CNews: Каким стал российский ИТ-рынок в 2020 году?
Сергей Попов: Глобальный тренд на цифровизацию получил новое звучание и новый виток развития. Пандемия и ограничения привели к снижению деловой активности, формированию непростой ситуации в экономике и бизнесе. Однако мы видим, что во многих сегментах это ускорило цифровизацию, внедрение передовых ИТ-решений шло форсированными темпами. 2020 год дал дополнительный импульс для развития e-commerce, финтеха, сервисов доставки и логистических компаний. Капитализация многих относительно небольших компаний в данный период резко взлетела и значительно обогнала классические модели бизнеса. Форматы удаленной и гибридной работы доказали свою эффективность и прочно вошли в корпоративную жизнь, как и ИТ-решения, которые их обеспечивают.
Технологическая экспертиза, надежное партнерство с ключевыми мировыми и отечественными производителями оборудования и ПО, накопленный опыт (включая опыт прохождения кризисов), а также глубокое понимание трендов ИКТ-рынка позволили «АйТеко» сохранить финансовую стабильность и продолжить реализацию стратегических и масштабных проектов для наших заказчиков.
Подтверждая лидерские позиции на рынке, команда «АйТеко» работала над созданием ИТ-инфраструктуры, построением распределенных центров обработки данных, оказанием сервисных услуг и услуг аутсорсинга, внедрением телеком-систем, мультимедийных решений и технологий обработки больших данных. Выросло количество проектов, которые мы реализуем для финансовых организаций, ритейла, промышленных предприятий, компаний нефтегазового сектора и энергетики.
Весной 2020 года компания была включена в перечень системообразующих организаций российской экономики в сфере информации и связи, который был сформирован с учетом предложений Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России.
CNews: Расскажите подробнее о том, каким был ответ «АйТеко» на сложившуюся из-за пандемии ситуацию?
Сергей Попов: В условиях ограничений мы оперативно перестроили внутренние бизнес-процессы и помогали заказчикам организовать удаленную работу. Скорость внедрений при высоком качестве оказываемых услуг и наличие разносторонней ИТ-экспертизы были важнейшими факторами при переводе компаний на удаленный формат работы.
В кратчайшие сроки наши специалисты разработали и предложили заказчикам кросс-платформенное решение «Дистанция» для быстрой организации удаленных рабочих мест с учетом масштаба организации: малый и средний бизнес, крупный enterprise и госзаказчики. «Дистанция» была включена в реестр технических решений для организации процесса удаленной работы Минпромторга России. В составе решения — классическая виртуализация рабочих мест, системы хранения, совместной работы и онлайн-редактирования документов, средства UC/ВКС, электронная почта и многое другое. Дополняют их программные компоненты, обеспечивающие соответствие требования ИБ, включая сертифицированные ФСТЭК. Инструменты удаленной работы возможно развернуть на площадке заказчика или из облака «СБКлауд», соответствующего ФЗ-152, на базе собственного ЦОДа «АйТеко», который имеет сертификат Tier III, — «ТрастИнфо».
Кроме того, в условиях удаленной работы актуальными для заказчиков «АйТеко» оказались модернизация сетевой инфраструктуры, комплексное укрепление центров обработки данных, инсталляция дополнительных серверов и линий связи, расширение уже имеющихся систем хранения данных.
Компания «СБКлауд», входящая в группу «АйТеко», поддержала в непростое время малый и средний бизнес: гранты для новых пользователей «Бизнес облака» были увеличены в 2 раза. Новые пользователи получили возможность сразу работать со всей линейкой облачных услуг «СБКлауд» — от создания резервных дата-центров до аренды офисных приложений для обеспечения удаленной работы.
Параллельно, предвидя постепенное изменение ситуации и новые запросы рынка, мы подготовили антикризисный комплекс ИТ-решений. В него вошли безопасный удаленный доступ, оптимизация инфраструктуры сетей в условиях повышенной нагрузки, создание «гибких офисов», унифицированные коммуникации, а также бесконтактные решения: биометрические пропускные системы и средства голосового управления, решения для экономии бюджета печати, сервис инфраструктуры заказчика и аутстаффинг ИТ-персонала. Использование этих решений помогло компаниям преодолеть последствия ограничений, обеспечить соответствие требованиям регуляторов в части информационной безопасности и организации труда, повысить эффективность бизнес-процессов. И при этом снизить затраты на ИТ.
