых компаний. И из коробки уже доступна готовая бизнес-модель по управлению ценообразованием, остатками, клиентами, контрагентами и заказами.

CNews: Какие советы вы можете дать заказчику перед внедрением PIM-системы?

Павел Жук: Важно до старта проекта определить те KPI, которых хочет достигнуть компания. Наши заказчики делятся на две категория. Первые знают, чего хотят. А вторые хотят внедрить PIM, но не могут сформулировать, для чего. Например, оптимизация затрат за счет более автоматизированного процесса работы с контентом или повышение продаж за счет более высокой конверсии в продажу; повышение процессов управления; глобальный процесс цифровизации бизнеса.

Важно заранее понять, кто и как будет работать в PIM, как система изменит процессы в компании, с какими ИТ-решениями будет взаимодействовать система. Compo как вендор и интегратор готов помочь на подготовительном этапе, а ведь не каждый поставщик PIM готов оказывать услуги консалтинга. Заказчики же хотят получить не только ПО, но и экспертизу.

Андрей Шишкин: Нужно быть морально готовым к тому, что внедрение обычно длится дольше, чем 3 месяца, и стоит недешево. Без понимания конкретных целей моральной готовности не будет.

CNews: Как выглядят этапы внедрения PIM?

Руслан Ишмаметов: Мы ушли от каскадного внедрения, когда сначала проводится аудит всех процессов заказчика, потом составляются функциональные требования, ТЗ.

Мы перешли к гибкому внедрению, когда данные заказчика сразу заливаются в коробочную версию PIM Compo. Мы с заказчиком на практике находим сильные и слабые стороны нашего решения и создаем user-стори по доработке. Определяем критически важные US для MVP и в несколько 2-х недельных спринтов запускаем MVP. Далее планомерно дорабатываем продукт до целевого состояния.

Постепенный запуск понятнее, быстрее и проще для обеих сторон. Заказчик видит результат уже в первый месяц.

CNews: Как заказчику оценить эффект от внедрения PIM-системы?

Руслан Ишмаметов: После внедрения PIM увеличивается товарооборот. Ускоряется, становится проще и автоматизируется работа контент-отдела, сокращаются издержки.

Операционные изменения позволяют снизить долю возврата и иногда приводят к непредвиденным экономическим эффектам. Например, в PIM заполняются габаритные размеры товара, что помогает оптимизировать размещение товара на складе. В PIM появляются аналоги товаров, и менеджеры по продажам видят их в системе во время общения с клиентом и могут их предложить.

Не надо разрабатывать систему с нуля, есть коробочное решение и команда разработки у поставщика. Это ускорят цифровизацию бизнеса.

CNews: Насколько сильно меняются процессы в компании после внедрения PIM?

Андрей Шишкин: Для компаний, у которых ранее не было PIM, победой будет наоборот - полностью изменившиеся процессы, ускорение и повышение прозрачности процессов.

CNews: Охарактеризуйте объем интеграции с PIM, который необходим крупным торговым компаниям?

Павел Жук: PIM крупного ритейлера обычно берет данные из «», обогащает их картинками из хранилища. Информация об остатках может храниться в «1С», WMS. В некоторых крупных компаниях используются несколько «1С», приходится интегрироваться со всеми. Далее PIM интегрируется с розничным, оптовым магазином компании, с мобильным приложением и маркетплейсами, а также с сотнями поставщиков. Поставщики передают данные о товарах в виде Excel-файлов или по API.

Если контрагент меняет ИТ-систему, из которой выгружает информацию о товарах, или меняет формат описания, необходима донастройка PIM. Кстати, маркетплейсы регулярно меняют свои API или форматы товарных карточек, и техподдержка вендора подстраивает PIM под изменения. При этом пользователь с помощью настроенных коннекторов видит все изменения в каталоге в едином информационном поле PIM.

CNews: Как PIM-система помогает заполнять карточки товаров?

Павел Жук: Интерфейсы маркетплейсов отличаются и иногда бывают не очень удобными. В PIM единый интерфейс, это очень облегчает работу редакторов. При разработке интерфейса Compo мы уделили много внимания удобству: расстоянию между элементами, контрастности, чтобы не уставали глаза.

Есть система подсказок, и контент-менеджер сразу видит, где и что нужно поправить.

Автоматическая валидация информации предохраняет от ошибок ввода, например невозможно ввести цифру вместо текста и наоборот.

Почему при выборе PIM важен платформенный подход

CNews: Какими преимуществами обладает Compo по сравнению с другими решениями?

Павел Жук: Те решения PIM, которые нам известны - это решения, заточенные исключительно под управление контентом. В нашем случае PIM Compo - является частью большой платформы Compo Platform. Именно поэтому мы можем добавить в PIM склады, остатки, цены, принадлежность номенклатуры поставщикам и т.д. Наше преимущество - возможность к PIM подключить другие необходимые функции и реализовать целую платформу решений, необходимых для торговли в цифровых каналах.

В Compo Platform, кроме PIM, входят 8 систем:

  1. MDM 一 система справочников для управления основными данными: о ценах, регионах, контрактах, организациях, связях;
  2. eCom 一 подсистема управления данными и процессами в области цифровой коммерции B2B и B2C, включает корзину, контроль заказов;
  3. DAM 一 блок управления медиаактивами;
  4. Search 一 гибкий поиск на базе технологий elasticsearch;
  5. SRM 一 система управления ногменклатурой поставщиков;
  6. MPL 一 интеграция с маркетплейсами;
  7. ESBинтеграционная шина;
  8. Tracker 一 система управления проектами.

Примерно половина наших клиентов выбирают Compo именно потому, что мы используем платформенный подход. Например, один из последних крупных заказчиков 一 компания SPL 一 внедряет не только PIM, но и наш поиск, чтобы иметь возможность быстрого гибкого поиска по своей витрине товаров, а также SRM - систему управления номенклатурой поставщиков, что бы автоматизировать загрузку сотен тысяч товаров и убрать ручной труд и ошибки.

CNews: В заключение перечислите, пожалуйста, кратко, что оптимизирует PIM.

Руслан Ишмаметов: PIM оптимизирует управление товарным каталогом за счет следующих возможностей:

  • все изменения происходят в одном информационном поле;
  • большая часть рутинных процессов автоматизируется с помощью правил и получения информации из внешних баз данных БД, например из международных классификаторов и с помощью парсеров;
  • доступны массовые операции для пакетной обработки карточек товаров;
  • с помощью маркеров, системы якорей система подсказывает, где и какую информацию нужно добавить;
  • система валидирует введенную информацию на лету, что снижает вероятность ошибки в описании товара;
  • можно строить отчеты по работе отдела контента и видеть, сколько карточек заполнил редактор. Доступна аналитика вплоть до количества полей.
erid:Kra23f6T2Рекламодатель: ООО «Компо Софт»ИНН/ОГРН: 7726677170/1117746420263Сайт: http://www.compo.ru