Спецпроекты

Обзор скоро выйдет
Александр Бессарабенко, Systeme Electric: Cтандартный ИИ-сервис распознает 7−9 фактов, а ИИ от Directum — порядка 13

Чем ИИ-ассистент может быть полезен делопроизводителям, юристам и бухгалтерам? Узнали у Александра Бессарабенко, владельца продукта ЭДО в Systeme Electric, компании по производству электротехнического оборудования в России.

Александр БессарабенкоSysteme Electric

CNews: С каких процессов компания Systeme Electric начала цифровизацию?

Александр Бессарабенко: Самые главные процессы, которые мы переводили в Directum RX — это договоры и делопроизводство. Всего в нашей группе компаний 3,5 тыс. сотрудников. Так или иначе они задействованы в документообороте, потому что на текущий момент подать служебную записку, поставить какую-то задачу, разместить договор, обсудить что-то в модулях совещаний можно в рамках системы. Если мы говорим о «костяке», то это 10% тех, кто на постоянной основе занимается документооборотом.

CNews: В прошлом году вы подключили к процессам искусственный интеллект. Какие из них больше всего нуждались в этой цифровизации?

Александр Бессарабенко: Мы планомерно двигались с внедрением функций и сначала реализовали свои базовые потребности в части документооборота, освоили машиночитаемые доверенности — и сегодня у нас все электронные доверенности делаются через Directum.

Когда мы закрыли свои базовые потребности, решили опробовать искусственный интеллект: взяли на пилотирование ИИ-инструменты Directum. В течение двух месяцев тестировали различные возможности, чтобы набрать тот пул полезных функций, который окупил бы для наших процессов интеллектуальный модуль.

Первое — это корреспонденция. Входящие письма и их занесение требуют определенного времени, а с искусственным интеллектом занесение происходит в считанные секунды. Сотруднику, который этим занимается, остается их только отсканировать, и буквально через 30 секунд в системе появляется готовая карточка входящего письма.

Александр Бессарабенко, Systeme Electric: Искусственный интеллект может давать рекомендации по внутренним регламентам или по законодательству, а может выступать полноценным ИИ-агентом, который практически заменяет человека

CNews: В компании использовали ИИ от Directum только в части распознавания и занесения документов?

Александр Бессарабенко: Не только. Большой пласт работ — сравнение версий. Часто, особенно в крупных компаниях, набор правок настолько большой, что в них можно потеряться. А интеллектуальное сравнение позволяет их «подсветить». Цветовая гамма всем известная: зеленый, желтый, красный — что было добавлено, что — изменено, а что — удалено. Особенно «зашла» эта функция юристам.

Также очень помогает полнотекстовый поиск. Надо признать, что инициаторы не всегда корректно называют документы. Полнотекстовый, умный поиск позволяет найти любые фразы в документах. Это то, что базово есть в системе.

CNews: Но вы не остановились на кейсах делопроизводства?

Александр Бессарабенко: Для себя мы искали какие-то еще дополнительные функции и нашли следующее. Каждый год у нас происходит инвентаризация документов. Мы поняли, что здесь может быть достигнута самая большая экономия, и определили для себя базовый кейс — бухгалтерские документы. До этого мы пользовались облачным стандартным сервисом для распознавания. Благодаря искусственному интеллекту Directum распознавание занимает в разы меньше: вместо 2,5 минут — 30 секунд. Также это более глубокое качество: стандартный сервис распознает 7−9 фактов, а ИИ от Directum — порядка 13 фактов с учетом печати, подписи. И третье — это все исключительно локально на наших мощностях, что позволяет соблюсти конфиденциальность, а в наше время данные — это самый главный ресурс.

И второй кейс, который мы для себя проработали, касался материально-технических ценностей. У каждой компании есть выдача каких-то ноутбуков, телефонов и других ресурсов. И делается акт приема-передачи. В данном случае мы для себя без программирования разметили такие документы.

Всего за последний год у нас было порядка 600 документов, а размечено — буквально 5%. Разметку мы загрузили как отдельную модель, и дальше за 5 минут эти документы были уже с нашими внутренними фактами: идентификационными номерами сотрудников и т.д. Это очень сильно сократило трудозатраты. Одно дело — ручная работа, где есть человеческий фактор, а другое дело — контролируемая машина, которую ты можешь обучить. Эта функция дала максимальную пользу, которая помогла принять правильное решение в закупке интеллектуальных инструментов.

Наш последний эксперимент, который мы начали проводить еще осенью предыдущего года — это работа с генеративным искусственным интеллектом.

CNews: Какие задачи вы приготовили для ГенИИ от Directum?

Александр Бессарабенко: У Directum в «коробке» есть очень много функций. Одновременно у нас есть требования с точки зрения кибербезопасности, которые касаются работы с внешними моделями.

Искусственный интеллект может давать рекомендации по внутренним регламентам или по законодательству, а может выступать полноценным ИИ-агентом, который практически заменяет человека. В последнем случае экономия достигается на масштабах.

В нашем случае мы уже внедрили в юридические процессы генеративный искусственный интеллект, который принимает решения на основании внутренних регламентов компании для договоров со строгим ограничением по сумме. Мы можем просмотреть, на основании чего он принял то или иное решение. Это не черный ящик, а набор алгоритмов, которые мы можем корректировать.

На текущий момент другие подразделения нашей компании заинтересовались инструментом для автоматизации своих задач. Поэтому проект живой, первые успехи были достигнуты, но дальше — больше.

CNews: То есть затраты на оборудование для генеративных моделей в вашем случае вполне оправданы?

Александр Бессарабенко: В части оценки затрат есть две модели развития. Первая — обучать что-то свое, вкладывать огромное количество ресурсов, времени — а обучение может занять несколько лет. Второй путь — использовать коробочные решения, готовые модели. И тут надо смотреть на нужды каждой компании. Оба варианта имеют место быть. Мы для себя выбрали второй. Нам важно, чтобы на стыке различных областей искусственный интеллект мог «соображать», как бы это ни звучало.

Пока что искусственный интеллект — это не основная функция, а вспомогательная, которая приносит результаты, поэтому мы используем готовые модели, в том числе Directum.

erid:2W5zFHKCoWYРекламодатель: ООО "Директум"ИНН/ОГРН: 1835056809/1031801962092Сайт: https://www.directum.ru/