Модернизация ИТ-инфраструктуры, внедрение решений для удаленной работы и удаленных совещаний помогут организациям поддерживать эффективность процессов и расти в долгосрочной перспективе.
CNews: Какие технологические направления получили развитие в 2020 году? Можете ли привести примеры конкретных внедрений и проектов?
Сергей Попов: Искусственный интеллект и интегрированные коммуникации стали для нас одними из наиболее приоритетных направлений. Центр когнитивных технологий «АйТеко» разработал интеллектуальную систему анализа видеоархивов для выявления нарушений при пассажирских и грузовых перевозках. В основе системы — платформа промышленного зрения SmartCV. Также ЦКТ был создан модуль Liveness Detection для защиты от взлома систем биометрической идентификации по изображению лица, разработано решение AR Support с дополненной реальностью для удаленного ремонта и обслуживания оборудования. Биометрический СКУД SmartBM вошел в наш антикризисный пакет для стабилизации компаний.
Результатом сотрудничества «АйТеко» и «Гринатома» (ИТ-интегратора госкорпорации «Росатом») стал импортонезависимый сервис для 100 тысяч работников атомной отрасли страны. Реализована корпоративная коммуникационная среда для безопасного обмена информацией между работниками «Росатома» и их взаимодействия с партнерами и контрагентами. На первом этапе проекта были запущены корпоративный мессенджер eXpress и сервис видео-конференц-связи Mind — они являются российскими разработками и входят в реестр отечественного ПО Минкомсвязи. Удобное взаимодействие с информационными системами и сервисами обеспечивает через программный интерфейс приложения чат-бот. Проект «Мобильное коммуникационное решение для сотрудников атомной отрасли» был признан лучшим в области ИТ-решений для совместной работы по итогам ежегодного конкурса редакции Global CIO «Проект года-2020».
Еще одним ярким примером проекта на базе российских разработок является создание импортозамещенной инфраструктуры «ведомственного облака» Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Специалисты «АйТеко» развернули программно-определяемый центр обработки данных, используя решения группы компаний Astra Linux. Новая ИТ-инфраструктура соответствует требованиям по обеспечению 3-го класса защищенности ГИС.
Несмотря на очень сжатые сроки, инженеры «АйТеко» реализовали видеоплатформу для проведения VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» в дистанционном формате. Количество участников этого соревнования стало рекордным: около 3000 ребят, более 700 экспертов из регионов России и других стран мира.
Активно развивается направление видеоаналитики и компьютерного зрения. «РТ-Техприемка» (госкорпорация «Ростех») и компания «ВидеоМатрикс», входящая в группу компаний «АйТеко», реализовали проект АРМИЛ (автоматизированное рабочее место для инспекции листов). АРМИЛ представляет собой программно-аппаратный комплекс на базе машинного зрения. Готовые стальные листы размещаются на платформе устройства и анализируются видеокамерами. Полученные изображения обрабатываются программным обеспечением Vmx Dequs. Программа на основании заданных характеристик выявляет дефекты изделия, в том числе царапины и трещины, и классифицирует продукцию.
Нельзя не отметить и инфраструктурные проекты, в которых использованы продукты и оборудование вендоров. В частности, здесь можно назвать совместный с Simple Group проект по построению отказоустойчивой ЛВС на базе решений Huawei, проектирование со специалистами компании «Элара» резервного ЦОД, разработку типового телеком-решения для «Леруа Мерлен».
Успешно подбирать и разворачивать решения вендоров команде «АйТеко» помогает постоянное повышение экспертизы, прохождение сертификаций. Например, на данный момент «АйТеко» является одним из немногих партнеров Huawei в России, в чьем ресурсном пуле есть специализация CSP Digital Power уровня 5 звезд в рамках сервисного партнерства. Это позволяет «АйТеко» на высочайшем уровне работать с решениями вендора для обслуживания ИТ-инфраструктуры заказчиков, в том числе модульных ЦОД.
Сегодня мы продолжаем строить доверительные и честные отношения с участниками рынка, повышать экспертизу команды, чтобы оставаться надежным бизнес-партнером и помогать заказчикам в решении их задач, используя передовые технологии и лучшие практики ИКТ-рынка, учитывая отечественные и мировые тренды. О глобальных трендах и передовых технологиях подробно говорилось на традиционной декабрьской конференции, организованной «АйТеко» совместно с партнерами — компаниями Cisco, APC by Schneider Electric, Hewlett Packard Enterprise, Huawei, Micro Focus и NetApp.