CNews: Эксперты и аналитики очень много говорят о наступлении эпохи новой нормальности, вызванной пандемией коронавируса и расширением практики полностью дистанционной и гибридной форм работы. Как этот тренд будет развиваться в дальнейшем?
Сергей Хомяков: Действительно, новая нормальность в каком-то смысле стала уже вполне обыденным явлением, а домашние офисы по своей функциональности не уступают, а в чем-то даже и превосходят традиционные рабочие места в бизнес-центрах. Поэтому сейчас рынок пытается понять, что будет происходить в ближайшем будущем. Мы в Poly приняли на вооружение термин «следующая нормальность». Он будет характеризоваться еще большим развитием гибридных практик, что даст еще больше гибкости бизнесу.
К слову, эксперты IDC при поддержке Poly провели исследование на тему развития практик гибридной работы в разных регионах планеты. Оно показало, что 86% компаний по всему миру поставили перед собой задачу повышения гибкости через оцифровку внутренних процессов и предоставление сотрудникам больших возможностей для удаленной работы. Но при этом в организациях из Северной Америки готовы сделать вариант с удаленной работой приоритетным, в Азии останется более популярным вариант с физическим присутствием в офисе, а европейцы смотрят в сторону гибридного формата.
Эти данные позволяют нам констатировать, что всего за год в мире произошли удивительные перемены. Вспомните, до пандемии нормой для многих компаний был презентеизм. При этой модели сотрудники выходят в офисы даже с высокой температурой, потому что иначе боятся потерять рабочие места. Эффективность рабочего процесса при этом мало кого интересовала. Главное, чтобы человек физически присутствовал в офисе. Пандемия совершила переворот в сознании и работников, и их руководителей. На смену презентеизму пришел просьюмеризм, при котором функции профессионала и потребителя уживаются в одном человеке.
Поэтому столь высока роль технологий. Будет ли полноценным домашний офис просьюмера без гарнитуры с шумоподавлением? А как организовать важную встречу без аудио-видеопанелей для совместной работы? Просьюмерам принципиальны комфортность и качество работы, они часто выбирают универсальные устройства профессионального уровня, которые можно использовать и в нерабочих целях.
CNews: Как будут в эпоху следующей нормальности, о которой вы говорите, меняться представления о рабочих пространствах?
Сергей Хомяков: Компании в каком-то смысле проходят этап смещения акцентов. Раньше фундаментом многих бизнес-процессов становилось обустройство фиксированных рабочих мест для своих сотрудников. Теперь этот фундамент «поплыл», перестав быть обязательным условием. Главное — обеспечить условия для максимально продуктивной работы. В этой модели все еще нужны некие точки корпоративной идентичности и централизованные рабочие пространства — офисы, в которых будут лежать трудовые книжки и проводиться мозговые штурмы по критическим задачам. Но большую часть времени сотрудники будут находиться в гибридных зонах.
CNews: Что к ним относится?
Сергей Хомяков: Их можно достаточно четко разделить на три категории, и у Poly есть решения для каждой из них. Первая — домашние офисы, которые в следующей нормальности будут все чаще выглядеть как полноценные рабочие пространства, оборудованные гарнитурами, веб-камерами, устройствами громкой связи и настольными телефонами следующего поколения.
Вторая категория — коворкинг-пространства, имитирующие нахождение в коллективе для тех, кто работает по удаленному или гибридному сценарию. Они пока чуть менее популярны в России, но на глобальном уровне начали набирать популярность еще до пандемии. Расчеты показывали, что их число может увеличиться на 40%, а с учетом вызовов, вставших перед человечеством, этот показатель наверняка изменится в сторону увеличения.
И, наконец, третья категория — вспомогательные офисы, которые частично заменят крупные офисы в центрах мегаполисов. Многие сотрудники не хотят проводить в пробках и метро то время, которое можно потратить на решение творческих задач. Для них в отдельных районах города можно открывать бэк-офисы, не несущие никакой представительской функции и являющиеся сугубо рабочим пространством. Исследование Gartner свидетельствует о том, что 13% финансовых директоров уже сократили расходы на недвижимость с помощью такой модели.
CNews: Требует ли это системного пересмотра корпоративной культуры?
Сергей Хомяков: Безусловно, ведь она должна оставаться гибкой и инклюзивной. Поэтому роль унифицированных коммуникаций возрастает как никогда прежде: голос каждого «гибридного» сотрудника должен быть услышан, а это значит, что его рабочее место необходимо оснастить современными средствами коммуникаций и совместной работы. Важно при этом помнить, что и цифровые менеджеры будущего должны принимать участие во всех значимых операциях с помощью аудио- и видеозвонков, развивая тем самым виртуальное сотрудничество.
CNews: Уже сейчас говорят о том, что отсутствие живого общения в конечном итоге может сильно ударить по отношениям между коллегами и их продуктивности. Вы согласны с этим?
Сергей Хомяков: Конечно, из-за того, что коллеги, работающими в рамках одного проекта, реже видят друг друга, отношения между ними становятся менее доверительными и искренними. Сейчас эта проблема не стоит остро, но в высоконагруженных компаниях с интенсивной ИТ-деятельностью об этом стоит подумать уже сегодня.
Как повышать уровень доверительности отношений и вовлеченности сотрудников в ИТ-проекты? Здесь необходимо достижение технологического паритета. В IDC утверждают, что гибридный формат за прошлый год стал популярнее на 211%, а 80% ИТ-менеджеров, внедряя новые решения, обращают внимание на степень их совместимости с различными устройствами — планшетами, ПК, телефонами и т.д. Сотрудники должны в любой момент времени иметь неограниченный доступ ко всем необходимым им ресурсам. В 42% организаций по всему миру решают вопрос устранения проблем при коммуникациях. И в том числе поэтому в 62% компаний, реализующих долгосрочную стратегию цифровой трансформации, активно инвестируют в периферийные устройства для коммуникаций — гарнитуры и камеры. Именно они помогут бизнесу достичь технологического паритета и оставаться успешным в конкурентной борьбе.