Международные компании, размещающиеся в российских ЦОДах, предъявляют множество требований, не характерных для отечественных клиентов, связанных с организацией работы объекта и параметрами инженерной инфраструктуры. Крупная мультинациональная логистическая корпорация приняла решение развернуть свою инфраструктуру в дата-центре Xelent в Санкт-Петербурге (принадлежит компании «АТОМДАТА»). Был проведен тщательный аудит, который касался как самой площадки, построенной по принципу greenfield, так и примененного интегрированного инженерного решения, включающего инновационную систему безжидкостного охлаждения. В дальнейшем инфраструктура клиента была расширена за счет аренды облачных ресурсов и создания гибридной облачной структуры.
Нужен был ЦОД, построенный в «чистом поле»
Процесс выбора дата-центра отечественными и иностранными заказчиками часто довольно сильно отличается: у последних, как правило, есть определенная методология выбора, зафиксированная в многостраничных чек-листах, с помощью которых происходит проверка площадки на соответствие многим параметрам. Некоторые из этих требований могут показаться неожиданными — например, заказчик проверяет, кому принадлежит земля под ЦОД (чтобы исключить риски, связанные с прекращением действия договора аренды или возможностью оспорить действие такого договора в суде).
Другие требования более очевидны, и разница проявляется в уровне скрупулезности, с которой клиенты проверяют соответствие системы безопасности, инженерной инфраструктуры, параметров бесперебойности, гибкости решений по хранению данных, уровню резервирования по энергоснабжению и охлаждению, параметров по влажности и температурному режиму и т.д., тем требованиям, которые записаны в чек-листах. Причем это касается международных клиентов и с Запада, и с Востока.
Так как клиентом описываемого кейса была международная компания, все перечисленные факторы учитывались при поиске партнера. Выбор был сделан в пользу дата-центра Xelent, так как с самого начала он создавался по принципу greenfield, то есть строительство велось с нуля на специально отобранном земельном участке, в то время как многие другие площадки в Санкт-Петербурге размещаются в готовых зданиях, которые были перепрофилированы под нужды ЦОД, что накладывает определенные ограничения при выборе технологических решений. Строительство же дата-центра с нуля дает преимущество с точки зрения проектирования. Например, на площадке Xelent была оптимизирована внутренняя логистика, разнесены по разным зданиям административно-бытовой комплекс и серверные залы — их соединяют два коридора, а это, в свою очередь, положительно сказывается на обеспечении безопасности, в том числе и пожарной.
Greenfield позволяет правильно спроектировать и реализовать периметр безопасности, оснащенный подобающими отступами, датчиками проникновения и системой видеонаблюдения. Всего система видеонаблюдения ЦОД включает более 200 постоянно работающих камер с глубиной хранения более 6 месяцев. Во всех коридорах установлено по две камеры, и еще по две выделены на каждый стоечный ряд. Общее количество контролируемых точек доступа — 250. Для каждого клиента созданы отдельные зоны доступа в ЦОД с индивидуальным режимом безопасности (посещение зоны — по пропускам; необходима предварительная идентификация личности). Все двери в помещениях укомплектованы электронными замками со считывателями карт, а также металлоконтактными системами оповещения. В случае проникновения двери помещения автоматически блокируются, включается сирена, аварийная лампа и звуковой сигнал. Есть собственный пост охраны, который оперативно отреагирует на появление нарушителей внутри периметра ЦОД.
От аренды стоек к облачным сервисам
На первом этапе, в 2017 г., клиент арендовал одну стойку, в которой он разместил свое оборудование. По мере развития бизнеса в регионе заказчик в 2018 г. добавил еще два стойко-места, при этом серверное оборудование для них также было арендовано у провайдера. В ходе подбора оборудования для клиента учитывались требования по сертификации, а также совместимость с собственным специализированным ПО, которое используется заказчиком для организации трекинга грузоперевозок и обмена данными с головным офисом за рубежом.
Однако общий тренд рынка заключается в постепенном отказе от эксплуатации собственной серверной инфраструктуры и переходе на облачные сервисы, так как такой подход позволяет сократить издержки, избавиться от дорогостоящей непрофильной экспертизы и сосредоточиться на ключевых бизнес-процессах. В связи с этим в 2019 г. клиентом было принято решение масштабировать инфраструктуру за счет облачных сервисов, что требовало создания гибридного облака, которое включало бы как облачный сегмент, так и уже реализованный сегмент на собственном и арендованном железе.
Дешевле и в соответствии с законом
Первоначально клиент пользовался сервисом западного облачного провайдера, однако по нескольким причинам решил перенести инфраструктуру в Россию. Во-первых, это оказалось экономически целесообразным, так как стоимость облака в ЦОД Xelent была в разы ниже, чем сервис иностранного поставщика. Во-вторых, согласно требованиям отечественного законодательства, данные российских компаний и граждан, с которыми работает клиент, необходимо хранить внутри страны. В-третьих, результаты тестирования показали, что предоставленное заказчику облачное решение не уступает с точки зрения надежности сервису, которым заказчик пользовался ранее.
Связать вместе сегменты гибридного облака
В реализации проекта по миграции в облако участвовали инженеры из штаб-квартиры заказчика. В контакте с ними специалисты дата-центра сконфигурировали и развернули среду. При взаимодействии с сотрудниками заказчика обнаружились определенные «культурные различия», которые заключалась в наличии детально проработанных техлистов и стандартов, необходимых к соблюдению.
Важным моментом была организация связности между различными сегментами в рамках гибридного облака. Преимуществом было то, что заказчик уже давно размещался на площадке и представлял, как организована сеть внутри ЦОД — в дата-центре Xelent используется преднастроенная сеть, которая позволяет быстро предоставлять сервис заказчикам.
Результаты проекта
Сначала заказчик протестировал совместимость своего софта для трекинговой платформы с облачным решением Xelent, после чего было развернуто частное облако, где решение клиента было запущено в продуктивном режиме. Для решения клиента были выделены 64 виртуальных процессора, 512 ГБ оперативной памяти, 4 ТБ дисковой памяти с интерфейсом SA и 2 ТБ пространства на твердотельных накопителях. Сетевой доступ для клиента обеспечен VPN-каналом между его офисом и дата-центром Xelent; также сеть клиента была посредством VLAN «прокинута» и в тенант заказчика на облачной платформе.
Для обеспечения сохранности данных была настроена услуга Backup-as-a-Service (BaaS), которая предлагает клиенту самостоятельную и гибкую настройку расписаний резервного копирования, определение глубины хранения резервных копий и показателей RPO и RTO.
Также была разработана услуга предоставления USB-ключей по сети (USB over IP), благодаря которой заказчик смог использовать их для «проброса» в виртуальные серверы на облачной платформе. Важно, что эта услуга была реализована на отечественном оборудовании, а на основе опыта взаимодействия с клиентом она была значительно усовершенствована и теперь предоставляется также и другим заказчикам.
В целом комбинация услуг colocation, аренды оборудования и облачных сервисов позволила предложить клиенту оптимальный набор услуг, обеспечивающих надежную работу его ИТ-систем, а также значительно сократить расходы на поддержание бесперебойной работы инфраструктуры за счет настройки правильного сетевого взаимодействия различных сегментов и переезда из зарубежных облаков в отечественное.